Чакона
Чако́на (исп. chacona, итал. ciaccona), жанр инструментальной музыки и связанная с ним разновидность вариационной формы на бассо остинато.
Восходит к испанскому танцу-песне народного происхождения в 3-дольном метре. В 17 в. чакона получила распространение за пределами Испании – в Италии, Франции, Германии, наиболее ранние сохранившиеся образцы опубликованы в 17 в. в Италии (первые – в виде гитарной табулатуры). Фигурировала как самостоятельная инструментальная пьеса, также включалась в сценические жанры: известно о её использовании в комедии дель арте, французских операх («Армида» Ж.-Б. Люлли, 1686).
Чакона 17–18 вв. близка пассакалии и граунду. Различия могут быть выявлены внутри стиля отдельных композиторов, например Дж. Фрескобальди (сборники «Partite sopra ciaccona» и «Partite sopra passacagli», оба – 1627). Значительные образцы чаконы времён барокко: в сочинениях К. Монтеверди (мадригал «Zefiro torna» SV 251), Ф. Куперена («Chaconne ou Passacaille», 1726), Г. Пёрселла (в семи-опере «Пророчица, или История Диоклетиана», 1690), И. С. Баха (последняя часть Партиты d-moll для скрипки соло BWV 1004).
Одна из самых популярных пьес мирового скрипичного репертуара, наряду с упомянутой Чаконой Баха, – т. н. «Чакона Витали» (авторство оригинала не установлено), которая исполняется в виде романтических обработок Ф. Давида (опубликована в сборнике «Высшая школа скрипичной игры», 1867–1872) и Л. Шарлье (опубликована в 1909).
В 19–20 вв. обращение композиторов к жанрам чаконы и пассакалии связано с использованием формы вариаций на бассо остинато, различия между жанрами становятся незаметными (например, финал 4-й симфонии И. Брамса).