Теория абсолютных преимуществ во внешней торговле
Тео́рия абсолю́тных преиму́ществ во вне́шней торго́вле, классическая теория международной торговли, разработанная шотландским экономистом А. Смитом, позволяющая продемонстрировать преимущества внешней торговли при наличии у сторон абсолютных преимуществ при производстве тех или иных товаров или услуг.
Под абсолютным преимуществом понимается способность экономического агента (компании, отрасли, страны) производить большее количество продукта (товара, услуги) из заданного количества производственных ресурсов (факторов производства). В альтернативном определении под абсолютным преимуществом понимается способность экономического агента производить заданное количество продукта из меньшего количества производственных ресурсов (при меньшем уровне издержек).
В соответствии с теорией абсолютных преимуществ странам выгодна международная торговля, поскольку она позволяет сконцентрироваться на выпуске определённых товаров (в производстве которых страны обладают абсолютным преимуществом) и обменивать излишки этих товаров на продукцию других стран (в производстве которой другие страны обладают абсолютным преимуществом). В результате участники международной торговли выигрывают, поскольку специализация позволяет из имеющихся в распоряжении стран ресурсов произвести большее количество продукции, расширить границу производственных возможностей и повысить благосостояние каждой страны.
Ключевая идея теории абсолютных преимуществ может быть продемонстрирована в рамках простой модели, в которой имеются две страны и два товара, при этом одна из стран обладает абсолютным преимуществом при производстве первого товара, а другая страна – при производстве второго. Для производства используется единственный мобильный в пределах страны (может свободно перемещаться между производством товара 1 и товара 2) фактор производства – труд (измеряется в часах). В таблице ниже представлены значения количества часов, которые необходимо затратить для того, чтобы произвести одну единицу определённого товара в данной стране.
Количество часов, необходимых для производства единицы различных товаров
Страна | Товар 1 | Товар 2 |
А | 80 | 100 |
Б | 120 | 90 |
Из таблицы следует, что страна А имеет абсолютное преимущество при производстве товара 1, страна Б – при производстве товара 2. Так как труд мобилен внутри страны, то в равновесии заработные платы должны быть равными в обеих отраслях. Из этого следует (в отсутствие международной торговли), что в стране А одну единицу товара 2 можно обменять на 100/80 = 1,25 единиц товара 1, поскольку для производства одной единицы товара 2 и 1,25 единиц товара 1 используется одинаковое количество труда. В свою очередь, в стране Б одну единицу товара 2 можно обменять на 90/120 = 0,75 единиц товара 1.
В случае если страны начинают свободно (без торговых издержек) торговать друг с другом, происходит выравнивание относительной цены товаров между странами. В равновесии со свободной торговлей странам становится выгодным полностью специализироваться на производстве определённого товара (страна А производит только товар 1, а страна Б только товар 2), экспортировать его излишки и импортировать товар, произведённый другой страной.
Иллюстрация выигрышей в модели абсолютных преимуществ представлена на рисунке, из которого следует, что специализация и международная торговля позволяют расширить суммарный производственный потенциал участвующих в торговле стран ( – трудовые ресурсы стран A и Б соответственно; и – затраты труда на производство единицы товара 1 и товара 2 в странах А и Б соответственно, – граница производственных возможностей при участии стран в международной торговле).
Основным недостатком концепции абсолютных преимуществ является её неспособность объяснить выгоды от торговли между странами, существенно отличающимися по уровню экономического развития, одна из которых по отношению к другой может обладать абсолютными преимуществами во всех отраслях. Этот недостаток преодолевается в рамках теории сравнительных преимуществ Д. Рикардо.