Кондильяк Этьен Бонно де
Кондилья́к Этье́н Бонно́ де (Étienne Bonnot de Condillac) (30.9.1714, Гренобль – 3.8.1780, Флю, близ Божанси), один из крупнейших представителей просветительской философии. Получил теологическое образование. В 1758–1767 гг. он был воспитателем внука Людовика XV (принца Пармского). Кондильяк был избран членом Берлинской (1749), а затем и Французской (1768) академий. Его наиболее значительные произведения: «Опыт о происхождении человеческих знаний» («Essai sur l’origine des connaissances humaines», 1746), «Трактат о системах» («Traité des systèmes», 1749), «Трактат об ощущениях» («Traité des sensations», 1754), «Курс занятий по обучению принца Пармского» («Cours d’études, écrits pour le jeune duc Ferdinand de Parme», 1772), «Торговля и правительство, рассмотренные в отношении друг к другу» («Le Commerce et le gouvernement considérés relativement l’un à l’autre», 1776). Кондильяк разрабатывал сенсуалистическую теорию познания. Источником всех знаний он считал ощущения, а учение о врождённых идеях характеризовал как «предрассудок», возникший из-за недостатка наблюдений и склонности к поверхностным сравнениям. По Кондильяку, все интеллектуальные способности развиваются на основе способности чувствовать. Внимание, память, суждение, размышление, желание представляют собой ощущение в его «различных превращениях». Умственные операции суть приобретённые привычки.
Аналитический метод – единственный инструмент, способствующий приобретению истинных знаний. С помощью анализа совершаются важнейшие научные открытия; этот метод необходимо применять и в процессе обучения. Общие идеи образуются, когда люди отмечают сходные качества вещей, оставляя без внимания те свойства, которыми эти предметы различаются. Простые идеи – единичные восприятия, сложные идеи – соединение многих восприятий. Анализ возможен только при использовании языка. Вместе с языком развивается и искусство рассуждения. Первым языком, по примеру которого возникают все остальные, является язык действия (жестов). Его основы даны вместе с человеческими органами, его использование начинается сразу, лишь только люди начинают чувствовать. Первые знаки дают правила для изобретения всех последующих, для создания новых языков. Постепенно на смену языку жестов пришёл язык слов; причём долгое время люди пользовались ими обоими. Точность рассуждений, по Кондильяку, напрямую связана с тем, насколько хорошо выстроен язык. Абстрактные идеи невозможно образовать, не употребляя слов, а без упомянутых идей нельзя провести разграничение родов и видов, что выступает важным условием научного рассуждения. Науки, которые нельзя назвать точными, используют плохо выстроенные языки. Поскольку человеческое познание основывается на применении знаков, улучшить рассуждения возможно, лишь исправляя язык. Источник заблуждений коренится либо в отсутствии идей, которые ошибочно предполагаются существующими, либо в неопределённости, туманности, расплывчатости применяемых терминов. В обоих случаях мы сталкиваемся с бессодержательностью используемого языка.
По мнению Кондильяка, доказать наличие внешних тел можно с помощью осязания. Осязание доставляет человеку особое ощущение непрерывности, протяжённости, которое он никак не может считать только собственной модификацией, не связанной с внешней реальностью. Помимо существования внешних тел, Кондильяк также признавал бытие Бога и нематериальных душ. Тело не может быть субстанциальным носителем мысли, т. к. оно слагается из множества частей, а мышление характеризуется единством и должно быть свойством простой сущности. Носитель мышления – душа, непротяжённая простая субстанция. Существование Бога, по Кондильяку, доказывается рассмотрением природы: цепь причин, связывающая различные вещи, не может уходить в бесконечность, она указывает на высшую первопричину.
Кондильяк выделял три типа философских (и естественно-научных) систем: основанные на абстрактных метафизических принципах; на предположениях (гипотезах) о природе различных явлений; на твёрдо установленных, благодаря опыту, фактах. Системы первого рода бесполезны, ведут к заблуждениям; системы второго рода лишь иногда приводят к истине; третьи истинны всегда.
Кондильяк – сторонник мирного пути преобразования общества. Он возлагал надежды на своевременные, продуманные реформы, вводимые правительством. Он относил к предрассудкам мнение о том, что наилучшее правление должно отвечать древним традициям. История, на его взгляд, свидетельствует о постепенном усложнении машины общественной жизни. Соответственно, усложнялся и механизм управления. Первые общества, ещё немногочисленные по составу, включали в себя равных граждан, лишь временно некоторые из них получали привилегии военных вождей. Впоследствии равенство было нарушено, возникли сословия. Если прежде для управления людьми было достаточно небольшого количества весьма простых законов, то сословная структура потребовала более развитого законодательства.
