Административное наказание
Администрати́вное наказа́ние, мера административного принуждения, установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, применяемая в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Понятие и цели административного наказания
В юридической науке административное наказание понимается как мера ответственности за совершённое административное правонарушение, кара за совершение административного правонарушения и как мера административного принуждения, применяемая при административном правонарушении.
Карательный характер административного наказания не означает, что при его применении могут быть использованы любые методы, поскольку административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица. Данный принцип отражён в ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которой никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию, и ч. 2 ст. 3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Административное наказание является единственной мерой, применяемой за совершение административного правонарушения. Поэтому от него следует отличать меры административного принуждения, направленные на пресечение противоправных деяний или восстановление положения, существовавшего до нарушения, – например, отзыв лицензии, принудительная ликвидация юридического лица, снос самовольно возведённого строения, перечисление в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства. Данные меры не закреплены в КоАП РФ и применяются в порядке, закреплённом иными федеральными законами: Гражданским кодексом РФ, федеральными законами «О защите конкуренции», «О банках и банковской деятельности».
Особенности применения административного наказания в законодательстве разных государств
Законодательство различных государств разграничивает административные и уголовные наказания, признавая за административными наказаниями статус более мягкой меры принуждения. Согласно закону ФРГ об административных правонарушениях (Gesetz über Ordnungswidrigkeiten. 1968), административное наказание является санкцией, которая назначается соответствующим административным органом за нарушение административных норм.
Закон Китайской Народной Республики об административном наказании (1996) специально указывает, что если незаконное деяние является преступлением, то административное наказание не назначается вместо уголовного.
В США и Канаде административные санкции могут быть применены к частным лицам или компаниям, которые не соблюдают требования законов или подзаконных актов. Как административный инструмент принуждения, административные санкции применяются несудебными органами власти. Их применение может регламентироваться различными законами – например, закон США «О чистоте воды» (Clean Water Act, 1972), закон США «Об улучшении рыболовства» (National Fishing Enhancement Act. 1984), закон провинции Британская Колумбия (Канада) «Об управлении окружающей средой» (Environmental Management Act. 2003), закон провинции Британская Колумбия (Канада) «О комплексной борьбе с вредителями» (Integrated Pest Management Act. 2003), Административное положение провинции Альберта (Канада) о наказаниях (Administrative Penalty Regulation. 2003).
В ранее действовавшем Кодексе РСФСР об административных правонарушениях (1984) употреблялось понятие «административное взыскание», под которым понималась мера ответственности, применяемая в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения советских законов, уважения к правилам социалистического общежития, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ст. 23).
Действующий в настоящее время КоАП РФ использует понятие «административное наказание». Данное понятие раскрывает сущность административного наказания как меры, ограничивающей права и свободы нарушителя, которые могут относиться не только к имущественной сфере. Термин «взыскание» применяется в КоАП РФ лишь в отношении административного штрафа.
Виды административных наказаний в РФ
За период существования КоАП РФ перечень административных наказаний был подвергнут изменениям. Было исключено административное наказание в виде возмездного изъятия орудия совершения или предмета административного правонарушения, введены такие виды административных наказаний, как обязательные работы, административное приостановление деятельности. Данные изменения были обусловлены расширением перечня составов административных правонарушений, возросшей активностью правонарушителей – юридических лиц, необходимостью повышения эффективности применения административных наказаний.
Поскольку перечень административных наказаний предусмотрен нормами КоАП РФ, субъекты РФ не вправе устанавливать административные наказания иных видов, не предусмотренные КоАП РФ. За нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ могут применяться лишь два вида административных наказаний – предупреждение и административный штраф.
Несмотря на то что основной формой административного наказания является штраф, могут предусматриваться и иные виды наказаний. В настоящее время законодательно (ст. 3.2 КоАП РФ) предусмотрены следующие виды наказаний.
Предупреждение – мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица, устанавливаемая в письменной форме. Предупреждение устанавливается за впервые совершённые административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Административный штраф – денежное взыскание в пользу государства, выраженное в рублях. Минимальный размер административного штрафа не может составлять менее 100 руб.
Конфискация орудия совершения или предмета правонарушения – принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей. Данная мера назначается только судьёй.
Лишение специального права – лишение физического лица ранее предоставленного ему специального права, устанавливаемое за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трёх лет. Лишение физического лица ранее предоставленного ему специального права устанавливается также за уклонение от исполнения иного административного наказания, назначенного за нарушение порядка пользования этим правом. Лишение специального права назначается судьёй.
Административный арест – содержание нарушителя в условиях изоляции от общества. Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим возраста 18 лет, инвалидам 1-й и 2-й группы, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета РФ, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения РФ, войск Национальной гвардии РФ, Государственной противопожарной службы и таможенных органов.
Административное выдворение за пределы РФ лиц без гражданства и иностранных граждан – принудительное и контролируемое перемещение указанных граждан и лиц без гражданства через Государственную границу РФ за пределы РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, – контролируемый самостоятельный выезд иностранных граждан и лиц без гражданства из РФ. Административное выдворение за пределы РФ как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьёй, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в РФ – соответствующими должностными лицами.
