Елисей (пророк)
Елисе́й (евр. אֱלִישַׁע; греч. Ἐλισαιέ, ᾿Ελισαῖος, ᾿Ελισσαῖος) (9 в. до н. э.), ветхозаветный пророк. Имя Елисей означает «Бог – спасение» или «Бог спасает».
Сведения о жизни пророка содержатся в 3-й и 4-й книгах Царств. Он был учеником и преемником пророка Илии. Деятельность Елисея, описанная в Библии, по всей видимости, происходила в период 850–800 гг. до н. э. в Северном Израильском царстве во время правления израильских царей Ахава, Охозии, Иорама, Ииуя, Иоахаза и Иоаса. Он активно вмешивался в политику и сыграл важную роль в восстании Ииуя и в ниспровержении царской династии Омридов. В исторических традициях Елисей предстаёт как чудотворец. В книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова говорится о его силе чудотворца, действующей и после смерти пророка (см.: Сир 48:12–14). В книгах Паралипоменон Елисей не встречается.
Елисей был родом, по-видимому, из Авел-Мехолы – это место упоминается в 3-й книге Царств (3 Цар 19:16), где Господь повелевает Илии помазать Елисея «в пророка вместо себя». После помазания Елисей стал служить Илии. Перед вознесением на небо пророк Илия спросил Елисея, что он может сделать для него, на что тот ответил: «...дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне» (4 Цар 2:9). Елисей стал свидетелем вознесения Илии, когда за ним явилась огненная колесница. Смотря ему вслед, пророк воскликнул: «...отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его!» (4 Цар 2:12).
После вознесения пророка Илии Елисей получил дар чудотворения. Этот дар способствовал военным победам израильтян. Благодаря Елисею израильский царь Иорам и его союзник, иудейский царь Иосафат, одержали победу над моавитянами (4 Цар 3). Елисей предсказал скорое прекращение осады Самарии сирийским царём Венададом (4 Цар 7:1–20). Несколько чудес Елисей совершил для людей, нуждавшихся в его помощи.
Елисей неоднократно предсказывал смену власти как в Израиле, так и за его пределами. Однажды он заплакал, увидев сирийского вельможу Азаила, и предрёк, что тот будет царём Сирии и сделает много зла израильтянам. На следующий день после возвращения от Елисея Азаил убил сирийского царя Венадада и воцарился вместо него (4 Цар 8:10–15). Елисей приказал одному из «сынов пророческих» помазать «в царя над Израилем» военачальника Ииуя, которому впоследствии удалось свергнуть нечестивого царя Иорама и уничтожить культ Ваала (4 Цар 9–10).
Упоминания в других библейских книгах
Помимо рассказов о жизни Елисея в 3-й и 4-й книгах Царств, о нём говорится в книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова и Евангелии от Луки.
В книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова Елисею посвящено 4 стиха в разделе, рассказывающем о праотцах и великих людях Израиля (Сир 48:12–15). Сообщается, что, после того как пророк «Илия сокрыт был вихрем», «Елисей исполнился духом его» (Сир 48:12). Елисей совершал чудеса и никого, кроме Бога, не боялся (Сир 48:13). Дважды в этом кратком отрывке говорится о его посмертных чудесах, но без уточнений: «...по успении его пророчествовало тело его» (Сир 48:14), «по смерти дивны были дела его» (Сир 48:15).
Согласно повествованию евангелиста Луки, Иисус в своей проповеди в Назарете и в других местах упоминает пророка Елисея (см.: Лк 4:27). Проповедуя в синагоге Назарета, Иисус говорит, что «никакой пророк не принимается в своём отечестве» (Лк 4:24), приводя в пример ветхозаветных пророков – Илию и Елисея (Лк 4:25–27). Эти слова вызвали ярость бывших в синагоге иудеев.
Лука также упоминает исцеление от проказы сирийца Неемана. Этот пример, как и упомянутый там же эпизод с Илиёй и вдовой из Сарепты Сидонской (см. Лк 4:25–26; 3 Цар 17:17–24), показывает, что уже тогда пророки действовали за пределами Израиля. Текст отражает ситуацию христианской общины, вышедшей с миссией к язычникам за пределы иудейской общины.
Между чудесами Иисуса и Елисея можно обнаружить определённую аналогию: Иисус воскрешает дочь Иаира (Мк 5:22–43), Елисей – сына вдовы из Сонама (4 Цар 4:8–37). Иисус насыщает 5 тыс. человек 5 хлебами и 2 рыбами (Mк 6:32–44) и 4 тыс. человек – 7 хлебами (Mк 8:1–10), Елисей – 100 человек 20 хлебами (4 Цар 4:42–44). Заметно, что именно версия насыщения хлебами в Евангелии от Иоанна из-за упоминания ячменного хлеба наиболее близка к истории Елисея (см.: Ин 6:1–15). Иисус исцеляет многих прокажённых (например, Мк 1:40–45), Елисей – сирийца Неемана (4 Цар 5:1–27).
