Ориентировка (в концепции Гальперина)
Ориентиро́вка (в концепции П. Я. Гальперина), процесс анализа ситуации, в которой разворачивается действие, с целью отбора оснований действия и последующего руководства его исполнением. Ориентировка составляет психологический механизм действия, условие его безошибочного выполнения; одно из ключевых понятий теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий. Специального определения понятия «ориентировка» Гальперин в своих работах не даёт.
Понятие «ориентировка» встречается в первых публикациях П. Я. Гальперина по теории поэтапного формирования умственных действий и понятий (Гальперин. 1953; Умственное действие ... 1957; 1959; 1960), где используется наряду с понятиями «ориентировочная деятельность», «ориентировочная основа действия» и «ориентировочная часть действия». Например, Гальперин писал, что ориентировочная основа действия (ООД) «определяет процесс ориентировки в задании и, таким образом, является важнейшей частью психологического механизма действия» (Гальперин. 1959. С. 448). Или: разные психические функции есть формы ориентировочной деятельности, которые дифференцируются «в связи с разными задачами, условиями и средствами ориентировки» (Гальперин. 1953. С. 98). В опубликованных посмертно «Лекциях по психологии» встречается такая формулировка: «…регуляция на основе образа – сначала ориентировка в поле образа, а потом ориентировка самого действия, которое мы сначала наметим, а потом реализуем, – вот это и составляет то, что по её функции мы можем назвать ориентировочной деятельностью» (Гальперин. 2002. С. 62). При описании трёх типов ООД Гальперин пишет о них как о трёх типах ориентировки (см., например, Гальперин. Тип ориентировки в задании … 1957. С. 63; Зависимость двигательного навыка … 1957. С. 44).
П. Я. Гальперин отмечал, что в поисках ответа на вопрос о роли психики в деятельности А. В. Запорожец и Д. Б. Эльконин провели исследования, показавшие, что общая функция психики заключается в ориентировке предметной деятельности, а сам процесс ориентировки из внешнего постепенно становится внутренним, однако не были прослежены «условия образования разных форм ориентировки и их влияние на качество предметных действий» (Гальперин. 1965. С. 4).
Начиная с 1950-х гг. под руководством П. Я. Гальперина проводились исследования, направленные на:
выяснение соотношения ориентировочной и исполнительной частей действия;
поэтапное формирование умственных (шире – идеальных) действий, преобразование «отражённых предметных действий в психологические явления»;
определение роли ориентировочной части действия в успешности его выполнения;
выделение различных видов ориентировки (Гальперин. 1965. С. 4).
П. Я. Гальперин пришёл к выводу, что ориентировка поведения на основе образа и есть та сторона деятельности человека и животных, которая составляет предмет психологии: не само предметное содержание проблемной ситуации, а «ориентировка на определённое предметное содержание и с помощью определённых предметных процессов – вот что составляет… психологическое начало» (Гальперин. 1966. С. 245). Ориентировка поведения становится необходимой с появлением ситуаций, требующих индивидуального приспособления в процессе выполнения действия, и возможна только на основе образа. Гальперин специально подчёркивал, что речь идёт не только о человеке, но и о животных, и ставил задачу построения психологии как «объективной науки о субъективном мире человека (и животных)» (Гальперин. 1998. С. 271).
П. Я. Гальперин различал автоматическую, или пассивную, ориентировку при выполнении стереотипных действий с готовым механизмом реагирования и активную психологическую ориентировку в ситуациях, выходящих за рамки привычных (Гальперин. 1976. С. 86). Согласно Гальперину, ориентировка не ограничивается интеллектуальными, познавательными процессами: все формы психической деятельности – потребности, чувства, воля – представляют собой различные формы ориентировки субъекта в проблемных ситуациях: «И потребности, и чувства, и воля не только нуждаются в ориентировке, но с психологической стороны представляют не что иное, как разные формы ориентировочной деятельности субъекта в различных проблемных ситуациях, разных задачах и с разными средствами их решения» (Гальперин. 1976. С. 92).
П. Я. Гальперин показывает, что психика выступает предметом изучения разных наук; специфика же психологии – в изучении активной ориентировки поведения, «именно в ориентировке и заключается психологическая сторона поведения» (Гальперин. 1976. С. 102). Психология есть главная наука об ориентировочной деятельности, другие стороны этой деятельности исследуются науками, которые для психологии являются вспомогательными: логика, этика, кибернетика, эстетика, педагогика изучают требования, с которыми должен считаться субъект в своей ориентировочной деятельности, но как он будет считаться – зависит не от содержания этих наук, а от структуры и динамики его ориентировочной деятельности. Таким образом, психология «изучает деятельность субъекта по решению задач ориентировки в ситуациях на основе их психического отражения» (Гальперин. 1976. С. 102), или «формирование, строение и динамику ориентировочной деятельности» (Гальперин. 1976. С. 100).
Исследования ориентировки в рамках концепции П. Я. Гальперина были продолжены А. И. Подольским, который рассматривал ориентировочную деятельность как многоуровневую систему и выделил три её уровня: стратегический, тактический и оперативный (Подольский. 1982). По мнению Подольского, под руководством Гальперина проводились исследования формирования и функционирования преимущественно «оперативного» уровня ориентировочной деятельности, т. е. ориентировки в условиях исполнения действия. Однако формирование целостного интеллектуального процесса предполагает анализ всей системы ориентировочной деятельности с её «нисходящими» и «восходящими» влияниями. Подольский исследовал взаимоотношения тактической и оперативной ориентировки у детей дошкольного возраста. Описание стратегической, тактической и оперативной ориентировки приводится также в статье А. Г. Лидерса и Ю. И. Фролова (2012), посвящённой анализу развития представлений об ориентировке в рамках теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий. Различение этих уровней авторы относят к шестому этапу исследований, охватывающему период от смерти Гальперина до настоящего времени. При этом авторы оставляют открытым вопрос о том, правомерно ли относить эти представления к теории Гальперина, или же это «самостоятельные концепции его учеников и последователей» (Лидерс. 2012. С. 20).