Руджеро
Рудже́ро, Руджьеро (итал. Ruggiero, Rogero, Ruger), остинатная модель в музыке позднего Возрождения и раннего барокко. Наибольшую популярность приобрела в Италии в конце 16 и в 1-й половине 17 вв.
Происхождение термина загадочно. По версии музыковеда А. Эйнштейна, он обязан своим появлением начальному слову одной из ключевых строф поэмы Л. Ариосто «Неистовый Орландо» (XLIV.61): «Ruggier, qual sempre fui, tal esser voglio fin alla morte, e più, se più si puote» («Руджьер, какой я всегда была, такой останусь и до смерти – и дольше, если только дольше возможно»), которая, вероятно, была положена на музыку (не сохранилась).
Наиболее стабильные элементы остинатной модели – мажорное наклонение, простой тональный план (T – D – D – T), реализованный в рамках «квадратной» метрической схемы (первый двутакт – тоника, второй двутакт – отклонение в доминанту, третий – обыгрывание тональности доминанты, четвёртый и последний двутакт – возвращение в тонику). Вполне стабильна также мелодическая линия баса, т. н. бас Руджеро («basso di Ruggiero»).
На остинатный бас, гармонизованный по названной схеме, был написан целый ряд (дискантовых) мелодий (см., например, версию Д. Ортиса в его «Трактате о глосировании каденций и других оборотов в музыке для виолы да гамба», 1553), которые получили название «арий Руджеро» («arie di Ruggiero»). Впрочем, ни одна из них в музыкальной практике не обрела необходимой меры стабильности, которая позволила бы теоретикам объявить её «основной» (а остальные, соответственно, производными).
Самый ранний образец модели Руджеро (без этого названия) отмечается в анонимной четырёхголосной фроттоле, опубликованной Андреа Антико в сборнике 1523 г.
Расцвет популярности пришёлся на первую половину 17 в. Среди авторов арий (имеется в виду жанр вокальной гомофонной музыки раннего барокко) на Руджеро: Дж. Фрескобальди, Сиджизмондо д'Индия (6 «монодических» арий и 4 дуэта), Антонио Брунелли, Антонио Чифра. Инструментальную музыку на Руджеро в барочных импровизационно-вариационных жанрах токкаты, партиты, каприччио, ричеркара, сонаты (т. е. инструментальной пьесы) писали Дж. де Мак, Фрескобальди, Дж. М. Трабачи, Т. Мерула, А. Майоне, Дж. Дж. Капсбергер, Бернардо Стораче, Саломоне Росси, Джованни Баттиста Буонаменте и многие другие композиторы 17 в.