Лелуш Клод
Лелу́ш Клод, Клод Баррак Жозеф Лелуш (Claude Barruck Joseph Lelouch) (род. 30.10.1937, Париж), французский кинорежиссёр, сценарист, продюсер.
Начинал в детские годы как кинолюбитель. В 13 лет смонтировал фильм о войне «Зло века» (1950, приз Каннского кинофестиваля любительского кино за лучший дебют, 1951). С 16 лет снимал рекламные ролики, работал на телевидении. В 1956 г. в Москве снял репортаж об СССР «Когда поднимается занавес».
В 1960 г. основал студию Les Films 13. Первый полнометражный игровой фильм – «Человеческая сущность» («Le propre de l’homme», 1960). В 1966 г. поставил фильм «Мужчина и женщина» («Un homme et une femme», «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля, в том же году; премии «Оскар» за лучший сценарий и за лучший фильм на иностранном языке, «Золотой глобус», обе – за 1966, вручены в 1967), где также выступил в качестве автора сценария, продюсера и оператора. Успехом пользовались фильмы: «Приключение есть приключение» («L’aventure c’est l’aventure», 1972), «Вся жизнь» («Toute une vie», 1974), «Одни и другие» («Les uns et les autres», 1981), «Да здравствует жизнь!» («Viva la vie», 1984), «Баловень судьбы» («Itinéraire d’un enfant gâté», 1988), «Отверженные» («Les misérables», по мотивам одноимённого романа В. Гюго, 1995; приз зрительских симпатий Чикагского кинофестиваля, 1995), «Человеческая порода: парижане» («Les Parisiens», 2004), «Женщина и мужчины» («Ces amours-là», 2010). В своей режиссёрской манере соединяет приёмы коммерческого кинематографа с поиском подлинности и жизненной правды, достигаемой в значительной степени умением добиться от актёра предельной искренности.
Среди других фильмов: «Жить, чтобы жить» («Vivre pour vivre», 1967), «Негодяй» («Le voyou», 1970, премия «Давид ди Донателло» лучшему иностранному режиссёру, 1971), «Добрый и злые» («Le bon et les méchants», 1975), «Это было свидание» («C'était un rendez-vous», 1976), «Робер и Робер» («Robert et Robert», 1978), «Для нас двоих» («A nous deux», 1979), «Мужчина и женщина 20 лет спустя» («Un homme et une femme: vingt ans déjà», 1986), «Красивая история» («La Belle histoire», 1992), «Всё об этом...» («Tout ça... pour ça!», 1993; приз Монреальского международного кинофестиваля за лучшую режиссуру, в том же году), «Мужчины, женщины: способ применения» («Hommes, femmes: mode d'emploi», 1996; приз Венецианского кинофестиваля, в том же году), «Одна за всех» («Une pour toutes», 1999), «А теперь… леди и джентльмены» («And now... Ladies and Gentlemen», 2001), «11 сентября» («11'09''01 – September 11», фрагмент «Франция», 2002; премия ЮНЕСКО, в том же году), «Смелость любить» («Le Courage d'aimer», 2005), «Вокзальный роман» («Roman de gare», 2007), «Мерзавец, мы тебя любим» («Salaud, on t'aime», 2014), «Один + одна» («Un + une», 2015), «У каждого своя жизнь» («Chacun sa vie», 2017), «Лучшие годы жизни» («Les Plus belles années d'une vie», 2019), «Большое свидание» («Le Grand Rendez-vous», 2020, ремейк фильма «Это было свидание»).
Автор и соавтор сценариев своих фильмов. Снимался в эпизодах.
Продюсер и дистрибьютор фильмов «Бонапарт и революция» («Bonaparte et la révolution») – озвученной и дополненной версии «Наполеона» А. Ганса («Napoléon», 1927); «Это происходит только с другими» («Ça n'arrive qu'aux autres», режиссёр Н. Трентиньян, оба – 1971); «Дикий Запад» («Le Far West», режиссёр Ж. Брель, 1973); «Мольер» («Molière», режиссёр А. Мнушкина, 1978); «Между взрослыми» («Entre adultes», режиссёр С. Бризе, 2006).
Член жюри Каннского кинофестиваля (1967), председатель жюри Московского международного кинофестиваля (1993).
Приз Московского международного кинофестиваля «За выдающийся вклад в мировой кинематограф» (2010), приз Чикагского кинофестиваля за достижения в работе (2011), Гран-при Америки Монреальского международного кинофестиваля (2014).
Кавалер ордена Короны (Бельгия, 2016).
Почётный доктор философии Университета имени Давида Бен-Гуриона в Негеве (2005).