Де Сика Витторио
Де Си́ка Витто́рио (Vittorio De Sica; Витторио Доменико Станислао Гаэтано Сорано Де Сика, Vittorio Domenico Stanislao Gaetano Sorano De Sica) (7.7.1901, Сора, область Лацио, провинция Фрозиноне – 13.11.1974, Париж), итальянский режиссёр, актёр.
Как киноактёр дебютировал в 1918 г. в фильме «Процесс Клемансо». Будучи студентом Высшего коммерческого института в Милане, в 1923 г. поступил в театральную труппу Т. П. Павловой, с 1925 г. «герой-любовник» в труппе И. Альмиранте. В этом же амплуа выступал в фильмах «Компания сумасшедших», «Старая синьора», «Что за подлецы эти мужчины!» и др. Завоевал популярность и как исполнитель песен из кинофильмов.
Режиссёрский кинодебют – «Алые розы» (1940). Поставил лирические комедии «Маддалена, ноль за поведение» (1940), «Тереза-Пятница» (1941), «Гарибальдиец в монастыре» (1942). Фильм «Дети смотрят на нас» (1943) положил начало многолетнему сотрудничеству с Ч. Дзаваттини и вошёл в историю итальянского кино как провозвестник неореализма.
Мировую славу Де Сике принёс фильм «Шуша» (1946), снятый в документальной стилистике и рассказывающий о послевоенной детской беспризорности.
В сокровищницу мирового киноискусства вошли неореалистические фильмы, поднимавшие острые социальные темы: «Похитители велосипедов» (1948; премия «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», 1949), «Чудо в Милане» (1951; Гран-при Каннского кинофестиваля, 1951), «Умберто Д.» (1951), «Крыша» (1956).
В 1960 г. экранизировал роман А. Моравиа «Чочара», в 1961 г. создал сатирическую сказку «Страшный суд», в 1962 г. – антивоенный фильм «Затворники Альтоны» (по Ж.-П. Сартру).
Творчеству Де Сики одинаково присущи психологическая глубина, высокий драматизм и гротеск, лёгкая, изящная комедийность. Его работы отличают тонкий художественный вкус и такт, безупречность актёрских ансамблей.
Среди наиболее значительных фильмов 1960–1970-х гг.: «Вчера, сегодня, завтра» (1963; премия «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», 1965), «Брак по-итальянски» (1964), «Подсолнухи» (1970, совместно с СССР), «Сад Финци-Контини» (1970; Золотой медведь Международного кинофестиваля в Западном Берлине, 1971; премия «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», 1971), «Поездка» (1974).
В 1940–1950-х гг. Де Сика снялся более чем в 150 фильмах, воплощая образы стареющих ловеласов или фатоватых плутов [«Хлеб, любовь и фантазия», «Вилла Боргезе», «Двоеженец» (все – 1953), «Золото Неаполя» (1954) и др.]. В фильме Р. Росселлини «Генерал Делла Ровере» (1959) актёр показал сложный процесс духовного перерождения беспринципного пройдохи Бертоне, ставшего героем движения Сопротивления. Игру Де Сики отличали достоверность, меткие социальные и психологические характеристики, природный артистизм.