Антонова Елизавета Ивановна
Анто́нова Елизаве́та Ива́новна [24.4(7.5).1904, Самара – 5.8.1994, Москва], российская певица (контральто), народная артистка РСФСР (1951).
По окончании Трудовой школы работала счетоводом. В 18-летнем возрасте приехала в Москву. В 1923–1928 гг. артистка хора московского Большого театра. В 1928–1929 гг. солистка ленинградского Малого оперного театра (среди партий – Никлаус в «Сказках Гофмана» Ж. Оффенбаха). В 1930–1933 гг. училась в 1-м московском государственном музыкальном техникуме (по классу Т. Г. Держинской, сестры певицы К. Г. Держинской); брала уроки пения у М. А. Дейша-Сионицкой.
В 1933–1954 гг. солистка Большого театра, исполняла ведущий репертуар контральто, а также ряд партий для меццо-сопрано. Антоновой особенно удавались «мужские» роли, весьма подходившие к её низкому голосу и внешним сценическим данным: Ратмир и Ваня («Руслан и Людмила» и «Иван Сусанин» М. И. Глинки), Лель и Нежата («Снегурочка» и «Садко» Н. А. Римского-Корсакова), Миловзор («Пиковая дама» П. И. Чайковского), Зибель («Фауст» Ш. Гуно). В репертуар входили также характерные партии с ярким национальным колоритом: Свояченица («Майская ночь» Римского-Корсакова), Спиридоновна («Вражья сила» А. Н. Серова), Хивря и Хозяйка корчмы («Сорочинская ярмарка» и «Борис Годунов» М. П. Мусоргского). Наибольший успех принесла роль Солохи («Черевички» Чайковского; Сталинская премия 1-й степени за выступление в этой партии в Куйбышеве, ныне Самара, в годы Великой Отечественной войны, 1942). Среди других ролей: Княгиня («Русалка» А. С. Даргомыжского), Половецкая девушка и Кончаковна («Князь Игорь» А. П. Бородина), Полина и Ольга («Пиковая дама» и «Евгений Онегин» Чайковского), Сонетка («Леди Макбет Мценского уезда» Д. Д. Шостаковича), Фрикка («Валькирия» Р. Вагнера, постановка С. М. Эйзенштейна, 1940). В дневнике за 1940 г. Эйзенштейн отметил точное соответствие исполнения Антоновой партии Фрикки своему видению этого образа: «Фрика-Антонова явная удача. Просто приятно глядеть. И богиня, и стерва. И монумент» (Эйзенштейн С. М. Метод. T. 2. – Москва : Музей кино : Эйзенштейн-центр, 2002. – С. 483).
Выступала как концертная певица. Обширный камерный репертуар составляли произведения русских и западноевропейских классиков, народные и современные песни. Исполняла сольную партию в Симфонии № 9 Л. ван Бетховена (впервые в 1936, дирижёр Э. Сенкар, Большой зал Московской консерватории).
С участием Е. И. Антоновой записаны оперы «Пиковая дама» (1937) П. И. Чайковского, «Руслан и Людмила» М. И. Глинки (1938), «Евгений Онегин» Чайковского (1936–1939), «Зачарованный замок» С. Монюшко (1946), «Волк и семеро козлят» М. В. Коваля (1947), «Иван Сусанин» Глинки (1947–1950), «Черевички» Чайковского (1948), «Майская ночь» (1946) и «Садко» (1952) Н. А. Римского-Корсакова, фрагменты оперы «Князь Игорь», оперные арии, сцены и дуэты, романсы и песни. Снималась в роли А. Я. Петровой-Воробьёвой в кинофильме «Глинка» (1946, режиссёр Л. О. Арнштам). В кинофильме «Светлый путь» (1940, режиссёр Г. В. Александров) исполняла за кадром песню И. О. Дунаевского «Высоко, под самой тучей». Собрание аудиозаписей выпущено на CD в 2004 г. фирмой Aquarius Classic.
Награждена орденом «Знак Почёта» (1976).
Дочь – Нина Фёдоровна Антонова (род. 9.2.1944), певица (сопрано), в 1967–1986 гг. солистка Московского детского музыкального театра под руководством Н. И. Сац, выступала как концертная певица.