Род (в антропологии и этнологии)
Род, 1) ряд поколений кровных родственников, происходящих от общего предка. 2) В социальной антропологии и этнологии – первобытный социальный институт, признаками которого являются экзогамия, унилинейный счёт родства, возводящий членов рода к общему (реальному или чаще мифическому) предку, и корпоративность, выражающаяся в наличии взаимных прав и обязанностей, например взаимопомощи, в том числе в связи с распоряжением собственностью рода, в культе общих предков, тотемах и других символах единства (название, личные имена, ритуальные атрибуты и т. п.). Род ассоциируется с определённой территорией, имеет своих предводителей (глава рода, старейшины), культовые места и кладбища, является частью иерархической структуры – родовой организации, что свидетельствует о наличии представлений о вертикальном (генеалогическом, линейно-степенном) родстве. Родовая организация – один из важнейших механизмов поддержания первобытного коллективизма. В отечественной науке существует несколько схем описания её таксономических уровней (линий родовых структур): род – малый род – патри-/матри-/амбилиния; род, или клан, – линидж; группа родов, или надрод, – род – подразделения рода – ядро домохозяйства, или большой семьи (Д. А. Ольдерогге); клан – сиб, или субклан, – род, или матри-/патрилиния, линидж (Н. А. Бутинов). Локализованная ступень родовой организации – собственно род – обладает наибольшей целостностью. В зарубежной социальной антропологии род обозначается как генс (лат. gens) или клан.
Существуют два основных направления в трактовке генезиса и сущности рода – родовое и общинное. Согласно первому, характерному для ортодоксального эволюционизма, род был первичной и повсеместно распространённой формой социальной организации, пришедшей на смену «первобытному стаду» (см. в статье Первобытность). В силу экзогамии роды не могли существовать изолированно и возникали племена, объединявшие взаимобрачные (эпигамные) роды при дуальной организации; возникший вместе с родом брак первоначально имел форму группового (дуально-родового) и дислокального брака. Матрилинейный род (материнский, ранний; см. Матриархат) рассматривался в качестве основного экономического и социального института, когда производственные отношения совпадали с кровнородственными и характеризовались коллективным потреблением, общеродовой собственностью на основные средства производства и социальным равенством сородичей. С развитием производительных сил, в том числе в связи с переходом к пашенному земледелию, скотоводству и металлургии, совершился переход к патрилинейному роду (отцовскому, патриархальному, позднему; см. Патриархат), когда основным экономическим институтом становится большая патриархальная семья, а род сохраняет в основном брачно-регулирующие и ритуальные функции; появляется иерархия неравноправных родов.
С точки зрения доминирующего ныне общинного направления, род возникает не всегда и преимущественно только с развитием земледелия и оседлости, когда появляются вертикальное (линейно-степенное) родство и генеалогии. В отличие от общины, род никогда не был производственной ячейкой, имел только брачно-регулирующие и ритуальные функции. Материнский и отцовский роды – равноправные варианты, не имеющие стадиального характера.
Пережитки рода (прежде всего само родовое деление) сохраняются в постпервобытных обществах, особенно у кочевых и горских народов и в элитарных слоях (например, средневековые европейские дворянские фамилии и монархические династии). Известны также случаи регенерации родовой организации (т. н. неородовая организация) в периоды ослабления государства (среди русских переселенцев в Сибири, на Крайнем Севере и Украине, у африканеров Южной Африки и др.).