Салах ад-Дин
Сала́х ад-Дин, Саладин [(араб. صلاح الدين) почётное прозвание от араб. – праведность вероустава/религии; настоящее имя – Юсуф ибн Айюб (араб. يوسف بن أيوب)] (1137/1138, Тикрит, ныне Ирак – 4.3.1193, Дамаск, ныне Сирия), основатель династии Айюбидов.
Отец Салах ад-Дина, Наджм ад-Дин Айюб ибн Шади (ум. в 1173), курд из племени хазбани из селения Аджданакан в округе Двина, управлял как вали от имени Сельджукидов крепостью Тикрит на севере Месопотамской низменности. В 1138 г. вместе со своим братом – Асад ад-Дином Ширкухом ибн Шади (ум. в 1169) – перешёл на службу к Имад ад-Дину Зенги (1084/1087 – 1146, атабек Халеба с 1127), от которого в 1139 г. принял во владение Баальбек. Когда Имад ад-Дин Зенги умер, Асад ад-Дин Ширкух остался при его сыне Нур ад-Дине Махмуде (1116–1174, атабек Халеба с 1146), а Наджм ад-Дин Айюб служил атабекам Дамаска Буридам, но в 1154 г. способствовал взятию их столицы Нур ад-Дином Махмудом, который назначил его вали города.
Обучаясь в дамасском медресе, Салах ад-Дин не проявлял склонности к военным занятиям, пока в 1152 г. не присоединился в Халебе к своему дяде, командовавшему войсками атабека Нур ад-Дина Махмуда. Атабек предоставил ему икта и в 1156 г. назначил шихной (начальником городской стражи) Дамаска, но в 1157 г. вновь вызвал в Халеб: Салах ад-Дин сопровождал его в джихаде против Иерусалимского королевства, обеспечивая связь между ним и его эмирами.
Под началом своего дяди – Асад ад-Дина Ширкуха – Салах ад-Дин участвовал в трёх походах, которые Нур ад-Дин Махмуд направлял в долину Нила. Там собирался закрепиться король Иерусалимский Амори I (1136–1174; король с 1163), который вёл тайные переговоры с Шаваром ибн Муджиром, вазиром аль-Адид ли-Дин Аллаха, последнего из Фатимидов (1149–1171; халиф с 1160). Действуя против фатимидских и крестоносных отрядов, Салах ад-Дин отличился под Бильбейсом (осенью 1164) и при Аль-Бабейне (весной 1167), при защите Александрии (летом 1167) и в отражении наступления короля Амори I на Каир (зимой 1168).
В январе 1169 г. Салах ад-Дин умертвил Шавара ибн Муджира и предоставил вазирскую должность Асад ад-Дину Ширкуху, со смертью которого в марте сам занял её по назначению от халифа аль-Адид ли-Дин Аллаха. Унаследовав командование курдскими войсками в Нильской долине, он во многом опирался на них и в дальнейшем. В августе, устранив своего противника – главного евнуха халифского дворца Джаухара, вступившего в сговор с королём Амори I, Салах ад-Дин подавил бунт его приверженцев, а затем отбросил короля от Думьята, который Амори I осаждал вместе с византийцами.
В 1170–1171 гг. Салах ад-Дин отобрал у «франков» (крестоносцев) Эйлат, совершил 2 похода на стратегически важный Керак и, пригласив к себе своего отца – Наджм ад-Дина Айюба, начал вести самостоятельную политику, избавляясь от многочисленных фатимидских советников. В сентябре 1171 г. он окончательно захватил власть в Каире как представитель (наиб) Зенгидов и восстановил в стране формальное верховенство династии Аббасидов. Укрепив границы, он предпринял успешные морские и речные экспедиции в Магриб и на Аравийский полуостров. В 1173 г. его старший брат – Туран-шах ибн Айюб – руководил походами в Нубию, которую не смог покорить надолго, а затем в Хиджаз и Йемен, которые преобразовал в наместничество, управляемое из Каира. В том же году полководец Салах ад-Дина Шараф ад-Дин Каракуш захватил Киренаику, откуда впоследствии ходил на Ифрикию (Триполитанию и Тунис).
