Ориентировочная деятельность
Ориентиро́вочная де́ятельность, совокупность действий субъекта, направленных на обследование и анализ проблемной ситуации и последующее планирование и регуляцию поведения в целях решения стоящих перед субъектом задач. Термин «ориентировочная деятельность» возник на основе теории И. П. Павлова, который в качестве особой формы активности организма из ряда рефлексов выделил ориентировочный, указав на его специфическую функцию (установление связи между сигналом, реакцией и подкреплением) и происхождение из рефлекса «биологической осторожности». В отличие от животных, ориентировочная деятельность человека опирается на накопленные обществом знания о предметах и способах действия с ними и об их социальном значении. П. Я. Гальпериным было выдвинуто оригинальное истолкование ориентировочной деятельности, которую он считал собственно предметом психологии. Согласно Гальперину, ориентировочная деятельность не ограничивается только интеллектуальными функциями (от восприятия до мышления); её различными формами в разных проблемных ситуациях и при разных задачах и средствах их решения являются: потребности, намечающие общее направление действий на то, чего субъекту недостаёт; чувства, определяющие оценку ситуации и её отдельных предметов; воля, реализующая общее направление поведения. В рамках концепции поэтапного формирования умственных действий были выделены различные типы ориентировки (при заданной полной или неполной системе условий выполнения действия и т. п.), в зависимости от которых изменяется эффективность и качество усваиваемых субъектом знаний и умений.