Дисквалификация – лишение физического лица права занимать определённые должности и заниматься определённой деятельностью. Устанавливается на срок от 6 месяцев до 3 лет.
Административное приостановление деятельности – временное прекращение деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности назначается только в случаях, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Обязательные работы – выполнение физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учёбы время бесплатных общественно полезных работ. Обязательные работы не применяются к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трёх лет, инвалидам 1-й и 2-й группы, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета РФ, органов внутренних дел, войск Национальной гвардии РФ, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения РФ, Государственной противопожарной службы и таможенных органов.
Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения – временный запрет гражданину на посещение таких мест в дни проведения официальных спортивных соревнований. Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения назначается судьёй и устанавливается на срок от 6 месяцев до 7 лет.
Указанный перечень административных наказаний является закрытым (исчерпывающим) и не может быть расширен иначе как посредством внесения соответствующих изменений в КоАП РФ.
Административные наказания применяются только в порядке, установленном КоАП РФ, назначаются лишь по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении установленными законодательством должностными лицами, уполномоченными рассматривать административные правонарушения, применяются согласно определённым правилам и с соблюдением законодательно закреплённых принципов (законности, индивидуализации, целесообразности, недопустимости повторного административного наказания за одно и то же административное правонарушение). Порядок рассмотрения дел об административном правонарушении является единым на всей территории РФ.
Применение административного наказания в РФ
Административное наказание должно быть предусмотрено санкцией статьи КоАП РФ или закона субъекта РФ, нарушение которой усматривается в деянии лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении.
Административные наказания применяются к физическим и юридическим лицам. Данные обстоятельства отличают административные наказания от мер дисциплинарного взыскания, а также от уголовных наказаний, которые согласно российскому законодательству могут быть применены только к физическим лицам. К юридическим лицам могут быть применены такие наказания, как предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, административное приостановление деятельности; к физическим лицам – все виды административных наказаний, предусмотренные КоАП РФ.
Административные наказания применяются к лицам, признанным виновными в совершении административного правонарушения. Они выражают отрицательную оценку государством совершённого лицом действия или бездействия. Данная оценка выражается официально в принимаемом по делу об административном правонарушении постановлении. Для применения административного наказания необходимо установить, действительно ли лицо совершило противоправное, запрещённое законодательством деяние, и, если да, имелись ли обстоятельства, которые свидетельствовали о возможности лица такое деяние не совершать. Установление таких обстоятельств имеет значение для исключения предположения о том, что лицо было лишено возможности выполнить соответствующие действия. Административное наказание всегда обладает личным характером и применяется непосредственно к нарушителю.
Учитывая то, что применение административных наказаний влечёт ухудшение правового положения нарушителя, у него наступают негативные последствия как морального, личного, имущественного, так и организационного характера: определённые принадлежащие ему права и свободы подлежат ограничению на срок применения административного наказания. Отдельные виды административных наказаний (например, обязательные работы) заключаются в возложении на правонарушителя дополнительных обязанностей – выполнение бесплатных общественно полезных работ в количестве часов, установленных постановлением о назначении административного наказания.
Определённые последствия применения административного наказания сохраняются и после окончания его исполнения. Так, со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания (до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления) лицо считается подвергнутым административному наказанию. Данное состояние представляется специфическим для административного наказания и является ещё одним признаком, позволяющим разграничить данную меру и иные меры административного принуждения (ст. 4.6 КоАП РФ).
Административные наказания применяются в целях предупреждения совершения правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ст. 3.1 КоАП РФ). Смысл применения ограничений прав и свобод нарушителя заключается в том, что лицо должно соотнести своё неправомерное поведение с его последствиями и сделать вывод о недопустимости совершения правонарушений в дальнейшем. При этом речь идёт не только об административных правонарушениях, но и о преступлениях, поскольку повторное совершение отдельных видов административных правонарушений образует состав преступления в случаях, предусмотренных Уголовным кодексом РФ. Так, в 2014 г. в УК РФ введена ст. 264.1 «Управление транспортным средством в состоянии опьянения лицом, подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость»; в 2016 г. введена ст. 158.1 УК РФ «Мелкое хищение, совершённое лицом, подвергнутым административному наказанию». Причины сложившейся тенденции ужесточения ответственности за неоднократное совершение административных правонарушений заключаются в необходимости эффективного пресечения совершения однотипных административных правонарушений одними и теми же лицами.
В 2020-х гг. законодательная формулировка административного наказания отличается определёнными недостатками. В определении административного наказания как установленной государством меры ответственности за совершение административного правонарушения, применяемой в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, отсутствует указание на необходимость установления вины лица в совершении деяния. Кроме того, отсутствие требования учитывать степень общественной вредности деяния вызывает риск произвольного установления размера административного наказания. Данные обстоятельства позволяют прийти к выводу о целесообразности нормативных изменений. В КоАП РФ следует установить новую формулировку административного наказания как установленной государством меры административной ответственности, применяемой от имени государства к лицам, виновным в совершении административного правонарушения, с учётом характера и степени общественной вредности правонарушения, в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.