Изучение истории, по Кондильяку, должно способствовать предвидению будущего. Достаточно внимательно рассмотреть историю какого-нибудь давно исчезнувшего народа, чтобы убедиться в том, что все происходившие с ним перевороты вытекали один из другого и в конечном счёте, как в зародыше, ретроспективно могли бы быть усмотрены уже в первом периоде его развития. В истории, как и в политике, Кондильяк особенно подчёркивал моральный аспект. «Итак, монсеньор, каким бы способом ни менялись события, они никогда не могут иметь иных результатов, чем счастье или несчастье народов; и причины, которые могут вызывать сегодня это счастье или это несчастье, те же, что вызывали их в предшествующие нам века, и они будут теми же в приходящие столетия» (Condillac. T. 13. 1798. P. 2). По мысли Кондильяка, именно нравы народов делают их счастливыми либо несчастными. Нравы напрямую влияют на характер правления, сами же они определяются состоянием умов. Но имеет место и обратная зависимость: правительство способно воздействовать на нравы, а те, в свою очередь, могут изменить характер мышления эпохи. Общество, по его мнению, возникло на основе соглашения людей. Для сохранения жизни они нуждались во взаимной помощи, подталкиваемые, таким образом, самими условиями существования к объединению. Целью возникшего союза было обеспечение преимуществ (в сравнении с прежним состоянием неограниченной свободы) для каждого в отдельности и всех в целом. Условия договора не подвергались предварительному обсуждению на некой совместной дискуссии, они молчаливо были признаны: каждый обязан не наносить вреда общему благу, все вместе должны защищать каждого отдельного члена общества. Факт совместного проживания людей свидетельствует о том, что соглашение продолжает оставаться в силе.
В сочинении «Торговля и правительство» Кондильяк выделял два типа богатства: земельное и движимое, создаваемое ремесленниками. Право собственности «священно и нерушимо», оно возникает на основе труда или же благодаря передаче имущества по наследству. Ценность вещей, сопряжённая с их редкостью или обилием, может меняться в зависимости от царящих в обществе мнений. Вообще же цена вещей находится в прямом соответствии с человеческими потребностями. Важнейшая задача правительства заключается в поддержке всех видов трудовой деятельности, без ограничений и запретов, а также в защите свободы торговли, включая разрешение на экспорт и импорт «самых необходимых» вещей. «Одна только свобода может придать каждой вещи её подлинную цену и вызвать процветание торговли» (Condillac. T. 4. 1798. P. 327). Поддержание указанного порядка правительством требует расходов, поэтому собственники обязаны платить налоги, которые позволят им пользоваться благами свободной торговли. Главные препятствия свободной экономической деятельности Кондильяк видел в войнах, таможнях, внутренних дорожных пошлинах, исключительных правах, предоставляемых немногим, налогах на потребление, необдуманной эксплуатации рудников, где добываются драгоценные металлы, чувстве зависти к другим народам, роскоши больших столиц и др. По его мнению, «рано или поздно роскошь губит народы, среди которых она вводится» (Condillac. T. 12. 1798. P. 305). Прежде всего потому, что она подрывает сельскохозяйственное производство, поскольку стимулирует умножение потребностей правящего слоя и тем самым постоянное увеличение налогового бремени. «Только простая жизнь может сделать народ богатым, могущественным и счастливым» (Condillac. T. 4. 1798. P. 286). Но в этом случае речь идёт о богатстве, максимально доступном при определённых исторических условиях, а вовсе не об изобилии материальных благ.
Кондильяком была разработана своеобразная педагогическая теория. Целью обучения детей должны быть не конкретные знания и предметы (история, география, латынь и т. д.), а развитие способности правильно пользоваться своим умом. Учебные дисциплины в этом плане – средство, а не самоцель. Изложение истин должно совпадать с путём, который был пройден для их нахождения. Умение прочитать наизусть большой кусок из того или иного исторического сочинения древнего автора, процитировать сентенцию на иностранном языке, толком не понимая их, – всё это ещё не составляет подлинного знания. Хотя тренировка памяти и важна, но воспитание не должно сводиться только к этому, как зачастую происходит. Способность размышлять всегда позволит человеку восполнить пробелы в своих познаниях, отыскать нужные сведения. Нет необходимости в попытках сообщить ребёнку как можно больше истин, многие из которых он не в состоянии осмыслить. Человек, не умеющий размышлять, по существу может считаться необразованным. По Кондильяку, воспитание граждан следует варьировать в зависимости от того, к какой социальной роли они предназначены.
Идеи Кондильяка оказали значительное воздействие на гносеологические воззрения просветителей как во Франции, так и за её пределами. Его учение послужило основой для школы «идеологов» (П. Ж. Ж. Кабанис, А. Дестют де Траси, К. Ф. Вольней и др.).