Метод поэтапного формирования
Ме́тод поэта́пного формирова́ния, метод психологического исследования, направленный на формирование предметного действия с заданными свойствами. Разработан П. Я. Гальпериным и широко использовался в исследованиях в рамках теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий.
В работах Гальперина разных лет как синонимы используются понятия «поэтапное формирование» (Гальперин. 1954; 1959; 1965; Метод срезов … 1966; Психология мышления … 1966; 1978; Лекции по психологии. 2002; О предмете психологии … 2002; и др.) и «планомерное формирование» (Гальперин. 1960; 1974; 1992; и др.). Метод берёт начало от экспериментально-генетической стратегии исследования Л. С. Выготского (Лидерс. 2006; Обухова. 1995; 2010; 2022).
Этапы реализации метода составляют шкалу поэтапного формирования (Гальперин. 1959; 1965; Метод срезов … 1966; Психология мышления … 1966; 1998; и др.). Вместе с тем П. Я. Гальперин указывает на то, что название «поэтапное формирование» было предложено Д. Б. Элькониным по наиболее заметному элементу метода и не отражает всего его содержания. Дело не только в поэтапности, но и в «полной системе условий, позволяющей однозначно детерминировать ход и результат формирования новых действий и понятий» (Гальперин. 1978. С. 93–94), поэтому правильнее говорить о системе планомерного, а не только поэтапного формирования. Н. Ф. Талызина за планомерностью также усматривала управляемость формирующей процедуры: «Описывая свой подход к генетическому методу, П. Я. Гальперин подчёркивал поэтапность и планомерность (управляемость) процесса формирования новых умственных действий и понятий» (Талызина. 2002. С. 46).
В силу того, что и в школьном обучении, и в лабораторном эксперименте система условий, обеспечивающих правильное выполнение действий с заданными свойствами, оставалась неизвестной, процесс формирования происходил стихийно, иначе говоря, «с очень плохим управлением и под влиянием многих неучтённых и случайных причин» (Гальперин. Метод срезов … 1966. С. 130). При планомерном же формировании учитывается полная система условий, обеспечивающих правильное исполнение нового действия и его формирование с заданными свойствами. В результате процесс идёт настолько быстро, что по срокам его невозможно «сопоставить с процессом стихийным; качество отдельных исполнений колеблется очень незначительно; отсутствуют промежуточные формы действий и понятий; действие устойчиво к изменению… условий; оно… широко переносится на новые задания» (Гальперин. 1965. С. 21–22).
Так, П. Я. Гальперин отмечал, что результаты обучения с использованием метода (методики) поэтапного формирования понятий отличаются от данных о развитии понятий у детей, полученных в исследованиях Л. С. Выготского. При поэтапном формировании не возникает ни комплексов, ни псевдопонятий, ни промежуточных форм из элементов научных и житейских понятий; уже в старшем дошкольном возрасте успешно образуются настоящие понятия. Гальперин объяснял это тем, что Выготский изучал возможности детей самостоятельно формировать понятия, тогда как Гальперин – возможности обучить детей этому действию: «…наши методики были существенно разными и в то же время взаимно дополняющими» (Гальперин. 1965. С. 22).
В последней прижизненной публикации П. Я. Гальперин описывает систему «планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий» (Гальперин. 1985. С. 4), которая включает в себя четыре группы условий:
формирование достаточной мотивации действий ученика;
обеспечение правильного выполнения действия;
воспитание желаемых свойств действия;
превращение действия в умственное.
Гальперин характеризовал метод поэтапного формирования как «метод развёрнутого и открытого для наблюдения формирования новых конкретных психических процессов и явлений» (Гальперин. 1978. С. 93). В сложившемся психическом процессе его механизмы остаются скрытыми, а потому «единственный путь для обнаружения нового механизма новых психологических процессов заключается в том, чтобы проследить их формирование, причём обязательно с заданными свойствами» (Гальперин. О предмете психологии … 2002. С. 12). Метод поэтапного формирования позволяет проводить объективное исследование психических процессов: «...мы начинаем с материальной или материализованной формы, затем через перенос этого действия в речевую форму, где оно впервые получает форму объективной мысли… мы уверенно можем перенести действие в умственный план» (Гальперин. Лекции по психологии. 2002. С. 223). Таким образом, в конце процесса формирования «мы получаем явление сознания, наиболее тонкое, наиболее характерное с точки зрения субъективной неуловимости, невыразимости» (Гальперин. Лекции по психологии. 2002. С. 223); «...открывается возможность получить… тончайшие, капризные... "субъективные явления" в качестве вывода из преобразований, которым закономерно подвергается предметное действие человека...» (Гальперин. 1966. С. 259). Н. Ф. Талызина также полагала, что характеристики планомерности и поэтапности являются «основополагающими при разработке объективного метода для исследования процесса становления новых актов психики» (Талызина. 2002. С. 46).
