Ёкои Гумпэй
Ёко́и Гумпэ́й (横井軍平) (10.9.1941, Киото – 4.10.1997, префектура Исикава), японский изобретатель, разработчик и продюсер видеоигр, внёсший существенный вклад в развитие компании Nintendo. Создатель популярных устройств Game & Watch (1980) и Game Boy (1989), а также контроллера типа D-Pad (крестовое устройство управления, получившее широкое распространение). Игры Ёкои Гумпэя и его команды разнообразны по жанрам, гейм-дизайну и игровым механикам. Ёкои Гумпэй создал первые игры серии «Metroid», которая оказала влияние на развитие видеоигровой индустрии и стала прообразом жанра метроидвания.
Ёкои Гумпэй окончил Университет Досися в Киото в 1965 г. по специальности «электроника» и сразу устроился в компанию Nintendo. Сначала он работал на станке, производящем карты ханафуда (японские игральные карты, сделанные из прессованной рисовой бумаги или пластика), которые долгое время были основной продукцией Nintendo (Горж. 2018). Параллельно с этим выполнял функции уборщика и кладовщика, а в свободное время создал удлиняющуюся механическую руку, чтобы доставать чистящие средства с верхних полок. Это устройство случайно увидел президент компании Ямаути Хироси, который предложил Ёкои Гумпэю перейти в отдел разработки развлекательных продуктов. Пластиковая игрушка в виде руки под названием Ultra Hand стала хитом рождественского сезона продаж и долгое время оставалась популярной. На этой позиции Ёкои Гумпэй разработал другие игрушки (головоломку Ten Billion Barrel, мини-пылесос с дистанционным пультом управления Chiritorie, электронное устройство Love Tester и др.). В 1974 г. в компании Nintendo было принято решение выйти на рынок видеоигр, и Ёкои Гумпэя перевели в новый отдел.
В 1979 г. Ёкои Гумпэй предложил концепцию портативного игрового устройства с жидкокристаллическим экраном Game & Watch. На эту идею его навёл пример человека, который в поезде пытался развлекать себя, набирая значки в карманном калькуляторе. В 1980–1991 гг. линейка продуктов Game & Watch насчитывала около 60 версий, почти во всех Ёкои Гумпэй принял непосредственное участие. В России подобные устройства известны по репликам под маркой «Электроника» («Ну, погоди!», «Весёлый повар», «Тайны океана» и др.).
Нестандартное использование морально устаревшей технологии со временем стало фирменным знаком и руководящим принципом дизайна Ёкои Гумпэя. В отличие от многих других разработчиков своего времени, он считал, что для получения наилучшего результата нужно остерегаться новейших технологий и находить другие способы применения более дешёвых «зрелых технологий», которые легко масштабировать (Донован. 2014. С. 203). Следуя этому правилу, Nintendo стала известна надёжностью и безопасностью своих продуктов.
В 1981 г. Ёкои Гумпэй был назначен руководителем разработки аркадного платформера «Donkey Kong», созданного Миямото Сигэру. Ёкои Гумпэй помог молодому дизайнеру лучше понять принципы работы крупной корпорации. Проект был одобрен руководством при посредстве Ёкои Гумпэя. Ёкои Гумпэй участвовал и в работе над следующей игрой Миямото Сигэру – платформером «Mario Bros.», предложив несколько идей по совершенствованию геймплея (например, сверхмощные прыжки), а также сформулировав замысел многопользовательской игры. Также он руководил всеми проектами портирования игр серии «Mario Bros.» на портативные устройства Nintendo. Благодаря успеху этих игр Ёкои Гумпэй был назначен руководителем подразделения Nintendo R&D1, которое занималось разработкой таких игр, как «Metroid» и «Kid Icarus» (1986–2012), и новых устройств – семейного робота ROB и портативной игровой консоли Game Boy.
Game Boy по своим техническим характеристикам уступал конкурирующим продуктам, таким как Sega Game Gear и Atari Lynx, но превосходил их по надёжности, продолжительности работы от батареек и продавался по более привлекательной цене. Важную роль в популярности Game Boy сыграл случай передачи прав на Tetris. Благодаря американскому предпринимателю Х. Роджерсу, приехавшему в СССР и получившему у компании Elorg право на эту игру (Донован. 2014. С. 257–271), Game Boy стал лидером продаж, а конкуренты были вынуждены снять свои аналоги Tetris с продажи.
После запуска Game Boy Ёкои Гумпэй возглавил проект первой игровой консоли от компании Nintendo с эффектом присутствия в 3-мерной графике – Virtual Boy. Устройство создавало достоверную иллюзию объёма с помощью эффекта параллакса, который был реализован в шлеме виртуальной реальности. Команде разработчиков не удалось решить часть проблем, прежде всего с блокировкой периферийного зрения и постэффектами (головокружение, головная боль и др.). Ёкои Гумпэй не хотел выпускать систему в таком виде, что привело к серии конфликтов с руководством (Шефф. 2017). Устройство было решено запустить в продажу летом 1995 г. во многом потому, что Nintendo уже слишком долго разрабатывала новую базовую домашнюю консоль (Nintendo 64) и необходимо было предложить что-то рынку, давно ожидавшему новинки от компании. Продажи Virtual Boy оказались существенно ниже ожиданий, причём многих отпугивали не столько медицинские предостережения и высокая стоимость, сколько небольшой каталог игр (в Nintendo отказались портировать многие популярные серии – «Zelda», «Final Fantasy», «Metroid» и др.).
После провала устройства Virtual Boy и более успешного релиза Game Boy Pocket Ёкои Гумпэй покинул Nintendo. Вскоре вместе с несколькими прежними подчинёнными он создал компанию Koto, которая принялась за разработку портативной игровой системы WonderSwan (1999) для компании-конкурента Nintendo – Bandai. Проект был завершён без Ёкои Гумпэя, поскольку 4 октября 1997 г. он погиб в результате автомобильной катастрофы.
В честь Ёкои Гумпэя первая игра для WonderSwan была названа «Gunpey» (1999). Многие исследователи указывают, что успех компании Nintendo на видеоигровом рынке связан прежде всего с его именем (Gunpei Yokoi ... 2014). Большинство его работ не только стали бестселлерами, но и приобрели статус культовых, что позволяло компании зарабатывать на выпуске старых игр спустя десятки лет после их выхода.
Влияние принципов разработки портативных устройств Ёкои Гумпэя ощутимо и в современных устройствах, например в сериях портативных продуктов Nintendo, вышедших после Game Boy: Nintendo DS (первое устройство серии вышло в 2004), Nintendo 3DS (2011), Nintendo Switch (2017). Многие идеи из игр, спродюсированных Ёкои Гумпэем, остаются эталоном для жанров экшена, платформера и метроидвании. В 2003 г. Международная ассоциация разработчиков игр (IGDA) посмертно присудила Ёкои Гумпэю награду за заслуги.