География внешнеэкономических связей
Геогра́фия внешнеэкономи́ческих свя́зей, отрасль социально-экономической географии, изучающая экономические взаимосвязи между государствами на разных пространственных уровнях: от глобального до муниципального. Тематически исследования по географии внешнеэкономических связей включают анализ трансграничных потоков товаров, капиталов, услуг и людей между странами мира в связи с их географическими особенностями и влияние этих факторов на развитие стран и отдельных регионов. В основе упомянутых потоков лежит международное разделение труда (МРТ), или международное географическое разделение труда, которое предполагает, согласно О. Т. Богомолову, устойчивую концентрацию в отдельных странах производства материальных благ и услуг сверх внутренних потребностей, для внешнего обмена, и одновременно покрытие части внутреннего потребления за счёт приобретения продукции извне. Благодаря этому формируется специализация государств на производстве товаров и услуг. В ходе углубления МРТ между странами растёт их экономическая связанность.
В рамках географии внешнеэкономических связей сложились следующие направления исследований: 1) внешнеэкономические связи государства; 2) внешнеэкономические связи отдельных регионов государства; 3) двусторонние связи государств; 4) приграничные регионы и их сотрудничество; 5) интеграционные процессы и географические предпосылки для их развития; 6) влияние внешнеэкономических связей на территориальные структуры национальной экономики.
Практическое приложение исследований по географии внешнеэкономических связей вошло в научный обиход как элемент геоэкономики, под которой понимается активное использование ресурсного потенциала страны (и её регионов) во внешнем для неё рыночном пространстве для целей развития посредством целенаправленной государственной политики и связанной с ней зарубежной деятельностью бизнес-структур. Фактически данное понятие фиксирует необходимость государственного управления формированием международной специализации страны и на этой основе связанностью с экономиками стран-партнёров.
Поскольку на формирование внешнеэкономической связанности влияют положение стран относительно друг друга и мировых рынков, социальный капитал, природные ресурсы, экономический потенциал, геополитические предпочтения стран, этот раздел социально-экономической географии выступает органичной частью страноведения, географии природных ресурсов, населения, промышленности, транспорта, туризма, политической географии, географии мирового хозяйства, регионоведения.
Методология и методы
Географический анализ внешнеэкономических связей тесно связан с экономическим анализом, содержащим как теоретические, так и прикладные разделы экономической науки, которые исследуются в рамках региональной экономики.
Экономический взгляд на МРТ и экономическую связанность государств и роль внешнеэкономических связей в развитии государства концентрируется на объяснении получения доходов от внешнеэкономических связей и обосновании важности международной торговли для экономического роста (теории абсолютных и сравнительных преимуществ, соотношения факторов производства, рыночного равновесия, жизненного цикла продуктов, технологического разрыва, внутриотраслевой торговли, конкурентных преимуществ и др.) (П. Кругман).
Географический подход, базируясь на представлении о МРТ, сфокусирован на понимании причин различий в объёмах и структуре внешнеэкономических связей государства и его районов, особенностей формирования их связанности с внешним миром, с акцентом на фактор взаимоположения стран и регионов-партнёров и на анализе влияния внешних связей на территориальную структуру экономики страны. В этом отношении географический подход во многом совпадает с подходами региональной экономики.
Для экономического подхода к исследованию характерно использование разных методов формализации изучаемых явлений и связей. Для географического – стремление всесторонне учесть особенности формирующейся связанности.
Экономический и географический подходы к исследованию внешнеэкономических связей пересекаются в вопросах взаимоположения взаимодействующих государств, которое влияет на уровень издержек, воздействующих на взаимную торговлю. Среди них выделяются транспортные издержки, которые определяются как расстояниями, разделяющими государства, так и величиной транспортных тарифов, страховых выплат и других затрат, связанных с преодолением «трения» расстояния.
