Поведение животных
Поведе́ние живо́тных, их способность совершать свои действия, реагировать на воздействия внутренних и внешних факторов. Поведение животных определяется как генетически обусловленными особенностями организмов, так и влиянием различных условий среды обитания в ходе их жизнедеятельности. Генетическая информация позволяет осуществлять специфические для каждого вида безусловные рефлексы. Врождённые, порой очень сложные формы поведения, направленные на удовлетворение основных биологических потребностей организмов, называются инстинктами. Все остальные формы поведения являются результатом обучения (научения), определяющегося воздействием окружающей среды (суммация, привыкание, импринтинг, условные рефлексы, рассудочная деятельность, вероятностное прогнозирование и др.).
Поведенческий акт может запускаться ключевыми стимулами, которые являются видоспецифическими раздражителями для безусловных рефлексов. Но поведение далеко не всегда является реакцией на раздражитель. Если организм находится в состоянии готовности к какому-либо виду деятельности (например, к размножению, что определяется в первую очередь специфическим гормональным фоном), то у него формируется мотивация. Она приводит к развитию целенаправленного поискового поведения, выражающегося в активном поиске соответствующего ей стимула (например, полового партнёра). Когда такой стимул найден, выполняется завершающий акт (в данном случае спаривание).
Врождённые формы поведения преобладают у беспозвоночных. В поведении высших беспозвоночных при наличии сложнейших инстинктов заметную роль могут играть приобретённые реакции. Поведение одноклеточных организмов проявляется в основном в виде таксисов – перемещений в сторону раздражителя или от него; в роли раздражителя могут выступать сила тяжести, свет, химические компоненты среды, температура и т. д. Уже в этих случаях проявляются зачатки индивидуальной приспособляемости – привыкание к стимулу, способность выбора пищевого объекта и др. В поведении позвоночных ещё более важное значение имеют реакции, обусловленные индивидуальным опытом, полученным в ходе обучения. Прошлый опыт фиксируется в центральной нервной системе (ЦНС) и может быть использован в дальнейшем, что позволяет быстро реагировать на изменение условий существования. У высших позвоночных появляется способность переносить ранее полученную информацию на новые ситуации, видоизменять своё поведение. Способность организмов запоминать поведение позволяет им, например, избегать болевых ощущений или повторять движения, приводящие к получению пищи, у птиц и млекопитающих осуществлять сложные формы группового общения, проявлять элементы рассудочной деятельности и т. д.
Реализация тех или иных форм поведения организмов в значительной степени зависит от биологических ритмов – циклических процессов, протекающих в живых системах. Например, в течение суток происходит регулярная смена периодов сна и бодрствования. Годичные или сезонные ритмы проявляются в явлениях миграций и кочёвок, зимней и летней спячек, в постройке гнёзд и нор; у многих животных с ними связаны периоды размножения.
С появлением на свет организмы сразу отзываются на значимые для них воздействия. Сначала несколько врождённых реакций обеспечивают поиск корма (пищевое поведение) и его утилизацию. Боязнь, избегание опасности проявляются в оборонительном поведении. Комфортное поведение направлено на уход за телом, поиск наиболее благоприятных условий. Социальное поведение реализуется в виде всевозможных взаимодействий между особями или их группировками; обмен информацией между организмами (биокоммуникация) осуществляется с помощью производимых ими сигналов, в виде движений и поз, звуков, запахов, окраски и т. д. Стереотипные акты взаимодействия между особями в определённых стандартных ситуациях (например, образование брачной пары, проявления превосходства доминирующей особи) называются ритуальным поведением. Существует также система поведенческих связей между особями, регулирующая жизнь в группе (например, у приматов, общественных насекомых) и определяющая их взаимоотношения, в том числе доступ к пище, к особям противоположного пола (иерархия у животных). Агрессивное поведение проявляется при конкуренции за корм и местообитание, за самку и т. д.; к нему относятся угрожающие демонстрации, нападения.
Поведение хозяев по отношению к чужакам при защите своей территории называется территориальным. Репродуктивное поведение обеспечивает продолжение рода. Формы поведения, сопровождающие половое размножение, связаны с образованием групп для встречи половых партнёров, церемонией ухаживания и спаривания. Забота родителей о потомстве (родительское поведение) часто сопровождается образованием семейной группы. Различные типы поведения взаимообусловлены и тесно переплетаются друг с другом.
Основы теории индивидуального и группового поведения животных заложены К. Лоренцем, Н. Тинбергеном и К. фон Фришем (Нобелевская премия, 1973). Наука о биологических основах поведения называется этологией. Поведение животных изучается также физиологией (высшая нервная деятельность), генетикой, зоопсихологией и другими науками.