Sega Mega Drive
Sega Mega Drive, домашняя игровая консоль 4-го поколения, разработанная и выпущенная компанией Sega в 1988 г.; самая популярная консоль линейки Sega. Изначально распространялась в Японии, Европе, Северной Америке, Австралии, Новой Зеландии, Бразилии и Республике Корея. На североамериканском рынке продавалась под брендом Sega Genesis. Всего было продано более 30 млн копий, а общее количество выпущенных для консоли игр превысило 900 наименований. Несмотря на то что Mega Drive не имела большого успеха в Японии, устройства Genesis смогли прервать доминирование Nintendo на американском рынке консолей. Наиболее значимые релизы: «MUSHA» (1990), «Sonic the Hedgehog» (1991), «Streets of Rage» (1991), «Ecco the Dolphin» (1992), «Night Trap» (1992), «Rocket Knight Adventures» (1993), «Shinobi III: Return of the Ninja Master» (1993), «Contra: Hard Corps» (1994), «Comix Zone» (1995).
Разработка
В 1986 г., сразу после релиза Sega Master System в США, компания Sega приступила к созданию консоли нового поколения. Группу разработчиков возглавили ведущий инженер Исикава Масами и супервайзер Сато Хидэки. К этому времени Sega добилась некоторой популярности в Бразилии и Европе, однако на японском и американском рынках по-прежнему уступала Nintendo. В 1987 г. у компании появился новый конкурент – корпорация NEC, которая выпустила 8-битную консоль PC Engine (в Северной Америке – TurboGrafx-16), прославившуюся самой большой среди домашних приставок библиотекой игр в поджанре shoot 'em up. Для противодействия двум крупным конкурентам Sega требовалось пересмотреть технические характеристики будущей консоли. Решение, которое предложил Исикава, состояло в оснащении устройств 16-битным процессором, позволявшим в домашних условиях добиться качества изображения, близкого к уровню громоздких аркадных автоматов.
Ядром консоли стал чип Motorola 68 000, в то время как для обработки звука использовался отдельный процессор – Zilog Z80, что позволяло не нагружать основной процессор. Основным недостатком устройства была его стоимость: Motorola 68000 был одним из новейших чипов на тот момент, и его установка значительно повышала розничную цену консоли. Sega удалось успешно провести переговоры с дистрибьютором и закупить процессоры за 1/10 их стоимости за счёт большого объёма заказов (Sato. 2018). Агрессивный чёрный корпус разработала команда во главе с дизайнером Сираивой Мицусигэ, который вдохновлялся эстетикой дорогих автомобилей и стереосистем. Дизайн отражал один из главных элементов маркетинговой стратегии: новая консоль Sega не игрушка для детей, а передовое развлекательное устройство для всех возрастов. Другой отличительной чертой, нашедшей воплощение во внешнем виде консоли, стала большая надпись золотыми буквами «16 Bit» на верхней части корпуса Mega Drive.
Во время разработки использовалось рабочее название Sega Mark V, оно же звучало и в первом анонсе консоли в журнале Beep! в июне 1988 г. Руководство искало броское наименование и после рассмотрения более 300 вариантов остановилось на Mega Drive. Название североамериканской версии устройства было изменено, поскольку бренд «Mega Drive» уже был зарегистрирован в США (Morgus. 2022). Сооснователь Sega и президент американского подразделения компании Д. Розен настоял на том, чтобы брендирование консоли в США отражало идею нового начала (лат. genesis, от греч. γένεσις – начало, зарождение). В версии для американского рынка были изменены цвета некоторых кнопок, а также надписи «16 Bit», которая стала белой, поскольку в компании посчитали, что оригинальный золотой цвет менее популярен в Америке по сравнению с Японией.
Релиз
Дата выпуска консоли в Японии – 29 октября 1988 г. – оказалась выбрана неудачно: выход Sega Mega Drive вытеснила новость о релизе компанией Nintendo игры «Super Mario Bros. 3» на консоли NES. Несмотря на положительные отзывы, опубликованные журналами Beep! и Famitsu, в первый год Sega удалось продать всего 400 тыс. экз. – существенно меньше, чем у конкурирующих устройств. На протяжении всего жизненного цикла Mega Drive так и не удалось превзойти продажи Super Nintendo и PC Engine на японском рынке.
