Информационное благо
Информацио́нное бла́го, благо, которое может быть представлено в цифровой форме. Давая это определение, главный экономист «Google» Хэл Вэриан обращал внимание на то, что говорил лишь о возможности представления благ в цифровой форме: «Я не предполагаю, что эти блага фактически должны быть представлены в цифровой форме» (Varian. 1998. С. 3).
Этому критерию удовлетворяют книги, фильмы, музыкальные произведения, изображения, компьютерные программы и т. п. Такое широкое определение информационных благ разделяет большинство экономистов. К. Шапиро и Х. Р. Вэриан утверждают, что информацией является абсолютно всё, что может быть представлено в виде цифр, закодированных в потоки битов (Shapiro. 1999). Для экономического анализа счёт спортивного матча, книги, базы данных, кинофильмы, музыка, котировки акций и Web-страницы – информационные блага, обладающие ценностью для различных потребителей, а информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) обеспечивают массовое производство, обработку, хранение, передачу, просмотр, поиск, копирование таких благ.
Таким образом, под приведённое определение попадают, во-первых, информационные блага, которые могут быть произведены, сохранены, переданы и потреблены без участия ИКТ (пример – прогноз погоды по народным приметам); во-вторых, информационные блага, произведённые с помощью ИКТ, которые участвуют также в их хранении, передаче, обработке, использовании и т. п.
Производство информационных благ имеет ряд особенностей, связанных с издержками:
В издержках производства информационных благ доминируют издержки первого экземпляра («издержки первой копии» – «first copy cost»).
Бо́льшую часть постоянных издержек производства информационных благ составляют невозвратные издержки.
Предельные издержки производства информационных благ не возрастают по мере увеличения выпуска (числа копий), или, иными словами, копирование информационных благ осуществляется с постоянными предельными издержками.
Величина предельных издержек производства информационных благ низка (часто близка к нулю) и, как правило, равна цене носителя.
В результате в производстве информационных благ наблюдается существенная экономия на масштабе производства.
Высокие невозвратные постоянные издержки (FC) производства (рис. 1а) и близкие к нулю неизменные предельные издержки (МС) объясняют стабильный отрицательный наклон кривой средних общих издержек производства (ATC) информационных благ (рис. 1б). Самый яркий пример – производство программных продуктов, где затраты на создание оригинала могут достигать миллионов долларов, а на изготовление копий – быть почти нулевыми, равными цене носителя – диска.
Несмотря на распространённость на рынках информационных благ «опознавательных признаков» совершенной конкуренции (широкий доступ к информации о ценах, однородность товаров вследствие стандартизации, высокая скорость приспособления к спросу, низкие трансакционные издержки и др.), в силу специфики издержек производства рынки информационных благ не могут функционировать как конкурентные, т. е. равновесная цена не может устанавливаться на уровне предельных издержек. Поскольку невозвратные издержки не принимаются во внимание при определении оптимального объёма выпуска, следование правилу равенства цены (Р) предельным издержкам (Р=МС) означало бы нулевые (или близкие к нулю) цены информационных благ, что приводило бы к исчезновению рынков. Поэтому основными устойчивыми отраслевыми структурами в секторе информационных благ могут быть:
1) рынок, на котором доминирует фирма-лидер, значительно превосходящая конкурентов с точки зрения объёма выпуска;
2) рынок дифференцированной продукции, на котором несколько или довольно много фирм предлагают продукты, являющиеся между собой близкими, но не совершенными заменителями (публикации, фильмы, телевизионные передачи, программное обеспечение и т. п.).
Для получения прибыли на рынках обоих типов принципиально важными оказываются правильный выбор и успешная реализация ценовой стратегии и ценовой политики. При этом главной особенностью ценообразования является ориентация не на издержки производства, а на ценность продукта для потребителей. Эта отличительная черта тесно связана со структурой издержек производства информационных благ. При высоких невозвратных постоянных издержках и близких к нулю предельных издержках подход к цене с точки зрения издержек теряет смысл. Именно поэтому развиваются разнообразные подходы к ценообразованию, ориентированные на определение ценности продукта для потребителей.