Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
Де́йствие нормати́вных правовы́х а́ктов во вре́мени, в простра́нстве и по кру́гу лиц, комплексная характеристика нормативных правовых актов и установленных в них норм права, определяемая пределами длительности и последовательности изменения их правовых состояний в системе законодательства, территориальными границами государства, а также кругом субъектов права.
Нормативные правовые акты, являясь основной формой (источником) права в романо-германской правовой семье, требуют чётких ограничений (пределов) своего существования и действия. Данное свойство нормативных правовых актов способствует правовой определённости, стабильности и предсказуемости правового регулирования общественных отношений.
Действие нормативного правового акта заключается в порождении тех последствий для общественных отношений, которые в нём предусмотрены правотворческим государственным органом или его должностным лицом. В юриспруденции выделяются временны́е, территориальные и субъектные ограничения (пределы) их действия.
Но при трактовке данной проблематики следует иметь в виду, что пределы действия самого нормативного правового акта в целом и содержащихся в нём отдельных норм совпадают далеко не всегда. Так, возможны случаи, когда акт продолжает действовать, но отдельные его нормы изменяются или отменяются. Возможны и такие случаи, когда акт в целом отменён, но отдельные его нормы продолжают действовать в той или иной форме (Нерсесянц. 2023. С. 481).
Действие нормативных правовых актов во времени
Пределы действия нормативных правовых актов во времени в системе законодательства государства определяются следующими обстоятельствами:
моментом вступления нормативных правовых актов в юридическую силу;
моментом утраты нормативными правовыми актами юридической силы;
направленностью действия нормативно-правового акта (ретроспективное и перспективное).
Моментом вступления в силу нормативного правового акта является обстоятельство, предусмотренное в законодательстве государства или самом акте, с наступлением которого связывается его юридическое действие.
По общему правилу нормативные правовые акты вступают в законную силу по истечении определённого времени с момента их официального опубликования.
Кроме того, порядок вступления в силу нормативного правового акта может быть определён как в самом акте, так и в отдельном акте, которым он вводится в действие. В этих случаях моментом вступления нормативного правового акта в законную силу является календарная дата или событие, с наступлением которого акт начинает действовать. Как правило, в качестве такого события указывается момент его официального опубликования.
Также в правотворческой практике государств нередки случаи, когда устанавливаются переходные периоды вступления в силу нормативного правового акта. В этих случаях отдельные части указанного акта вступают в законную силу поэтапно.
В Российской Федерации федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. Нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ вступают в силу по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок. В России нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, вступают в законную силу одновременно на всей территории по истечении 10 дней после дня их официального опубликования и государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.
Момент утраты юридической силы нормативным правовым актом определяется:
истечением срока, на который был принят данный акт;
объявлением об утрате юридической силы новым актом или принятием управомоченным органом нового акта равной или большей юридической силы, регулирующего тот же круг общественных отношений. В таком случае обычно в акте указывается дата или условие, при котором акт утрачивает свою силу;
устареванием акта в связи с исчезновением обстоятельств, которые подлежали регулированию (например, утратили актуальность и потому прекратили своё действие нормативные акты, регламентирующие правовой статус советов народных депутатов);
признанием его противоправным (антиконституционным), как правило по решению суда. При этом акт является юридически ничтожным с момента его принятия.
Направленность действия нормативного правового акта во времени отражает его действие либо на отношения, которые возникли до его принятия (ретроактивность, обратная сила акта), либо на отношения, которые возникли после утраты им юридической силы (перспективность, переживание акта).
По общему правилу нормативный правовой акт не имеет обратной силы. Однако в случаях, когда нормативный правовой акт устраняет, смягчает либо иным образом улучшает правовое положение субъекта, к которому он применяется (применён), утративший силу акт имеет обратную силу. В России обратная сила предусматривается только при прямом указании о ней в законе (например, в Уголовном кодексе РФ, Налоговом кодексе РФ, Кодексе РФ об административных правонарушениях, а также ряде других актов). Гражданский кодекс РФ не имеет обратной силы, на что прямо указано в п. 1 ст. 4 ГК РФ.