Основной целью Sega были США, где на рынке господствовала Nintendo благодаря обширному каталогу игр и высокой лояльности пользователей к бренду, а выпуск портативной консоли Game Boy дополнительно укрепил её позиции. Sega не могла сравниться с Nintendo ни по коммерческим показателям, ни по размерам сети дистрибуции: распространением Master System занималась компания Tonka, но её результаты не удовлетворяли запросы руководства Sega. Из-за этого изначальную дату релиза Sega Genesis, намеченную на январь 1989 г., пришлось перенести.
Попытки заключить партнёрское соглашение с компанией Atari, которая имела сильный бренд, хорошо известный на американском рынке, и налаженные деловые связи, но не располагала перспективной новинкой, такой как 16-битная консоль, провалились, и Sega приняла решение создать собственную дистрибьюторскую сеть и продавать новую консоль самостоятельно. Для реализации амбициозных планов требовался человек, знакомый с американским рынком. Эту проблему решил президент Sega Накаяма Хаяо, переманивший руководителя видеоигрового подразделения Atari – М. Каца. Кац возглавил американское отделение компании – Sega of America – в октябре 1989 г., через 1,5 месяца после выпуска Sega Genesis: в отсутствие отлаженной сети распространения Sega пошла на ограниченный релиз консоли в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе 14 августа 1989 г.
Хорошо знакомый с особенностями местного рынка и со стратегией Nintendo, Кац разработал двухступенчатую стратегию агрессивной рекламной кампании. Первым пунктом стратегии была прямая маркетинговая конфронтация с Nintendo: Sega не только обещала своим пользователям аркадный видеоигровой опыт в домашних условиях (в те годы именно аркадные игры обладали передовой графикой), но и делала акцент на более взрослую целевую аудиторию, в то время как Nintendo строила свою репутацию на «семейном досуге». Воплощением амбиций новой консоли стал рекламный слоган «Может то, что не может Nintendo» (Szczepaniak. 2006). Вторым пунктом стратегии стала узнаваемость библиотеки игр: Nintendo обладала эксклюзивными правами на портированные версии множества аркадных хитов, и задачей Genesis было не только найти новые видеоигры, но и создать нужный ассоциативный ряд. Для реализации поставленной цели Sega активно использовала в разработке и рекламных акциях селебрити: исполнителя М. Джексона (beat 'em up-платформер «Michael Jackson’s Moonwalker», 1990), баскетбольного тренера П. Райли (спортивный симулятор «Pat Riley Basketball», 1990), гольфиста А. Палмера («Arnold Palmer Tournament Golf», 1989), боксёра Дж. Дугласа («James ‘Buster’ Douglas Knockout Boxing», 1990), футболиста Дж. Монтану («Joe Montana Football», 1991), бейсбольного тренера Т. Ласорду («Tommy Lasorda Baseball», 1989) и хоккеиста М. Лемьё («Mario Lemieux Hockey», 1991) (Fahs. 2009).
Стартовой игрой, шедшей в комплекте с Sega Genesis, стал beat 'em up-платформер «Altered Beast», портированный с аркадных автоматов. В тот момент компания не сумела создать свою игру-бестселлер для консоли [платформ-селлер (англ. platform seller)], наподобие «Super Mario» от Nintendo, поэтому любой выбор стартовой игры был компромиссным. Тем не менее компании Sega удалось получить положительные отклики от американской игровой прессы и пользователей благодаря сравнительно доступной цене консоли, разнообразному в жанровом отношении каталогу [не последнюю роль в восприятии сыграла ролевая игра «Phantasy Star II» (1989)] и насыщенной графике.
Несмотря на продуманную маркетинговую стратегию, Sega Genesis продавалась не очень успешно: Накаяма поставил планку в 1 млн проданных консолей, однако в США удалось реализовать лишь половину от этого числа. В середине 1990 г. президент Sega уволил Каца и нанял на его должность Т. Калинске – ветерана индустрии игрушек и многолетнего сотрудника компании Mattel. Калинске не имел столь обширного видеоигрового опыта, как его предшественник, однако ему удалось преодолеть статус-кво и прервать доминирование Nintendo на американском консольном рынке. Калинске придерживался вектора, заданного Кацем, но внёс в него некоторые коррективы. Основными направлениями усилий новый президент Sega of America определил снижение розничной стоимости консоли, расширение штата разработчиков, сосредоточенных на производстве игр для американских пользователей, более активное продвижение Genesis на телевидении и замену стартовой игры «Altered Beast» на настоящий платформ-селлер. План встретил сопротивление японского руководства Sega, однако Накаяма лично утвердил стратегию Калинске (Szczepaniak. 2006). Камнем преткновения стал выбор стартовой игры. В Sega понимали значимость игры-маскота и нацелили отдельное подразделение разработчиков на создание нового продукта. Референсами для команды служили персонажи Марио из «Super Mario Bros.» и Микки Мауса, а приоритетом был скоростной геймплей. 23 июня 1991 г. был представлен маскот Sega Genesis – революционный платформер «Sonic the Hedgehog» (в России известен как «Соник Супер-ёжик») о приключениях сверхбыстрого синего ежа (Kennedy. 2014).
