Теория издержек производства
Тео́рия изде́ржек произво́дства, направление экономической теории, в основе которого лежит классификация издержек компании и обоснование идеи определения объёмов предложения, обеспечивающих получение максимальной прибыли, с учётом намечаемой цены и результатов анализа увеличения суммы издержек при наращивании количества произведённой продукции.
Основы теории были заложены в начале 19 в. и позднее получили развитие в трудах А. Маршалла, Дж. С. Милля, Дж. Робинсона и др. Теория издержек производства не описывает реальные процессы, как это принято в естественных науках, но она полезна для анализа издержек. Формальный вывод из теории: в условиях совершенной конкуренции компании будут стремиться к максимальной прибыли при таком количестве произведённой продукции, при котором предельные издержки, т. е. издержки на выпуск дополнительной единицы продукции, будут ниже рыночной цены. В случае превышения предельными издержками рыночной цены компании склонны прекращать производство продукции или уменьшать его объём.
Наращивать производство выгодно до тех пор, пока каждая дополнительная единица продукции даёт хотя бы небольшую прибыль. Соответственно, максимальная прибыль будет достигнута, когда производство дополнительной единицы продукции не будет приносить дополнительной прибыли, т. е. когда по крайней мере обеспечивается равенство предельных издержек и рыночной цены.
На практике не принято считать расходы на одну дополнительную единицу продукции. Однако классификация издержек в теории издержек производства применяется при составлении бизнес-планов.