Упоминание у Иосифа Флавия
Важным источником формирования нарратива о пророке Елисее стали труды Иосифа Флавия. В изображении пророков Елисея и Илии Флавий не только опирался на современную ему иудейскую традицию, но и руководствовался политическими мотивами (Feldman. 1994. P. 1–2). Так, пророк Илия на протяжении многих веков был ключевой фигурой в апокалиптической иудейской литературе, будучи предтечей Мессии и воскресения мёртвых, что отражено как в Новом Завете (Мф 11:10–15, 17:10–13; Мк 9:11–13), так и в Вавилонском Талмуде (трактат Санхедрин. 98a), и поэтому его изображение представляло для автора определённую проблему, ведь Флавий был лоялен римской власти, а его читатель мог спроецировать связанный с Илиёй образ мессианского Израильского царства на современных ему ревнителей-зилотов, противящихся иноземным религиозным и политическим влияниям. В этом отношении писать о Елисее было проще, поскольку его образ не был связан с подобными политическими идеями.
Флавий придаёт большое значение фигуре Елисея. Так, передавая библейские рассказы о нём, Иосиф называет его пророком даже в тех случаях, когда в соответствующих местах Библии об этом не сказано. По этому показателю Елисей уступает у Флавия только пророку Самуилу. При этом Флавий избегает обычного для библейского рассказа наименования Елисея «человек Божий» (см., например, 4 Цар 4:9, 16; 7:2). Елисей – единственный пророк, деяния которого Флавий называет «славными», «достойными исторического повествования» (Иудейские древности. IX. 46) и заслужившими «славного воспоминания у евреев» (Иудейские древности. IX. 182). Особой похвалы пророк удостаивается в посмертном описании (Иудейские древности. IX. 183); в отношении Илии такой похвалы нет.
Флавий делает особый акцент на праведности Елисея. Комментируя эпизод чуда с водой в Иерихоне (4 Цар 2:21), Флавий добавляет, что пророк совершил его, «подняв к небу праведную руку» (Иудейская война. IV. 462). Тема праведности развита в молитве Елисея, также отсутствующей в библейском тексте, где он просит Бога смягчить воду источника и поддерживать плодородие страны, пока жители её «пребудут праведными». В похвале Елисею (Иудейские древности. IX. 182) говорится, что он знаменит своей праведностью.
Флавий добавляет к библейскому повествованию новые детали, обычно усиливающие пророческий авторитет Елисея и преувеличивающие его силу чудотворца. Некоторые детали из библейского рассказа он, напротив, опускает, чтобы сделать образ Елисея более привлекательным. Так, чтобы подчеркнуть верность Елисея пророку Илии, он опускает библейский рассказ о том, что после призвания Елисей «взял пару волов и заколол их и, зажегши плуг волов, изжарил мясо их, и раздал людям, и они ели» (3 Цар 19:21). Вместо этого говорится, что он, «оставив волов, последовал за Илиёй» (Иудейские древности. VIII. 354). Точно так же Флавий развивает сообщение о том, что Елисей «пошёл за Илиёю, и стал служить ему» (3 Цар 19:21), добавляя, что он «был при Илии всю жизнь в качестве ученика и служителя» (Иудейские древности. VIII. 354).
Иосиф Флавий также опускает (Иудейские древности. IX. 28) несколько библейских эпизодов, которые могли быть истолкованы не в пользу Елисея. Это ответ Елисея «сынам пророков», в котором видна его неспособность убедить их прекратить поиски Илии после его вознесения: «Но они приступали к нему долго, так что наскучили ему, и он сказал: “Пошлите“. И послали пятьдесят человек, и искали три дня, и не нашли его» (4 Цар 2:17). Читатель мог бы увидеть здесь посрамление Елисея «сынами пророков».
В современной библеистике
В библеистике рассказы о пророке Илии и Елисее изучаются в контексте истории создания 3–4-й книг Царств. Традиционная точка зрения, которой придерживаются многие учёные, заключается в том, что повествования об этих пророках включены редактором в исторические разделы 3–4-й книг Царств (Noth. 1967. S. 79–85). Некоторые исследователи в связи с этим высказывают предположения, что не все имеющиеся в каноническом тексте Библии рассказы о Елисее составлены одновременно. Самой ранней в соответствии с этой точкой зрения могла быть традиция, связывающая Елисея с восстанием Ииуя (3 Цар 19:17; 4 Цар 9–10); затем были добавлены сведения о его помощи израильским царям в войнах с сирийцами; позже остальных появился отрывок о помазании Елисея пророком Илиёй (3 Цар 19) (Otto. 2003).