Платформер «Sonic the Hedgehog» дал искомый импульс популяризации консоли Sega: после добавления игры в комплект поставки Genesis за считаные месяцы нарастила свои продажи, к концу года вдвое опередив по этому показателю приставку SNES от Nintendo. В январе 1992 г. на Genesis приходилось 65 % всего американского рынка 16-битных консолей, а игровые критики называли «Sonic the Hedgehog» лучшей игрой 1991 г. (Strauss. 1991). Ближе к концу жизненного цикла SNES удалось превзойти Genesis по продажам, однако это был первый случай, когда Nintendo утратила контроль над североамериканским рынком (Parish. 2014).
В Европе новая консоль Sega продавалась под тем же названием, что и в Японии, – Mega Drive. Релиз состоялся в сентябре 1990 г. Дистрибуцией приставки занималась компания Virgin Mastertronic, которую Sega выкупила в 1991 г. и трансформировала в европейское подразделение – Sega of Europe. В Бразилии и Австралии Mega Drive также сохранила оригинальное название, а в Южной Корее изначально продавалась как Super Gam*Boy, а позднее – Super Aladdin Boy. В Россию изначально поставлялись пиратские клоны консоли с сохранённым названием. В отличие от Nintendo, которая проигнорировала Dendy (неофициальная реплика приставки Famicom), Sega провела официальный релиз Mega Drive в России, однако не могла противостоять параллельному импорту пиратских модификаций из Тайваня, которые стоили вдвое дешевле оригинала.
Модификации, дополнения и сервисы
В Японии в 1990 г. Sega запустила сервис Sega Meganet, который с помощью коммутируемого доступа позволял играть с другими пользователями по Сети в режиме мультиплеера, а также скачивать эксклюзивные игры на Mega Drive, став, таким образом, одним из ранних предвестников онлайн-гейминга. Аналогичный сервис Sega запустила в Бразилии.
В начале нового десятилетия значительную популярность в качестве носителя информации приобрели компакт-диски. Одной из первых среагировала компания NEC, в 1988 г. выпустив PC Engine CD-ROM² (в США поступил в продажу в 1989 под названием TurboGrafx-CD). О разработке аналогичного устройства объявила и Nintendo, заключив партнерство с Sony и Philips, однако Super NES CD-ROM System так и остался на стадии прототипа. Недолговечное партнёрство позднее привело к появлению консолей Philips CD-i и Sony PlayStation. Sega, не желавшая отставать от конкурентов, начала оперативную разработку аналогичного устройства, получившего название Sega Mega CD (в Японии, Европе и Австралии) и Sega CD (в США). Его созданием занималась команда по исследованию и разработке потребительских товаров под руководством Таками Томио. Работа держалась в строжайшем секрете, так что даже в Sega of America ничего не знали о Sega-CD (Birch. 2005). Устройство представляло собой модуль для воспроизведения компакт-дисков со слотом, в пазы которого вставлялась Mega Drive. Между собой устройства соединялись через разъём аппаратного расширения в Mega Drive. Внутри в дополнение к Motorola 68000 размещался дополнительный процессор, а объём доступной памяти достигал 6 Мбит – расширение было сделано в последний момент на фоне слухов об увеличении аналогичного параметра в новой версии TurboGrafx-CD.
Mega-CD поступил в продажу 12 декабря 1991 г. в Японии, однако большого ажиотажа не вызвал из-за высокой цены и всего двух доступных видеоигр. В США Sega-CD поступил 15 октября 1992 г. С учётом маркетинговой поддержки и отсутствия серьезной конкуренции Sega удалось обойти проблемы с поставками и получать относительно неплохие показатели продаж. Масштабного успеха аддон не имел: по всему миру было продано менее 2,3 млн экз. Постепенный переход домашних консолей на дисковые носители привёл к появлению нового типа FMV-игр – интерактивных фильмов с большим числом видеовставок и минимальным геймплеем. Одна из первых таких игр – хоррор «Night Trap» (1992) отличалась высокой натуралистичностью в изображении насилия, что послужило поводом для слушаний в Сенате США и введения системы возрастного рейтингования видеоигровой продукции.