П. Я. Гальперин противопоставлял метод поэтапного формирования и метод «срезов», или «поперечных срезов», который, по его мнению, использовался многими психологами, в том числе Ж. Пиаже, при изучении интеллектуального развития ребёнка. Метод «срезов», по Гальперину, состоит в наблюдении за происходящими изменениями (развитием) без попыток вмешательства в этот процесс, тем самым ограничивается констатацией того, как действует ученик, но не раскрывает, почему он действует именно так, ведь содержание психической деятельности ученика остаётся невыявленным. Недостатки этого метода Гальперин продемонстрировал на материале описанного Ж. Пиаже феномена глобальной оценки ребёнком предмета по господствующему в восприятии параметру (феномены «несохранения»). Было показано, что при управляемом формировании восприятия количества феномены несохранения не проявляются. Гальперин пришёл к выводу, что при использовании метода «срезов» обнаруженная эмпирически последовательность этапов образования нового действия выдаётся за внутреннюю закономерность процесса, «и этим узаконивают и оправдывают убогую (в массе) действительность стихийного формирования вместо того, чтобы раскрыть её причины и радикально её изменить» (Гальперин. Метод срезов … 1966. С. 133). При использовании же метода поэтапного формирования исследователь «должен перейти к выявлению и созданию условий, обеспечивающих формирование психического процесса с заданными свойствами» (Обухова. 1995. С. 300).
Возможности поэтапного формирования как метода психологического исследования были продемонстрированы на материале различных предметных действий, а также при изучении проблем «чистой мысли», внимания, соотношения обучения и умственного развития. В результате исследований П. Я. Гальперин пришёл к выводу о том, что «чистая мысль» имеет своим источником предметное действие, она есть действие в форме речи, «субъективное явление скрытой и автоматизированной речи» (Гальперин. 1978. С. 95): быстрое и нечленораздельное течение речевых значений сливается в сплошной поток, открывающийся в самонаблюдении без образных и речедвигательных носителей. Внимание получило объяснение как результат интериоризации действия контроля, которое, «как и всякое другое, проходит изменения от материальной и развёрнутой формы к идеальной, сокращённой и автоматизированной» (Гальперин. 1965. С. 25). Исследования связи обучения и умственного развития с помощью метода поэтапного формирования показали, что эта связь не является постоянной и зависит от метода обучения (типа учения).
Метод поэтапного формирования имеет также прикладное значение; как выразился П. Я. Гальперин, поэтапное формирование является «ключом не только к пониманию психических явлений, но и к практическому овладению ими» (Гальперин. 1959. С. 466). Подход Гальперина ряд исследователей оценивает как психотехнический (Василюк. 1992; Хозиев. 2003; Степанова. 2010); так, по словам Ф. Е. Василюка, теория поэтапного формирования есть «теория практической деятельности психолога» (Василюк. 1992. С. 25). Метод поэтапного формирования может быть использован в образовательной практике для обучения (школьного, профессионального), а также при решении задач диагностики и коррекции психического развития детей и взрослых, при разработке требований к содержанию школьного обучения, обеспечивающему высокий уровень овладения школьной программой, при анализе интеллектуальных возможностей детей в зависимости от типа учения (Степанова. 2010; 2022).
А. Ф. Карпова под руководством П. Я. Гальперина провела исследование того, как под влиянием «прошлого опыта» меняется ход поэтапного формирования при систематическом использовании этого метода для обучения одних и тех же детей, и показала, что процесс усвоения ускоряется, а характер этапов формирования меняется: «...происходит не только сокращение, при котором все этапы укорачиваются, но… некоторые этапы как бы выпадают, а границы между остальными становятся нечёткими и даже неявными» (Карпова. 1977. С. 194).
По оценке Л. Ф. Обуховой (2010; 2022), П. Я. Гальперин создал оригинальный подход в рамках общей психологии, предложил своё понимание предмета психологии (психические процессы как различные формы ориентировочной деятельности) и новый метод психологического исследования – построение «психического явления с заранее заданными показателями» (Обухова. 2010. С. 6).