Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
Све́дения о дохо́дах, расхо́дах, об иму́ществе и обяза́тельствах иму́щественного хара́ктера, информация об имущественном положении отдельных категорий лиц, предоставляемая в установленном порядке в отношении себя, своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Международные нормативные правовые акты и российское законодательство о противодействии коррупции не содержат определения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Из содержания статей 8 и 8.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (Федеральный закон № 273-ФЗ) следует, что сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее – сведения о доходах и расходах) представляют собой информацию об имущественном положении, предоставляемую в установленном порядке отдельными категориями лиц в отношении себя, своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей.
Обязанность по сообщению сведений об активах была впервые предусмотрена разделом III Международного кодекса поведения государственных должностных лиц (принят резолюцией 51/59 Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1996). Государственные должностные лица в соответствии с занимаемым ими служебным положением, а также в соответствии с законом и административными положениями выполняют требования об объявлении или сообщении сведений о личных активах и обязательствах, а также по возможности предоставляют сведения об активах и обязательствах супруга (супруги) и/или иждивенцев.
Данные требования обусловлены особым правовым статусом государственных должностных лиц и направлены на недопущение использования ими своего официального положения для незаконного извлечения личных выгод, а также личных или финансовых выгод для своих семей. Такие лица не должны иметь никаких финансовых, коммерческих или иных аналогичных интересов, несовместимых с их должностью, функциями, обязанностями или их отправлением.
Конвенция ООН против коррупции (2003) предусматривает разработку государством-участником мер и систем, обязывающих публичных должностных лиц представлять соответствующим органам декларации о внеслужебной деятельности, занятиях, инвестициях, активах и о существенных дарах или выгодах, в связи с которыми может возникать коллизия интересов в отношении их функций в качестве публичных должностных лиц (п. 5 ст. 8). Понятие «имущество» в рассматриваемом контексте означает «…любые активы, будь то материальные или нематериальные, движимые или недвижимые, выраженные в вещах или в правах, а также юридические документы или акты, подтверждающие право собственности на такие активы или интерес в них» (п. d ст. 2).
В юридической литературе отмечается, что международное право требует от государственных служащих представления доказательств добросовестного и честного поведения, а на государство возлагается обязанность создания соответствующего юридического механизма контроля и проверки достоверности таких доказательств.
В ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 273-ФЗ перечислены категории лиц, на которых распространяется обязанность представлять сведения о доходах. К таким лицам относятся граждане, претендующие на замещение должностей государственной службы, муниципальной службы, руководителей государственных (муниципальных) учреждений и др.
Сведения о доходах представляются не только на должностное лицо, но и на супругу (супруга) и несовершеннолетних детей.
В ст. 8.1 Федерального закона № 273-ФЗ определён порядок представления сведений о расходах. Данная статья содержит отсылку к Федеральному закону от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», в ст. 2 которого определены категории лиц, представляющие сведения о расходах. К ним относятся, например, лица, замещающие (занимающие) государственные должности Российской Федерации, в отношении которых федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлен иной порядок осуществления контроля за расходами; государственные должности субъектов РФ; муниципальные должности; должности федеральной государственной службы, осуществление полномочий по которым влечёт за собой обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга), несовершеннолетних детей и др.
Таким образом, представление сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера является обязанностью соответствующего лица, предусмотренной законодательством о противодействии коррупции. В случае если отмеченная выше обязанность не будет выполнена, к лицу «…применяются меры юридической ответственности, вплоть до увольнения за утрату доверия» (Цирин. 2020. С. 168).
В методических рекомендациях Министерства труда и социальной защиты РФ по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2021 г. (за отчётный 2020) отражено, что не предусмотрено освобождение служащего (работника) от исполнения обязанности представлять сведения, в частности, в период нахождения его в отпуске (ежегодный оплачиваемый отпуск, отпуск без сохранения денежного содержания, отпуск по уходу за ребёнком и другие предусмотренные законодательством отпуска), в период временной нетрудоспособности или иной период неисполнения должностных обязанностей. Также на рассмотрении Государственной Думы РФ находится законопроект № 1078992-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования мер ответственности за коррупционные правонарушения» (законопроект), которым предусмотрено освобождение физического лица от ответственности за неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, если их неисполнение признаётся следствием независящих от него обстоятельств (стихийные бедствия, пожары, эпидемии, военные действия и др.).
Важно учитывать, что даже предусмотренное законопроектом освобождение от ответственности носит лишь временный характер. Исполнение указанных обязанностей должно быть обеспечено физическим лицом не позднее чем через 1 месяц со дня прекращения действия независящих от него обстоятельств, препятствующих соблюдению указанных ограничений, запретов и требований, а также исполнению указанных обязанностей, если иное не установлено федеральными законами.
Порядок представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера определяется Указом Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».
Форма справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера утверждена Указом Президента РФ от 23 июня 2014 г. № 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации».
Форма заполняется с использованием специального программного обеспечения «Справки БК», размещённого на официальном сайте Президента РФ (Специальное программное обеспечение «Справки БК» и информационные материалы по заполнению справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера // Президент России), ссылка на который также размещается на официальном сайте федеральной государственной информационной системы в области государственной службы.