Найденов Асен
На́йденов А́сен, Асен Яков Найденов (болг. Асен Яков Найденов) [31.8(12.9).1899, Варна – 10.9.1995, София], болгарский дирижёр, народный артист Народной Республики Болгария (1952).
Учился в Вене и Лейпциге, совершенствовался у Б. Паумгартнера, К. Крауса, Б. Вальтера. С 1923 г. дирижёр, в 1946–1962 гг. и 1964–1979 гг. главный дирижёр, с 1980 г. почётный главный дирижёр Софийской национальной оперы. Первый исполнитель (дирижёр-постановщик) произведений болгарской национальной классики: опер «Царь Калоян» П. Владигерова (1936), «Девять братьев Яны» (1937) и «Момчил» (1948) Л. Пипкова, балета «Нестинарка» М. Големинова (1942). Дирижёр-постановщик опер «Иван Сусанин» М. И. Глинки, «Борис Годунов» М. П. Мусоргского (обе – режиссёр Е. Н. Соковнин; показаны на первых зарубежных гастролях Софийской национальной оперы в Большом театре в Москве, 1953), «Семья Тараса» Д. Б. Кабалевского (1953, режиссёр Д. Кырджиев), «Война и мир» С. С. Прокофьева (1958, режиссёр Б. А. Покровский), «Отелло» Дж. Верди (1958, режиссёр П. Штырбанов), «Золушка» Дж. Россини, «Хованщина» Мусоргского (обе – 1969), «Андре Шенье» У. Джордано (1978) и др. Дирижёр-постановщик оперы «Борис Годунов» с участием солиста Большого театра И. И. Петрова (1983, режиссёр С. Донев, на сцене Народного дворца культуры, София). Не менее 50 раз дирижировал оперой «Борис Годунов» в крупнейших театрах Европы.
В 1962–1963 гг. работал в ленинградском Малом театре оперы и балета. Дирижировал операми «Отелло» Дж. Верди, «Летучий голландец» Р. Вагнера (в 1962 постановка показана в Большом театре; обе – режиссёр Е. Н. Соковнин), «Турандот» Дж. Пуччини (режиссёр С. Лапиров; все – 1962); дирижёр-постановщик оперы «Ромео, Джульетта и тьма» К. В. Молчанова (1963, 1-я постановка на сцене, режиссёр Ю. А. Петров). В 1963 г. штатный дирижёр московского Большого театра. Дирижёр-постановщик опер «Дон Карлос» (режиссёр И. М. Туманов) и «Риголетто» (режиссёр А. П. Иванов) Верди. Критики отмечали «чувство эмоционального нерва музыки Верди», «чуткое, бережное отношение к певцу-солисту», стремление к «единству художественного целого» (Попов Ин. Героическая трагедия. «Дон Карлос» на сцене Дворца съездов. – Советская культура. – 1963. – 29 окт.), «тщательность и продуманность» и одновременно «пылкость и взволнованность» интерпретации (Нестьев И. «Дон Карлос». Новый спектакль Большого театра // Музыкальная жизнь. – 1963. – № 23). Дирижировал оперой «Пиковая дама» П. И. Чайковского (режиссёр Н. В. Смолич, возобновление постановки Л. В. Баратова; первое выступление Т. А. Милашкиной в партии Лизы, Ю. А. Мазурока – в партии Елецкого), операми «Летучий голландец» Р. Вагнера (режиссёр И. Херц), «Борис Годунов» (режиссёр Баратов), «Аида» Дж. Верди, «Евгений Онегин» Чайковского (обе – режиссёр Б. А. Покровский), «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта (режиссёры Покровский, Г. П. Ансимов). Позднее в ходе гастролей в Большом театре дирижировал оперой «Кармен» Ж. Бизе (режиссёр Р. В. Захаров, 1969).
В 1961 г. на Всесоюзном радио в литературно-музыкальном радиоспектакле «Дон Карлос» на музыку Дж. Верди (режиссёр А. Д. Липовецкий) использованы записи с грампластинки «"Дон Карлос". Избранные сцены и арии из оперы» («Мелодия», 1961) с участием хора, оркестра и солистов Большого театра под управлением А. Найденова. Позднее состоялся спектакль с его участием, премьера прошла на сцене Кремлёвского Дворца съездов в 1963 г.; исполнители – И. И. Петров (Филипп II), З. И. Анджапаридзе (Дон Карлос), Т. А. Милашкина (Елизавета Валуа), И. К. Архипова (Эболи), В. А. Валайтис (Маркиз ди Поза), В. В. Ярославцев (Великий инквизитор), М. Н. Звездина (Тебальд). В 2021 г. запись спектакля издана как цифровая аудиокнига.
Государственная премия Народной Республики Болгария имени Г. Димитрова (1950, 1952, 1959).