Умственное действие
У́мственное де́йствие, действие человека, которое выполняется во внутреннем (умственном) плане без опоры на внешние средства; один из видов действий наряду с физическими, перцептивными и речевыми; относится к идеальным действиям (Гальперин. 2002. С. 152). Понятие является одним из ключевых в теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина, в рамках которой умственные действия и процесс их формирования выступили предметом многочисленных экспериментальных исследований (Гальперин. 1957; 1960; 1965; 1966; 1985; 2002; 2010). Гальперин кратко определял умственное действие как «умение произвести “мысленное” преобразование предмета» (Гальперин. 2010. С. 111).
Согласно Гальперину, генетически все умственные действия производны от внешних, материальных действий. Как и всякое другое, умственное действие – предметное по своему содержанию: математическое вычисление, грамматический или литературоведческий анализ текста и т. п. Благодаря этому становится возможным объективный метод его исследования, в качестве которого выступает управляемое формирование. При этом процесс формирования умственного действия из внешних по форме действий (процесс интериоризации) есть одновременно процесс формирования самого внутреннего плана: «…умственный план – это не пустой сосуд, куда помещают некую вещь, … процесс интериоризации и есть процесс образования внутреннего плана» (Гальперин. 1966. С. 28).
Гальперин описал этапы (ступени) формирования умственных действий, получившие название шкалы поэтапного формирования умственных действий и понятий. Название этапов дано по одному из свойств действия – его форме (или уровню выполнения), поскольку изменение формы составляет главную линию трансформаций действия в ходе формирования. Однако по ходу образования умственного действия изменения касаются и других его свойств. В процессе управляемого формирования действия каждая его промежуточная форма осваивается в той мере, которая необходима для перехода к следующей форме, и только самая последняя, умственная форма доводится до максимальной автоматизации.
Полная шкала поэтапного формирования умственного действия выглядит следующим образом:
первый этап – формирование мотивационной основы действия;
второй этап – составление схемы ориентировочной основы действия;
третий этап – формирование действия в его начальной, материальной, или материализованной, форме;
четвёртый этап – формирование действия в громкой социализированной речи;
пятый этап – формирование действия во внешней речи «про себя»;
шестой этап – формирование действия в скрытой речи; эта последняя форма действия субъективно представляется как чистая мысль (Гальперин. 2002. С. 195).
Первый, мотивационный этап был выделен позже остальных, в начале 1970-х гг., после выполненного П. Голу (1965) исследования, которое показало, что мотивация имеет не только энергетическое, но и ориентировочное значение, «становится важнейшим началом ориентации в содержании учения» (Гальперин. 1966. С. 275).
Шкала поэтапного формирования описывает образование совершенно нового действия и является «предельной, идеальной конструкцией» (Гальперин. 1965. С. 11). На практике, если новое действие опирается на ранее усвоенные, процесс формирования сокращается за счёт совмещения этапов, применения к новой задаче готовых автоматизированных приёмов (Гальперин. 2002).
Исследования по формированию умственных действий проводились под руководством Гальперина на материале действий, связанных с овладением понятиями из различных предметных областей: математики – Г. А. Буткиным (1968), Л. С. Георгиевым (Гальперин. 1960, 1961), В. В. Давыдовым (1957); грамматики – Л. И. Айдаровой (1968), А. Н. Ждан (1968); физики – Л. Ф. Обуховой (1968); и др.
Гальпериным описаны четыре основные группы условий формирования нового действия с заданными свойствами: формирование адекватной мотивации действий ученика; обеспечение правильного выполнения действия; воспитание его требуемых свойств; превращение его в желаемую – обычно в умственную – форму (Гальперин. 1985).
Результаты исследований процесса формирования умственных действий обобщены в работах П. Я. Гальперина и Н. Ф. Талызиной (Гальперин. 1979; Талызина. 1993); некоторые связанные с ними проблемы обозначены В. П. Зинченко (2002), А. И. Подольским (2012).