Романеска
Романе́ска (итал. romanesca – римская), в светской музыке середины 16 – 17 вв. вариации на основе остинатной гармонической модели, а также сама эта модель.
Была распространена главным образом в Испании и Италии. Термин впервые встречается в сборнике пьес для виуэлы «Tres libros de musica en cifras para vihuela» («Три книги музыки для виуэлы в цифровой нотации», 1546) А. Мударры. Романеска Мударры представляет собой вариации на популярную песню «Guárdame las vacas» («Присмотри за моими коровами»).
В дальнейшем эту тему использовали для своих вариаций Л. де Нарваэс, А. де Кабесон и другие испанские авторы.
В Италии романески находятся в печатных сборниках лютневой и клавирной музыки – «Libro primo d'intabulatura da leuto» («Первая книга табулатур для лютни», 1568) А. ди Бекки, «Intavolatura de cimbalo» («Табулатура для клавесина», 1576) А. Валенте, в рукописях В. Галилеи.
Романески встречаются в творчестве композиторов других стран. В 1546 г. в сборнике П. Фалеза «Carminum pro testudines liber IV» («Четвёртая книга песен [в обработке] для струнных») издана анонимная романеска (в виде табулатуры). Знаменитый образец – анонимная английская песня конца 16 в. «Зелёные рукава» («Greensleeves»).
В 17 в. вокальные и клавирные романески в двудольном метре и гомофонной фактуре писали Дж. Каччини и его дочь Франческа, Сиджизмондо д’Индия, А. Банкьери, К. Монтеверди, Дж. Фрескобальди.
Романеска, наряду с пассамеццо и фолией (с характерными для них кварто-квинтовыми сопряжениями созвучий), рассматривается как важная фаза в эволюции мажорно-минорной тональности.