Фолия
Фо́лия (португ. folia), жанр танцевальной и инструментальной музыки, основанный на остинатной гармонической модели.
Имеет португальское происхождение, название переводится с португальского как «шумный праздник», однако испанский энциклопедист С. де Коваррубиас в словаре «Сокровище кастильского или испанского языка» («Tesoro de la lengua castellana o española», 1611) указывает на его происхождение от тосканского folle – «безумный», «пустоголовый». Согласно Коваррубиасу, фолию под аккомпанемент гитар и бубнов танцевали переодетые в женщин мужчины, которые вели себя шумно и дико, будто лишились рассудка. Танец мог сопровождаться пением.
Первые упоминания фолии (конец 15 в.) относятся к театральным представлениям на португальском (Ж. Висенте) и испанском (Д. Санчес де Бадахос) языках. Музыка этого периода не сохранилась. Первый записанный образец, озаглавленный словом «фолия», отмечается в трактате Ф. Салинаса «Семь книг о музыке» («De musica libri septem», 1577), однако этот образец не совпадает с гармонической схемой, характеризующей фолию. Для неё типичны гармоническая последовательность, опирающаяся на басовый голос, трёхдольный метр, минор, в серединной каденции формы (период из сходных предложений) – остановка на V ступени лада. Примеры фолий 16 – 1-й половины 17 вв.: вильянсико «Родриго Мартинес» из «Дворцового песенника» (последняя треть 15 – 1-я треть 16 вв.), «Партита на тему фолии» для китаррона Дж. Дж. Капсбергера (1604), «Партита на тему фолии» Дж. Фрескобальди (1615).
Во 2-й половине 17 в. облик фолии меняется: темп становится сдержанным, вторая доля удлиняется, и некоторые писатели (в частности, И. Маттезон) указывают на сходство жанра с сарабандой. Среди фолий нового типа: «Испанская фолия» Ж.-Б. Люлли для двух гобоев, тенорового гобоя и фагота (1672); «Граунд Фаринеля» («Farinell’s ground») М. Фаринеля из сборника «Вариации для скрипки» («The Division Violin», 1685), изданного Дж. Плейфордом; Скрипичная соната op. 5 № 12 А. Корелли (1700), фолия М. Маре из 2-й книги «Пьес для виолы да гамба» (1701). Популярность жанра в этот период выходит далеко за пределы Испании и Италии, в частности, фолия использована И. С. Бахом в «Крестьянской кантате» BWV 212 (1742).
В 19–20 вв. фолия остаётся популярной основой для вариаций. Примеры: оркестровые «26 вариаций на тему испанской фолии» А. Сальери (1815), «Испанская рапсодия» для фортепиано Ф. Листа (1863), «Вариации на тему Корелли» для фортепиано С. В. Рахманинова (1931) и др.