Для России и многих других стран мира характерно внутриконтинентальное положение бо́льшей части национального пространства, что сказывается на международных экономических отношениях (Л. А. Безруков, Я. Д. Лисоволик).
Учёт транспортного фактора, следовательно, и взаимоположения стран-партнёров, описывают гравитационные модели внешней торговли и диффузные модели международных инвестиций, в которых установлена прямая зависимость объёмов торговли и инвестиций от размеров экономики стран, а следовательно, спроса и предложения, и обратная зависимость от издержек разного происхождения по осуществлению торгового оборота, среди которых немалое место занимает фактор положения. Гравитационное представление торговли и диффузное представление международных инвестиций среди многих других подходов дают наиболее точное объяснение различий в объёмах внешнеэкономических взаимосвязей между странами.
Методы анализа географии внешнеэкономических связей в основном заимствованы из экономики. Это разного рода показатели, служащие для описания особенностей и изменений в структурных характеристиках внешней торговли стран и регионов: индексы и коэффициенты специализации, концентрации, локализации, технологической сложности товаров экспорта и импорта и т. д.
Направления исследований в СССР и России
В советский период исследования по географии внешнеэкономических связей были сосредоточены на зарубежных странах. Сильный импульс для расширения географических исследований внешнеэкономических связей был создан развитием интеграционных процессов в Западной и Восточной Европе. Интеграция государств является наиболее высоким уровнем взаимодополнения национальных экономик и их экономической связанности, развитие которой осуществляется в рамках межгосударственной координации, а в случае ЕС и наднационального управления.
Географические подходы к исследованию социалистической экономической интеграции в 1970–1980-е гг. базировались на комплексной оценке роли экономико-географического положения и магистральной инфраструктуры, связующей страны – члены Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), выделении регионов и субрегионов, играющих ключевую роль в процессах интеграции, а также на представлении о том, что в ходе интеграции формируется макротерриториальная структура хозяйства европейских стран – членов СЭВ. Ведущую роль в этих разработках сыграл И. М. Маергойз.
Социалистическая экономическая интеграция осуществлялась на плановой основе, одной из главных её целей было выравнивание уровней социально-экономического развития как стран-участниц, так и их восточных, наименее развитых районов. Сдвиги в размещении промышленности, географии населения, транспорта, туризма в странах – членах СЭВ под влиянием социалистической экономической интеграции подробно исследовались в трудах П. М. Алампиева, Н. В. Алисова, А. Н. Барковского, Э. Б. Валева, Л. Б. Вардомского, Ю. В. Илинича, Н. С. Мироненко, В. В. Фролова.
Основоположником географических исследований европейской интеграции в СССР стал С. Б. Шлихтер. Их главными направлениями стали оценка влияния на географию национальных хозяйств «исчезающих» в ходе интеграции государственных границ, а также создания европейской транспортной инфраструктуры.
После распада СЭВ и СССР, в ходе начавшихся рыночных реформ, открытия экономики, децентрализации власти в рамках нового федерализма, повестка географических исследований внешнеэкономических связей в России резко расширилась. В них сформировалось и быстро набрало силу исследование внешнеэкономических связей, прежде всего торговых, отдельных российских регионов. В 1990 – 2000-е гг. проводились исследования вовлечённости во внешнеэкономические связи уральских (А. А. Мальцев, Е. А Андреева, И. В. Закиров), центральных (Е. А. Грицаенко), поволжских (Е. В. Носова), сибирских (Г. Д. Ковалёва, Я. А. Суходолов) и северокавказских (Н. Н. Евченко) регионов.
В исследовании регионов особое место заняли приграничные и приморские, через которые создаётся транспортная связанность российской экономики и экономики стран – внешнеэкономических партнёров. Наиболее интенсивно и разнопланово эти исследования велись в Калининградской области (Ю. М. Зверев, А. П. Клемешев, Г. М. Фёдоров), дальневосточном регионе (П. Я. Бакланов, П. А. Минакир, Н. Л. Шлык, Н. П. Рыжова), приграничных регионах Северо-Запада (А. В. Кузнецов, П. В. Дружинин).
