Фейт Филипп
Фейт Фи́липп (Филипп Файт, Philipp Veit; псевдоним Себастьян, Sebastian) (13.2.1793, Берлин – 18.12.1877, Майнц), немецкий живописец и рисовальщик, педагог. Представитель романтизма, член группы назарейцев.
Сын банкира Симона Фейта и писательницы Доротеи Фредерики фон Шлегель (Брендель-Мендельсон), старшей дочери философа М. Мендельсона; после развода родителей (1799) и нового замужества матери (1804) – пасынок Ф. Шлегеля. Брат художника Иоганнеса Фейта, двоюродный брат композитора Ф. Мендельсона и его сестры Фанни Хензель (урождённой Мендельсон-Бартольди). Вырос в кругу деятелей йенского романтизма. В 1808–1811 гг. учился в дрезденской Академии художеств у И. Ф. Маттея и К. Д. Фридриха. В 1810 г. принял католичество (в соборе Святого Стефана в Вене).
В 1811–1815 гг. в Вене. По протекции отчима познакомился с кругом венских романтиков, в том числе поэтом и писателем Й. фон Эйхендорфом, вместе с которым участвовал в 1813–1814 гг. на стороне антифранцузской коалиции в Наполеоновских войнах, в том числе в Освободительной войне 1813 г. Первым крупным заказом и главным произведением художника в период его пребывания в Вене стал алтарный образ «Богоматерь с Младенцем и Иоанном Крестителем» (1812–1815) в церкви Святого Иакова в Вене в районе Хайлигенштадт; стилистика живописи Фейта продемонстрировала зависимость от работ Перуджино и Рафаэля. Выполнил также ряд портретных рисунков, в том числе своей матери и Ф. Шлегеля.
В августе 1815 г. уехал в Рим, где оставался до 1830 г. Вошёл в круг назарейцев, официально присоединившись к группе в 1816 г. и став одним из ведущих её представителей. В Риме преимущественно занимался фресковой живописью. В 1816–1817 гг. совместно с И. Ф. Овербеком, П. фон Корнелиусом, Ф. Кателем, Ф. В. фон Шадовым выполнил росписи римских апартаментов прусского консула Я. С. Бартольди в Палаццо Цуккари (т. н. Дом Бартольди, Casa Bartholdy; в цикле фресок на темы из жизни Иосифа выполнил сюжеты «Иосиф и жена Потифара», «Семь тучных лет»; с 1887 – Государственные музеи, Берлин); в 1817–1818 гг. создал фреску «Триумф религии» для музея Кьярамонти в Ватикане, где запечатлел заслуги папы Пия VII в науках и искусствах; в 1820–1824 гг. в Казино Массимо на Вилле Джустиниани-Массимо в рамках цикла на сюжеты из произведений Данте Алигьери, Ф. Петрарки, Т. Тассо расписал плафон Дантевского зала («Эмпирей и восемь небес Рая» по мотивам «Божественной комедии»). Писал алтарные образы: «Муж скорбей» (1819–1822, Кунстхалле в Бремене), «Моление о чаше» (1820–1825, капелла Трёх царей собора Святых апостолов Петра и Павла в Наумбурге; по заказу наумбургского каноника, покровительствующего назарейцам мецената, И. К. Л. фон Ампаха), «Мадонна непорочного зачатия» (1829–1830, церковь Санта-Тринита-деи-Монти, Рим). В период пребывания в Риме создал несколько портретов («Автопортрет», около 1816, Государственный музей, Майнц; «Портрет Терезы фон Штайн», 1821, музей замка Каппенберг; «Женский портрет», 1820-е гг., Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва), а также ряд портретных рисунков друзей-художников (Государственный музей, Майнц).
В 1830 г. Фейт вернулся в Германию. Получил должность директора и профессора живописи Штеделевского художественного института во Франкфурте-на-Майне: в его обязанности входило расширение собрания художественной галереи и преподавание. Для залов галереи разработал обширную аллегорическую программу росписи с визуальными отсылками на содержащиеся в коллекции произведения, кульминацией которой стал триптих «Христианство привносит Искусства в Германию» с персонификацией Италии и Германии по сторонам (1834–1836, фреска, перенесённая на холст, Штеделевский художественный институт). В этот период создал многочисленные произведения на религиозные темы («Святой Георгий», 1833, церковь Святого Георгия в Бенсхайме; несколько версий композиции «Две Марии у гроба Христа», 1837, частное собрание; 1846, Государственные музеи, Берлин), портреты (Сесиль Мендельсон-Бартольди, около 1837, Государственная библиотека, Берлин; баронессы Марии фон Бернус, 1838, Штеделевский художественный институт), в том числе портретные зарисовки («Портрет В. Хензеля», 1840, Государственные музеи, Берлин), аллегорические произведения («Аллегория России», 1840-е гг., Эрмитаж, Санкт-Петербург). В 1838 г. инициировал идею создания портретной галереи Императорского зала (зала Совета) в здании бывшей городской ратуши Франкфурта-на-Майне (т. н. Рёмер, 14–19 вв.), написав для её оформления 4 портрета императоров: Карла Великого, Оттона I, Фридриха II, Генриха VII.
После разногласий с администрацией Штеделевского художественного института по вопросу покупки картины К. Ф. Лессинга «Ян Гус в Констанце» (1842) Фейт почувствовал себя ущемлённым как католик из-за содержания картины (сохранился его карикатурный рисунок, где он изобразил сотрудников института, восхищающихся картиной Лессинга, 1842, тушь, перо, Штеделевский художественный институт) и в 1843 г. оставил пост директора. Открыл мастерскую в доме Тевтонского ордена (ныне Музей икон), а в 1848 г. по приглашению своего друга, Е. Р. Рейтерна, обосновался на Вилле Мецлер, обустроив с учениками помещения первого этажа под мастерские.
В 1853 г. переехал в Майнц, получив заказ на роспись собора; Фейтом были созданы эскизы (Государственные музеи, Берлин; Государственный музей, Майнц), но основные работы отложены до 1861 г. и исполнялись учениками по рисункам учителя до 1878 г. в технике энкаустики (евангельский цикл в центральном нефе; ветхозаветные сцены и ангелы в хоре). Для церкви Святого Стефана в Майнце создал два алтарных образа: «Мария с младенцем, благословляющая Майнц» (1860) и «Мученичество святого Себастьяна» (1866) (оба погибли во время Второй мировой войны 1939–1945 гг.). С 1853 г. в Майнце занимал пост директора Государственного музея, писал теоретические статьи об искусстве, читал лекции.
Как представитель группы назарейцев, в своих произведениях Фейт стремился отразить этические и художественные идеалы немецкого и итальянского Ренессанса. Ратуя за возрождение религиозного искусства и воспринимая Средневековье как воплощение идеалов духовности, художник активно обращался к языку средневековых символов. Его работам свойственны продуманность композиционных построений, монументальность образов, изящество рисунка, контрастные и яркие, но изысканные цветовые сочетания, делающие мастера одним из лучших колористов среди художников-назарейцев. В поздних работах Фейт ушёл от активной палитры в сторону более сдержанного колорита, во многом под влиянием современных тенденций французской живописи («Автопортрет», 1873, Государственный музей, Майнц).
Среди учеников – А. Ретель и Э. фон Штайнле.