#Жанры средневековой литературы
Жанры средневековой литературы
Тег

Жанры средневековой литературы

Жанры средневековой литературы
Найденo 14 статей
Направления, стили, жанры в литературе
Макама
Мака́ма, жанр средневековой плутовской новеллы в арабской, персидской и еврейской литературах. Писалась рифмованной ритмизованной прозой с включением поэтических фрагментов, соединяя в себе свойства высокой и простонародной литературы. Макамы объединялись в циклы с единым рассказчиком и героем (обычно ловкий бродяга, своим красноречием добывающий себе пропитание). Основатель жанра – Бади аз-Заман аль-Хамадани; законченный вид макаме придал Абу Мухаммад аль-Касим аль-Харири. В 12 в. (в творчестве Махмуда аз-Замахшари) авантюрный элемент исчез; макама предстала образцом учёной украшенной прозы. В арабской литературе жанр сохранялся до 20 в.
Яхья ибн Махмуд аль-Васити. Путешественники в лодке. Иллюстрация из Макамата Бади аз-Замана аль-Хамадани. 1237
Направления, стили, жанры в литературе
Легенда
Леге́нда (лат. legenda, буквально – то, что должно быть прочитано), литературный и фольклорный жанр. Жанр средневековой религиозной литературы; назидательная история (или цикл историй) из жизни христианского святого. Жанр фольклорной несказочной прозы, осмысляющий чудесные события, связываемые с явлениями живой и неживой природы, миром людей, со сверхъестественными существами (Бог, святые, ангелы, нечистые духи). Обозначение «легенда» применяется также к живописным и музыкально-драматическим произведениям, связанным с сюжетами легенд. Легендой может называться песня в народном духе о событиях далёкого прошлого (разновидность вокальной баллады) или инструментальное произведение повествовательного характера.
Литература
Направления, стили, жанры в литературе
Куртуазная литература
Куртуа́зная литерату́ра (от франц. сourtois – учтивый, вежливый), лирические и повествовательные произведения западноевропейской литературы 11–15 вв., которые опираются на представление о куртуазности как основе поведения рыцаря и отражают систему ценностей рыцарского сословия. В центре куртуазной системы ценностей – понятие «куртуазной (изысканной, возвышенной) любви», понимаемой как бескорыстное служение Даме, которое требует от рыцаря постоянного нравственного самосовершенствования.
Граф Крафт фон Тоггенбург получает от возлюбленной награду в виде венка. Миниатюра из Манесского кодекса. 1300–1340
Направления, стили, жанры в литературе
Древнерусская повесть (жанр)
Древнеру́сская по́весть, общее обозначение произведений древнерусской литературы (11–17 вв.), различных по своей художественной структуре и объединённых лишь признаком повествовательности – связным описанием неких событий. «Повестями» именовались произведения религиозно-назидательного характера, летописи («Повесть временных лет»), пространные биографии царей и полководцев. Крупнейшие памятники древнерусской повести – «Повесть о Горе-Злочастии», «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Фроле Скобееве».
Взятие Рязани монгольским ханом Батыем. 1237. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 16 в.
Направления, стили, жанры в литературе
Рондо (14–15 вв.)
Рондо́, текстомузыкальная форма, распространённая во Франции в 14–15 вв. В период французского арс нова поэтическое рондо стабилизировалось как одна из твёрдых форм (наряду с виреле и балладой) с текстом преимущественно куртуазно-лирического содержания, а музыкальное рондо – как разновидность многоголосной песни. Поэтическое рондо в наиболее частом случае – одна 8-строчная строфа с двумя рифмами и рефреном. Особенно значимы рондо Гильома де Машо, из них с музыкой сохранилось 21 (все многоголосные), среди самых популярных – 4-голосное «Rose, liz, printemps, verdure» («Роза, лилия, весна, зелень») и 3-голосное «Puis qu'en oubli sui de vous» («Пусть вами я забыта»).
Музыка
Направления, стили, жанры в музыке
Ле
Ле, поэтический и музыкальный жанр в средневековой Франции, особенно распространённый в 13–14 вв. Термином обозначали разные по форме и содержанию произведения – повествовательные и лирические; сохранившиеся артефакты (около 40 полностью нотированных одноголосных ле) до начала 14 в. плохо поддаются систематизации. Музыкальная и поэтическая организация, а также характер взаимоотношения музыки и текста в них нестабильны. Стихотворения содержат разное количество строф, каждая из которых, как правило, структурирована по-своему. Текстомузыкальная форма ле в пору его позднего расцвета стабилизировалась в творчестве Гильома де Машо (всего 19 композиций).
Музыка
Жанры и формы. Техника композиции
Дескорт
Деско́рт (франц. descort, нем. Descort, от лат. discordia – разногласие), поэтический и музыкальный жанр в творчестве трубадуров и труверов. Первоначально появился у трубадуров как разновидность строфической песни (кансоны) куртуазно-лирического содержания, но с изощрённой сменой структуры от одной строфы к другой (размер, рифмовка, иногда метр) – этой «разноголосице», как считается, и обязан термин. В дескорте «Ara quan vey verdejar» Раймбаута де Вакейраса принцип доведён до крайности: в нём каждая следующая строфа написана на ином языке/диалекте (провансальском, итальянском, старофранцузском, гасконском, галисийско-португальском). В 13 в. дескорт переняли труверы, причём с точки зрения музыкального оформления различия между ним и французским ле нет; поэтому сочинения этого жанра у труверов ныне обозначают как «ле-дескорты». Сочинения в таком жанре писали Готье де Даржи, Колен Мюзе, Жиль ле Винье, Гильом ле Винье, Тома Эрье и другие, в том числе безымянные, поэты и музыканты. Анонимное «Ле Арлекинов» (Lai des Hellequines) из «Романа о Фовеле» (между 1310 и 1316) внутри самого поэтического текста названо дескортом, хотя по своему поэтико-музыкальному строению оно представляет собой нормативное ле 14 в.
Музыка
Термины
Виреле
Виреле́, текстомузыкальная форма, распространённая во Франции в 14–15 вв. В период французского арс нова поэтическое виреле стабилизировалось как одна из твёрдых форм (наряду с балладой и рондо́), с текстом преимущественно куртуазно-лирического содержания, а музыкальное виреле – как разновидность танцевальной песни. Художественно наиболее значимы виреле Гильома де Машо: из 33 виреле 25 одноголосны, 7 двухголосны и одно трёхголосно, среди часто исполняемых – непритязательные и мелодичные «Douce dame jolie», «Foy porter», «Ay mi! dame de valour».
Музыка
1
2