«Новые и старые» приграничные регионы привлекали внимание географов и региональных экономистов с точки зрения развития приграничного сотрудничества и приграничной торговли. Большой вклад в эти исследования внёс В. А. Колосов и возглавляемая им лаборатория в Институте географии РАН, которая стала ведущим центром приграничных исследований в России. Среди исследователей «нового приграничья» следует выделить С. С. Артоболевского, Н. С. Гичиева, А. П. Катровского, А. С. Кузавко, К. А. Морачевскую, Л. И. Попкову, А. Б. Себенцова.
Быстро растущим направлением в рамках географии внешнеэкономических связей в 2000 – 2010-е гг. стали анализ инвестиционной привлекательности российских регионов для зарубежных инвесторов и роль прямых инвестиций для развития региональной экономики (И. П. Гурова, Л. М. Капустина, А. В. Кузнецов, О. В. Кузнецова, М. Ю. Малкина).
Важным направлением географии внешнеэкономических связей стало проведение типологии субъектов РФ на основе объёмов экспорта и импорта, товарной специализации и географической структуры внешней торговли. В этих работах исследовалось также влияние структурной открытости региональной экономики на экономическое развитие субъектов РФ с использованием понятия внешней экстравертности и интровертности. Исследования показали, что торговая и инвестиционная связанность России с внешним миром обеспечивается небольшой группой в 10–15 регионов во главе с Московским (Л. Б. Вардомский, С. Ю. Муртузалиева, Е. Е. Скатерщикова, И. А. Шубин). Немного позднее появились отечественные эконометрические работы, доказывающие зависимость экономического роста российских регионов от внешнеторговых связей (Д. А. Изотов, И. А. Коргун). В то же время эти выводы не вполне согласуются с новой теорией внешней торговли П. Кругмана, где утверждается, что внешняя торговля способствует концентрации производства в некоторых странах, регионах и городах, вызывая диспропорции в пространственном развитии.
В рамках географии внешнеэкономических связей традиционно важное место занимали исследования отдельных стран мира. Но с 1990-х гг. среди зарубежных стран на первое место вышли страны Центрально-Восточной Европы и Китай, которые переживали также, как Российская Федерация, рыночную и геополитическую трансформацию (Н. В. Куликова, Е. Н. Самбурова). Особое внимание уделялось изучению роли специальных экономических зон, которые рассматривались как важный инструмент технологической модернизации национальных экономик к либерализации международных экономических отношений (С. Ю. Муртазалиева, В. А. Дергачёв, Н. В. Смородинская, В. Я. Портяков).
Немаловажное место в географии внешнеэкономических связей продолжают играть исследования региональной интеграции. В них рассматриваются экономические и географические условия углубления связанности государств-участниц европейской и евразийской интеграции, а также возможности, которые создаёт интеграция для выравнивания уровней развития внутри данных государств (Вардомский, Колосов, Кузнецов).
В 2020-е гг. разворачиваются исследования по географии внешнеэкономических связей, обусловленные жёсткими экономическими санкциями Запада (Вардомский, Д. Ю. Землянский, И. А. Коргун, О. В. Кузнецова, Н. В. Куликова, А. Г. Пылин). Фактически речь идёт о новом направлении исследований. Россия, а также и другие страны, участие которых в международных экономических отношениях ограничивается по политическим причинам, адаптируются к санкционному давлению посредством развития импортозамещения и ускоренного развития связанности с дружественными государствами, которые компенсируют разрыв внешнеэкономических связей со странами Запада. Сдвиг внешних связей России в Азию сопровождается расширением транспортной связанности с рынками Индии, Ирана, Китая, Турции и других стран, что придаст дополнительный импульс для более быстрого развития экономики в российских регионах, занимающих более удобное положение относительно азиатских рынков.