Экономическая мысль Древнего Востока
Экономи́ческая мысль Дре́внего Восто́ка, представлена трудами учёных Древнего Китая и Древней Индии, сочинения которых были посвящены искусству государственного управления. Наиболее яркими представителями экономической мысли Древнего Востока являются индийский государственный деятель и мыслитель Каутилья и китайский учёный и реформатор Шан Ян.
Экономическое и социальное устройство Древнего Востока
Первые государства возникли в конце 4-го – начале 3-го тыс. до н. э. и наибольшее распространение получили в Азии. Общими чертами древневосточных обществ были централизованные государства, которым принадлежали главные факторы производства (земля и вода), предоставлявшиеся людям в пользование. Основную часть трудящихся в таких обществах составляли формально свободные крестьяне и ремесленники, плюс небольшую часть – рабы. Экономика в этих государствах была преимущественно натуральной, но были и товарно-денежные отношения.
Поскольку экономика в этих странах была под контролем государства, сочинения о государственном управлении того времени содержали разделы, посвящённые экономическим проблемам. Экономическая мысль Древнего Востока наиболее репрезентативно представлена в сочинениях Китая и Индии.
Методология управленческой мысли Древнего Востока
Методология древневосточной управленческой мысли была нормативной, т. е. реальная жизнь сравнивалась с определённой нормой, а затем авторы сочинений давали правителям советы, как привести экономику государства в соответствие с этой нормой. Нормы базировались на понятиях морали или на представлениях о природе (естестве) человека (концепция «естественного порядка»). Например, в Китае в 4 в. до н. э. было две школы управленческой мысли – «жу-цзя» (конфуцианство) и «фа-цзя» (легизм). Сторонники «жу-цзя» (учения об образовании) опирались на теорию Конфуция о «благородном человеке», который думает прежде всего не о своих интересах, а об интересах других людей. Конфуций считал, что «благородного человека» можно воспитать с помощью образования. Сторонники «жу-цзя» утверждали, что, если все чиновники будут «благородными людьми», государство станет процветать. Сторонники «фа-цзя» (учения о законах) считали, что образованием человека лучше и послушнее сделать нельзя – только напугав наказаниями. Поэтому для процветания государства необходимо создать систему законов, жёстко регламентирующих все действия людей.
Экономическая мысль в сочинениях Древнего Китая и Древней Индии
Центральной проблемой экономической мысли Древнего Востока было определение богатства, но если в экономической мысли античного общества речь шла о богатстве отдельного человека, то на Древнем Востоке – о богатстве государства. Предполагаемый автор древнеиндийского трактата «Артхашастра» Каутилья считал, что «богатство, ценности обеспечивают человеческое существование. [В рассматриваемом случае] ценностью является населённая людьми земля» (Артхашастра. С. 492), т. е. факторы производства. Люди работают на земле, затем платят налоги с произведённого продукта и таким образом пополняют казну государства. Налоги взымались как в натуральной, так и в денежной форме.
О путях увеличения налоговых поступлений размышлял автор древнекитайского сочинения «Шан цзюнь шу» (4 в. до н. э.) Шан Ян. Он предлагал объединять крестьян в общины, назначать налоги на общину в целом, а внутри общин учредить круговую поруку, согласно которой за крестьянина, неспособного в этом году уплатить налог, должна платить община. Таким образом, государство получало бы налоги сполна, а с неплательщиком должна была бы разбираться община. Но собирать налоги с торговцев таким способом было невозможно, т. к. они постоянно были в разъездах. Неслучайно у всех авторов древневосточных трактатов отношение к торговцам было негативным. В «Артхашастре» они даже названы «ворами, не носящими название воров» (Артхашастра. С. 223), поскольку они воруют у государства, недоплачивая налоги. Поэтому Шан Ян предлагал просто повысить налоги с торговцев.
Проблему также создавало утаивание чиновниками части собранных налогов и другие виды коррупции. Для её решения Каутилья предлагал наряду с усилением явного контроля над чиновниками со стороны их начальников проводить дополнительное наблюдение с использованием тайных агентов.
Государственное регулирование экономики в древневосточных государствах было преимущественно прямым – с помощью законов, а также указов центральных и местных органов власти. Речь шла, в частности, о введении налогов и трудовых повинностей, а также фиксированных цен и государственной монополии на определённые товары. При этом возникали дискуссии о величине налогов и повинностей, т. к. было необходимо найти баланс между интересами государства и населения в вопросе о «справедливости» назначаемых цен, о последствиях государственных монополий. Так, в сочинении «Ян те лунь» («Спор о соли и железе»), написанном на основе дискуссии, проходившей в 81 г. до н. э., обсуждались последствия существующей на тот момент государственной монополии на добычу соли, железа и производство опьяняющих напитков, введённой во время правления императора Лю Чэ в 119 г. до н. э. В качестве позитивных последствий указывались доходы государства и возможность контроля над населением, а в качестве негативных – рост цен и ухудшение качества этих товаров.
Более редкими были случаи косвенного регулирования экономики. Так, китайский государственный деятель Ли Куй (455 до н. э. – 395 до н. э.) предложил создать «амбары справедливости». Смысл его проекта заключался в следующем: в особо урожайные годы надо увеличивать налоги, которые в основном собирались тогда в виде зерна, и полученное в качестве налоговой надбавки зерно не тратить, а засыпать на хранение в особые амбары. В годы неурожая налоги следует снижать, при этом используя созданные ранее резервы зерна. «Справедливость» заключалась в изменении налогов. Подобные стабилизационные фонды используются и ныне.
Другая идея косвенного регулирования экономики принадлежала китайскому сочинению «Гуань-цзы» (4 в. до н. э.). Его авторы советовали осенью проводить государственные закупки зерна, чтобы поддержать крестьян-производителей и предотвратить слишком сильное снижение цен на рынке, когда предложение на рынке зерна растёт во время сбора урожая. Весной, когда предложение на рынке зерна снижается, а цены растут, государство должно продавать закупленное осенью зерно, сдерживая таким образом рост цен и защищая интересы потребителей. Запасы зерна можно было бы не только продавать, чтобы сбивать цены на рынке, но и раздавать бесплатно нуждающимся в случае голода. Современное название такой экономической политики – товарные интервенции.