Помимо обратной силы нормативного правового акта, имеется ещё один вариант его действия во времени – перспективность (переживание акта). Особенность этого явления заключается в том, что в определённых ситуациях применяется нормативный правовой акт, который уже утратил силу (был отменён). Это происходит применительно к длящимся правоотношениям, когда в момент возникновения акта действовал уже утративший силу акт, а в момент необходимости его реализации (применения) уже действует новый акт. Указанное правило является гарантией для субъектов права, что в случае длительности правоотношений в будущем при возникновении спора будет действовать именно тот нормативный правовой акт, который действовал на тот момент.
Таким образом, временем действия нормативного правового акта является период, начинающийся с момента вступления его в законную силу и до прекращения им юридической силы (отмены).
Действие нормативных правовых актов в пространстве
Территориальные пределы действия нормативного правового акта ограничиваются территорией государства, на которую распространяются его суверенитет и юрисдикция. К территории, ограниченной границами государства, относятся: суша, в том числе недра и континентальный шельф, территориальные воды (12 морских миль), воздушное пространство.
Внутригосударственное действие нормативных правовых актов может распространяться на всю территорию государства или её отдельные единицы (регион, город и т. д.). На территории РФ в соответствии с федеральным законом, например, могут быть созданы федеральные территории (федеральная территория «Сириус»).
Разграничение действия внутри территории в особенности прослеживается в федеративных государствах. В таких государствах действие нормативных правовых актов распространяется на всю территорию, на территорию субъектов федерации или его отдельные административно-территориальные единицы. Поэтому в России акты федеральных органов власти распространяются на всю территорию, акты субъектов – на территории соответствующих субъектов, акты муниципальных органов – на территорию соответствующих административных единиц. Противоречия, возникающие между нормативными правовыми актами различных территорий, разрешаются на основе коллизионных норм, устанавливаемых, как правило, общегосударственной властью в законах.
Международные и иностранные нормативные правовые акты могут применяться на территории государства только в том случае, если государство это допускает в соответствующих актах или в соглашениях с другими государствами.
Действие нормативных правовых актов может выходить за пределы географической территории государства (экстерриториальный принцип), что регламентируется международными договорами. В этих случаях действие нормативных правовых актов распространяется за пределами его фактической территории на морские, речные, воздушные (включая военные) и космические суда под его флагом, а также на территории его посольских, консульских и представительских учреждений. Это означает, что на территории посольства или консульства применяются правила и законы государства, которому принадлежит эта дипломатическая миссия, а не правила и законы государства, на территории которого находится посольство или консульство. Экстерриториальность может быть установлена для различных целей. Например, дипломатические посольства и консульства обычно имеют экстерриториальный статус, чтобы обеспечить независимость и защиту дипломатов и консульских сотрудников.
Таким образом, нормативные правовые акты действуют в пределах территории государства.
Действие нормативных правовых актов по кругу лиц
Пределы действия нормативного правового акта по кругу лиц определяются сферой его распространения на правовые статусы различных субъектов права. Обычно в самом акте указывается, на каких лиц он распространяется. Так, закон может распространяться на различные категории индивидов (личностей), виды организаций и социальных общностей. Например, акт может распространяться только на граждан, но не применяться к иностранным гражданам или лицам без гражданства. Или нормативные правовые акты могут распространять своё действие не на всех граждан, а только на определённые их категории в различных отношениях, т. н. специальных субъектов права (военнослужащего, полицейского и т. д.).
По общему правилу действие нормативных правовых актов распространяется на всех лиц одинаково. Однако из данного правила имеются исключения, когда действие актов ограничивается в отношении определённых лиц. В этих случаях говорят о т. н. правовом иммунитете. Правовой иммунитет – это особый правовой статус, который предоставляет определённым субъектам права ряд дополнительных прав (обязанностей). Правовой иммунитет может быть предоставлен различным категориям лиц, таким как государственные должностные лица, дипломаты, члены парламента и т. д. Правовой иммунитет предусматривает различные привилегии и защиту для лиц, которым он предоставляется. Это может касаться особого порядка привлечения к различным видам юридической ответственности, освобождения от определённых обязательств или защиты от действий различных лиц.
Таким образом, пределы действия нормативного правового акта по кругу лиц определяются правовым статусом субъекта права и могут быть ограничены по определённым категориям лиц.