Шлихтер Сергей Борисович
Шли́хтер Серге́й Бори́сович (21.2.1931, Москва – 15.3.2010, Мюнхен), советский и российский экономикогеограф, специалист по географии транспорта, географии инфраструктуры и экономической географии Мирового океана. Доктор географических наук (1990).
Внук известного деятеля революционного движения А. Г. Шлихтера (1868–1940), ставшего в советское время партийным деятелем Украинской ССР и занимавшего в 1931–1938 гг. пост вице-президента Академии наук УССР. Отец – Борис Александрович (1904–1973) – работал в отделе рукописей Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина (ныне Российская государственная библиотека); мать – Анна Ефимовна Гринберг (1905–1984) – была инженером; брат Эрнест (1935–2019) – специалист по органической химии, кандидат химических наук.
После окончания средней школы Шлихтер поступил в 1949 г. на географический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, где учился на кафедре экономической географии капиталистических стран (ныне кафедра социально-экономической географии зарубежных стран) и окончил её с отличием в 1954 г. Владея в совершенстве немецким языком, написал свои первые работы по экономической географии ГДР (научный руководитель И. М. Маергойз). В 1954–1956 гг. работал во Всесоюзном институте научной и технической информации АН СССР (ВИНИТИ, с 1991 РАН), в Институте земного магнетизма АН СССР (ныне Институт земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн имени Н. В. Пушкова РАН), затем Институте экономики АН СССР (ныне РАН). После организации в 1955 г. Института комплексных транспортных проблем АН СССР (с 1962 подчинялся Госплану СССР) был приглашён туда Л. И. Василевским, занимался изучением размещения трубопроводного транспорта зарубежных стран. Работая в институте, подготовил кандидатскую диссертацию «География нефтяного трубопроводного транспорта США» (научный руководитель Василевский) и защитил её на учёном совете географического факультета МГУ в 1965 г. В работе он проанализировал особенности размещения одной из самых сложных в мире территориальных систем трубопроводного транспорта. В 1967–1971 гг. был командирован экспертом в Министерство планирования и экономического развития Уганды. По материалам, собранным в Кампале, Шлихтер в соавторстве с Н. Н. Чижовым написал страноведческую монографию об Уганде (опубликована в 1977). По возвращении в Москву продолжал работать в Институте комплексных транспортных проблем в секторе экономики зарубежного транспорта, где в соавторстве написал несколько книг по транспорту США и Западной Европы, большое число статей по транспорту зарубежного мира. В 1979 г. перешёл на работу в Институт географии АН СССР (с 1991 РАН) сначала в лабораторию географии зарубежных стран, а в 1986 г. – в отдел географии мирового хозяйства (с 1996 лаборатория географии мирового развития), где до 2003 г. был ведущим научным сотрудником, а с 2003 по 2007 гг. – внештатным научным консультантом. В 1990 г. в Институте географии защитил докторскую диссертацию «Транспорт в территориальных системах капиталистического хозяйства».
В 1950–1990-х гг. сотрудничал с редакцией географии ВИНИТИ, где написал несколько тысяч рефератов для реферативного журнала «География» (по географии транспорта мира, географии транспорта и экономической географии Европы в целом и отдельных стран). Владея обширной информацией о транспорте мира и стран Европы на иностранных языках, обобщил этот материал в географическом выпуске серии «Итоги науки и техники» (1990), где сделал важные выводы о тенденциях в изменении размещения мировой транспортной системы. В конце 1970-х – начале 1980-х гг. занимался географией Мирового океана и морских побережий, в середине 1980-х гг. – географией производственной инфраструктуры, в 1990-е гг. изучал влияние контейнеризации морских портов на сдвиги в их размещении и функциональной реструктуризации портового хозяйства. С 1984 по 2003 гг. читал курс лекций по географии транспорта зарубежных стран на географическом факультете МГУ. В 1996–2000 гг. преподавал в ряде коммерческих вузов Москвы, читая курс географии мирового хозяйства (в том числе на факультете экономики и права Университета Российской академии образования). В конце 1990-х гг. уехал с женой в Мюнхен к дочери, но периодически приезжал в Москву для чтения лекций в МГУ. После смерти Ю. Г. Липеца, возглавлявшего лабораторию географии мирового развития, в 2006 г. и жены в 2007 г. состояние здоровья Шлихтера резко ухудшилось, и в 2010 г. он скончался в альтерхаусе (хосписе) в Мюнхене.
Шлихтер оставил заметный след в отечественной экономической географии, географии Мирового океана, географии инфраструктуры, географии мирового хозяйства. Он впервые установил закономерности размещения трубопроводных транспортных систем, которые до него с географической точки зрения не изучались. Вместе с Василевским разработал географическую методику анализа транспортных систем больших стран и макрорегионов, детализировал её на примере транспортной системы Уганды. Шлихтер являлся лидером среди советских географов, изучавших проблемы размещения производственной инфраструктуры и особенности функционирования региональных и страновых систем инфраструктуры. Им выявлены основные тенденции развития мировой транспортной системы в конце 20 в.: увеличение подвижности населения; ускорение транспортного процесса; усиление специализации сетей универсальных видов транспорта; повышение уровня надёжности транспортных связей путём дублирования транспортных потоков и магистралей; формирование транспортных полимагистралей в Европе, Северной Америке, странах Восточной Азии; контейнеризация – универсальное средство осуществления взаимодействия разных видов транспорта на любой территории; повышение качества транспортного обслуживания территории и населения, происходящее за счёт увеличения протяжённости электрифицированных железных дорог, автомагистралей с твёрдым покрытием, дублирования транспортных коммуникаций мирового значения, в том числе прокладки автомагистралей параллельно другим путям сообщения. Эти научные результаты, полученные Шлихтером, стали важными элементами теоретических основ отечественной географии транспорта.
Автор 15 книг и более 150 научных статей.