Некоммерческие корпоративные организации
Некомме́рческие корпорати́вные организа́ции, юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками [п. 1 ст. 50 и ст. 65.1 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ)], учредители (участники) которых приобретают право участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с п. 1 ст. 65.3 ГК РФ (п. 1 ст. 123.1 ГК РФ).
Правовую основу регулирования гражданско-правового положения некоммерческих юридических лиц, помимо ГК РФ, составляет Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а также специальные законы об отдельных видах некоммерческих корпоративных организаций [например, Закон РФ от 19 июня 1992 № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»].
Некоммерческие корпоративные организации создаются в установленных п. 2 ст. 123.1 ГК РФ организационно-правовых формах:
ассоциации (союзы);
казачьи общества, внесённые в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;
общины коренных малочисленных народов Российской Федерации.
Указанный перечень организационно-правовых форм некоммерческих корпоративных организаций является исчерпывающим.
Некоммерческие корпоративные организации характеризуются следующими отличительными признаками:
объединение заинтересованных лиц, физических или юридических (включая имущество);
основная цель деятельности не связана с извлечением прибыли и направлена на получение общественно полезных благ;
наличие права членства (участия) у участников (учредителей) (Клюстер Н. Ф. Признаки некоммерческих корпоративных организаций // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2019. № 6 (131). 2019. С. 157–158).