Зеленка Ян Дисмас
Зе́ленка Ян Ди́смас [Jan Dismas Zelenka; полные имя и фамилия Иоганн (Йоганнес) Лукаш Игнатиус Зеленка, Johann (Johannes) Lukáš Ignatius Zelenka] (крещён 16.10.1679, Лоунёвице-под-Бланикем, Богемия, Священная Римская империя, ныне Чехия – 22 или 23.12.1745, Дрезден, Саксония, Священная Римская империя, ныне Германия), чешский композитор.
Начальное музыкальное образование получил у отца, кантора и органиста местной церкви. Первые произведения, сочинённые Я. Д. Зеленкой для исполнения в пражских храмах, относятся к началу 18 в.
С 1711 г. работал (с перерывами) в придворной капелле в Дрездене: числился контрабасистом, однако фактически был помощником капельмейстера И. Д. Хайнихена, а после смерти последнего в 1729 г. – капельмейстером. В 1717–1719 гг. учился в Вене у И. Й. Фукса, в середине 1720-х гг. совершил путешествие в Италию, где предположительно брал уроки у А. Лотти.
Творческая активность и карьера Я. Д. Зеленки пошли на спад после 1733 г., когда капельмейстером в Дрездене был назначен И. А. Хассе. Знаменитые современники композитора Г. Ф. Телеман, И. Маттезон и И. С. Бах знали его сочинения, восторженно отзывались о нём как о мастере контрапункта. В дальнейшем музыка Зеленки была забыта (по-видимому, в связи с тем, что Саксония стала протестантской, а Зеленка был ревностным католиком) и начала исполняться только во 2-й половине 20 в. Среди его учеников – композиторы И. И. Кванц, И. Г. Харрер, И. Г. Рёллиг.
Яркий представитель эпохи барокко, Я. Д. Зеленка широко использовал принципы музыкальной риторики, обращался к программности. Его эксперименты в области ритма исследователи связывают с чешским фольклором. Оркестровка предвосхищает приёмы, типичные для венской классической школы. Расцвет композиторской деятельности Зеленки пришёлся на 1720-е и начало 1730-х гг., когда были закончены наиболее известные его инструментальные сочинения: пять каприччио для оркестра (с виртуозными валторновыми партиями), шесть трио-сонат для двух гобоев, фагота и бассо континуо и пьеса «Ипохондрия» для семи инструментов (двух гобоев, двух скрипок, альта, фагота и бассо континуо), а также значимые духовные произведения: Реквием ре минор, многоголосные обработки псалмов «Miserere», «De profundis» и гимна «Te Deum», масштабный хоровой цикл «Респонсории Страстной недели» и оратория «Sub olea pacis et palma virtutis» («Под оливой мира и пальмой добродетели»; с подзаголовком «мелодрама о святом Венцеславе»). Зеленке также принадлежат более 20 месс, среди которых выделяются мессы Бога Сына и Бога Отца, Месса всех святых, Вотивная месса.