После того как в 1174 г. скончались Нур ад-Дин Махмуд (май) и Амори I Иерусалимский (июль), Салах ад-Дин, опираясь на свои богатые имения в Леванте и немногочисленное, но дисциплинированное войско, присоединил Дамаск и Хаму. В 1175 г. он осадил Халеб и в мае получил от Аббасида Юсуфа аль-Мустади (1142–1180, халиф с 1170) титул султана Египта и Сирии с тронным именем аль-Малик ан-Насир (с араб. – Царь/Малик Поборник). Опасаясь его непомерного усиления, опекуны наследника Нур ад-Дина Махмуда – Исмаила ас-Салиха – побудили главу сирийских исмаилитов Рашид ад-Дина Синана (1126/1135 – 1192/1193, «верховный глашатай»-даи с 1162) организовать ряд покушений на него при посредстве «ассасинов» (фидаи). В 1176 г., после упорного противостояния, Салах ад-Дин примирился с Рашид ад-Дином Синаном и, разбив при Халме внука Имад ад-Дина Зенги – Сайф ад-Дина Гази (ум. в 1180, атабек Мосула с 1170), в 1177 г. вернулся в Египет, откуда продолжал натиск на позиции крестоносцев. В 1179 г. он вторично двинулся в Азию, где в 1180 г. навязал своё верховенство Конийскому (Румскому) султанату, а в 1182 и 1185 гг. осаждал в Мосуле брата Сайф ад-Дина Гази – Изз ад-Дина Масуда ибн Маудуда (ум. 1193, атабек Мосула с 1180), который в 1186 г. признал себя зависимым от него. Ещё в июне 1183 г. брат Сайф ад-Дина Гази и Изз ад-Дина Масуда – Имад ад-Дин Зенги (II) – уступил Салах ад-Дину Халеб в обмен на незначительный удел в Синджаре (Месопотамия), после чего Аббасид ан-Насир (1158–1225, халиф с 1180) провозгласил его своим наместником на западе мира ислама.
Весной 1187 г. Салах ад-Дин в ответ на вылазку франкского правителя Заиорданья Рено де Шатильона (около 1123–1187, сеньор Керака и Монреаля с 1177) с 12 тыс. конницы и сравнимым числом вспомогательных войск и ополчения вошёл в Палестину, в июле разгромил иерусалимских и триполийских рыцарей под Хиттином, взял Акку (Акру), Ашкелон (Аскалон), Бейрут, Сайду и Назарет, в сентябре осадил, а в октябре взял Иерусалим.
Неудачи ждали его лишь под Триполи и Антиохией, а также Суром, который в 1188 г. оборонял от него Конрад Монферратский (1146–1192, сеньор Тирский с 1187, король Иерусалимский с 1190). Двухлетняя блокада Акки силами 3-го крестового похода (1189–1191) завершилась её падением после прибытия войск короля Франции Филиппа II Августа и короля Англии Ричарда I Львиное Сердце. Английский король смог из-за несогласованности действий эмиров Салах ад-Дина отвоевать Яффу и Кесарию Приморскую. Иерусалим остался в руках Салах ад-Дина, который по договору в Рамле (1192) уступил при посредничестве Ричарда I Конраду Монферратскому побережье от Яффы до Сура со свободным проходом к святому городу. В том же году Ричард I отплыл в Европу, а Конрад погиб от рук фидаи (скорее всего, в результате сговора Салах ад-Дина с Рашид ад-Дином Синаном).
Внутренняя политика Салах ад-Дина характеризовалась развитием системы икта, некоторым ослаблением фискального пресса, распространением суннитских мазхабов через строительство сети медресе. Его веротерпимость, в частности к иудаизму, способствовала возвращению в Иерусалим иудеев, изгнанных оттуда 1-м крестовым походом; ему и его сыну как личный врач служил Маймонид. Смерть Салах ад-Дина от скоротечной лихорадки привела к разделу его державы между родственниками, старшинство среди которых перешло к его брату – аль-Адилю Сайф ад-Дину Абу Бакру (в западноевропейских источниках – Сафадин; 1145–1218, султан с 1200).
Первоисточниками, запечатлевшими отношение к Салах ад-Дину современников, служат: с европейской стороны – латинская «История» Вильгельма Тирского и её старофранцузский перевод-продолжение Эрнуля де Балиана, а также стихотворная «История святой войны» Амбруаза; с мусульманской стороны – труды Усамы ибн Мункиза (автобиография современника), Баха ад-Дина ибн Шаддада (представитель улемов), Имад ад-Дина аль-Исфахани (личный секретарь), Ибн аль-Асира (приверженец Зенгидов), Ибн Халликана (сводное жизнеописание), Абу-ль-Фида (семейные воспоминания), а также хроника Абу Шамы аль-Макдиси. Арабское историописание видело в нём воплощение добродетелей «подвизающегося на пути Божием» (муджахид фи сабил Аллах) – набожности, справедливости, воздержанности; западное – образец нехристианского рыцарства, слава о доблести которого сделала его популярным героем литературы позднего Средневековья («Рассказы менестреля из Реймса») и раннего Возрождения («Новеллино», «Божественная комедия» Данте, «Декамерон» Боккаччо), а опосредованно – романтизма Нового времени («Талисман» В. Скотта и др.).