В 1993 г. Sega выпустила 2-ю версию консоли – Sega Mega Drive II (или Genesis II – в Северной Америке). Новое устройство потребляло меньше электроэнергии и не имело разъёма для наушников – его место занял аудио-/видеовыход с поддержкой стереозвука. В комплекте шли новые 6-кнопочные контроллеры, позволяющие с бо́льшим комфортом играть в отдельные жанры, в первую очередь – файтинги, в частности в один из самых популярных их образцов – «Mortal Kombat».
В 1994 г. президент Sega Накаяма Хаяо связался с ведущим инженером Sega of America Дж. Миллером и поделился своими опасениями о будущем новых консолей на фоне выпуска Atari Jaguar и новых хитов на SNES, таких как «Donkey Kong Country» (1994). Хотя Sega находилась на завершающей стадии разработки новой 32-битной консоли Saturn, Накаяма опасался, что приставка не успеет выйти к концу года, и направил одного из создателей Mega Drive Сато Хидэки в США. Сато вместе с Миллером должны были найти адекватный ответ на действия конкурентов. Результатом их совместной работы стал «Проект Марс», превратившийся в ещё одно дополнение – Sega 32X. Устройство вставлялось в слот для картриджей Genesis и за счёт двух 32-битных процессоров Hitachi SH-2 могло выдавать 32 768 цветов (против 64 у Genesis) и обрабатывать 50 тыс. полигонов в секунду (Szczepaniak. 2006).
32X вышел 21 ноября 1994 г., накануне релиза Sega Saturn в Японии (これまでのゲーム機から一歩進んだ32ビットマルチメディアマシン). Благодаря характерной для Sega агрессивной маркетинговой кампании старт продаж оказался успешным. Тем не менее рост продаж 32X довольно быстро остановился: потенциальные покупатели в США ждали выхода Saturn, намеченного на 11 мая 1995 г. Изначальная цена 32X упала со 160 до 90 долл., а затем до 50 долл. В Японии 32X поступила в продажу 3 декабря 1994 г. и не вызвала интереса у целевой аудитории. Sega также планировала выпуск Neptune – консоли, совмещающей Genesis и 32X, но отказалась от проекта. Всего компании удалось реализовать около 800 тыс. экз. 32X, а запуск устройства по сей день считается одним из самых больших просчётов руководства.
В 1998 г. компания Majesco по лицензии Sega выпустила на рынок Genesis III – облегчённую компактную версию Genesis по сниженной цене 49,95 долл., но вскоре её пришлось опустить до 19,99 долл. Эта версия консоли не выходила за пределами США, где Majesco удалось продать 1,5 млн ед.
Влияние
Sega официально прекратила выпуск Genesis и Mega Drive в 1997 г., сконцентрировав все силы на Saturn. Суммарные продажи консоли превысили 30 млн ед., позволив на несколько лет прервать доминирование Nintendo на североамериканском рынке (Thorpe. 2016). Mega Drive не удалось навязать конкуренцию Super Famicom и PC Engine, однако она оказала огромное влияние на видеоигровую индустрию и приобрела культовый статус (Fahs. 2009). Агрессивный маркетинг Sega впоследствии разошёлся на цитаты в поп-культуре [в ромкоме «Это всё она» («She’s All That», 1998, режиссёр Р. Исков) персонаж К. Калкина повторяет выкрик «Sega!» из знаменитой ТВ-рекламы], а графические возможности консоли повлияли на популярность этих устройств и способствовали развитию культуры домашнего гейминга.
Успех серии игр «Sonic the Hedgehog» дал импульс развитию жанра платформера и появлению множества подражаний. Отдельные эксклюзивные релизы для Sega Genesis/Mega Drive задали высокую планку и для других жанров: «Streets of Rage» превзошла «Final Fight 2» для SNES по графическим, геймплейным и музыкальным характеристикам, shoot 'em up «MUSHA» на многие годы стал одним из лучших образцов поджанра на 16-битных консолях, «Ecco the Dolphin» и «Comix Zone» остаются уникальными культурными артефактами.