#Жанры средневековой литературыЖанры средневековой литературыИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегЖанры средневековой литературыЖанры средневековой литературыНайденo 14 статейЖанры и формы. Техника композицииЖанры и формы. Техника композиции Троп (в григорианском хорале)Троп, вставка нового текста и/или новой мелодии в существующий григорианский распев. Разработка оригинального распева с помощью такого рода интерполяций называется тропированием. Условный обобщающий термин, используемый в исследованиях григорианики; в реальных средневековых рукописях наряду со словом tropus встречаются также laudes, prosa, prosella, prosula, verba, verbeta, versus, которыми описывались как троп, так и секвенция. В отличие от секвенции, которая со временем стала отдельным литургическим жанром, троп не обрёл такого статуса и рассматривается как модификация оригинального жанрового прототипа.Направления, стили, жанры в литературе МакамаМака́ма, жанр средневековой плутовской новеллы в арабской, персидской и еврейской литературах. Писалась рифмованной ритмизованной прозой с включением поэтических фрагментов, соединяя в себе свойства высокой и простонародной литературы. Макамы объединялись в циклы с единым рассказчиком и героем (обычно ловкий бродяга, своим красноречием добывающий себе пропитание). Основатель жанра – Бади аз-Заман аль-Хамадани; законченный вид макаме придал Абу Мухаммад аль-Касим аль-Харири. В 12 в. (в творчестве Махмуда аз-Замахшари) авантюрный элемент исчез; макама предстала образцом учёной украшенной прозы. В арабской литературе жанр сохранялся до 20 в.Направления, стили, жанры в литературе Рыцарский романРы́царский рома́н, один из основных жанров развлекательной средневековой и ренессансной литературы; повествование в стихах или прозе, рассказывающее о приключениях героя-рыцаря, ищущего любви, славы и приключений. Сформировался во 2-й половине 12 в. как письменный, принципиально авторский литературный жанр.Направления, стили, жанры в литературе ЛегендаЛеге́нда (лат. legenda, буквально – то, что должно быть прочитано), литературный и фольклорный жанр. Жанр средневековой религиозной литературы; назидательная история (или цикл историй) из жизни христианского святого. Жанр фольклорной несказочной прозы, осмысляющий чудесные события, связываемые с явлениями живой и неживой природы, миром людей, со сверхъестественными существами (Бог, святые, ангелы, нечистые духи). Обозначение «легенда» применяется также к живописным и музыкально-драматическим произведениям, связанным с сюжетами легенд. Легендой может называться песня в народном духе о событиях далёкого прошлого (разновидность вокальной баллады) или инструментальное произведение повествовательного характера.Направления, стили, жанры в литературе Куртуазная литератураКуртуа́зная литерату́ра (от франц. сourtois – учтивый, вежливый), лирические и повествовательные произведения западноевропейской литературы 11–15 вв., которые опираются на представление о куртуазности как основе поведения рыцаря и отражают систему ценностей рыцарского сословия. В центре куртуазной системы ценностей – понятие «куртуазной (изысканной, возвышенной) любви», понимаемой как бескорыстное служение Даме, которое требует от рыцаря постоянного нравственного самосовершенствования.Направления, стили, жанры в литературе Древнерусская повесть (жанр)Древнеру́сская по́весть, общее обозначение произведений древнерусской литературы (11–17 вв.), различных по своей художественной структуре и объединённых лишь признаком повествовательности – связным описанием неких событий. «Повестями» именовались произведения религиозно-назидательного характера, летописи («Повесть временных лет»), пространные биографии царей и полководцев. Крупнейшие памятники древнерусской повести – «Повесть о Горе-Злочастии», «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Фроле Скобееве».Направления, стили, жанры в литературе Рондо (14–15 вв.)Рондо́, текстомузыкальная форма, распространённая во Франции в 14–15 вв. В период французского арс нова поэтическое рондо стабилизировалось как одна из твёрдых форм (наряду с виреле и балладой) с текстом преимущественно куртуазно-лирического содержания, а музыкальное рондо – как разновидность многоголосной песни. Поэтическое рондо в наиболее частом случае – одна 8-строчная строфа с двумя рифмами и рефреном. Особенно значимы рондо Гильома де Машо, из них с музыкой сохранилось 21 (все многоголосные), среди самых популярных – 4-голосное «Rose, liz, printemps, verdure» («Роза, лилия, весна, зелень») и 3-голосное «Puis qu'en oubli sui de vous» («Пусть вами я забыта»).Направления, стили, жанры в музыке ЛеЛе, поэтический и музыкальный жанр в средневековой Франции, особенно распространённый в 13–14 вв. Термином обозначали разные по форме и содержанию произведения – повествовательные и лирические; сохранившиеся артефакты (около 40 полностью нотированных одноголосных ле) до начала 14 в. плохо поддаются систематизации. Музыкальная и поэтическая организация, а также характер взаимоотношения музыки и текста в них нестабильны. Стихотворения содержат разное количество строф, каждая из которых, как правило, структурирована по-своему. Текстомузыкальная форма ле в пору его позднего расцвета стабилизировалась в творчестве Гильома де Машо (всего 19 композиций).Жанры и формы. Техника композиции ДескортДеско́рт (франц. descort, нем. Descort, от лат. discordia – разногласие), поэтический и музыкальный жанр в творчестве трубадуров и труверов. Первоначально появился у трубадуров как разновидность строфической песни (кансоны) куртуазно-лирического содержания, но с изощрённой сменой структуры от одной строфы к другой (размер, рифмовка, иногда метр) – этой «разноголосице», как считается, и обязан термин. В дескорте «Ara quan vey verdejar» Раймбаута де Вакейраса принцип доведён до крайности: в нём каждая следующая строфа написана на ином языке/диалекте (провансальском, итальянском, старофранцузском, гасконском, галисийско-португальском). В 13 в. дескорт переняли труверы, причём с точки зрения музыкального оформления различия между ним и французским ле нет; поэтому сочинения этого жанра у труверов ныне обозначают как «ле-дескорты». Сочинения в таком жанре писали Готье де Даржи, Колен Мюзе, Жиль ле Винье, Гильом ле Винье, Тома Эрье и другие, в том числе безымянные, поэты и музыканты. Анонимное «Ле Арлекинов» (Lai des Hellequines) из «Романа о Фовеле» (между 1310 и 1316) внутри самого поэтического текста названо дескортом, хотя по своему поэтико-музыкальному строению оно представляет собой нормативное ле 14 в.Термины ВирелеВиреле́, текстомузыкальная форма, распространённая во Франции в 14–15 вв. В период французского арс нова поэтическое виреле стабилизировалось как одна из твёрдых форм (наряду с балладой и рондо́), с текстом преимущественно куртуазно-лирического содержания, а музыкальное виреле – как разновидность танцевальной песни. Художественно наиболее значимы виреле Гильома де Машо: из 33 виреле 25 одноголосны, 7 двухголосны и одно трёхголосно, среди часто исполняемых – непритязательные и мелодичные «Douce dame jolie», «Foy porter», «Ay mi! dame de valour». 12