Димитриади Одиссей Ахиллесович
Димитриа́ди Одиссе́й Ахилле́сович (ოდისეი აქილევსის ძე დიმიტრიადი) [24.6(7.7).1908, Батум, Батумская область, Российская империя, ныне Батуми, Аджарская Автономная Республика, Грузия – 28.4.2005, Тбилиси], грузинский и российский дирижёр, педагог, заслуженный деятель искусств Грузинской ССР (1943), народный артист Грузинской ССР (1954), народный артист СССР (1958). До конца жизни много гастролировал в качестве оперного и симфонического дирижёра в СССР и за рубежом, выступал с крупнейшими оркестрами мира.
Происхождение, образование и начало карьеры
Сын грека-коммерсанта, члена Батумской городской думы Ахиллеса Димитриади, и Каллиопи Димитриади (урождённая Эфремиди), был восьмым ребёнком в семье. Первые навыки игры на фортепиано получил в семье от сестры Лизы Димитриади.
В 1918 г. начал серьёзно заниматься музыкой, брал частные уроки игры на скрипке у Д. Н. Легкера. В 1922 г., почувствовав интерес к сочинению музыки, начал изучать музыкально-теоретические предметы. В 1923 г. на его музыку был поставлен одноактный балет «После боя быков» (силами учеников частной хореографической школы под руководством Э. Карэна, под фортепианный аккомпанемент автора). В 1-й половине 1920-х гг. участвовал в качестве аккомпаниатора в школьных оперных постановках, работал тапёром в кинотеатре «Иллюзион».
В 1925 г. по совету отца (у которого после Октябрьской революции 1917 г. конфисковали имущество и отобрали избирательное право) переехал к брату Николаю Ахиллесовичу Димитриади в Сухум, где получил справку об иждивенчестве; это дало ему возможность в 1926 г. поступить в Тифлисскую консерваторию. (В 1929 отец был сослан в Сибирь, в 1931 ему разрешили вернуться в Грецию, где он и скончался в 1932 или 1933. Мать умерла в Греции зимой 1941–1942.)
В Тифлисской консерватории обучался композиции в классе С. В. Бархударяна, затем М. М. Багриновского, у которого перенял первые навыки дирижирования и получил первый опыт руководства оркестром: Багриновский время от времени доверял ему работать с младшим симфоническим оркестром консерватории.
По окончании Тифлисской консерватории (1930) работал в Сухуме заведующим учебной частью музыкального техникума (1930–1933), одновременно сочинял музыку и делал обработки абхазских народных песен. В 1933 г. основал и возглавил первый в Абхазии симфонический оркестр (отделившийся от техникума Симфонический оркестр Абхазской АССР), однако вскоре пришёл к выводу, что его знания и техника дирижирования недостаточны.
В том же 1933 г. поступил в Ленинградскую консерваторию, здесь учился дирижированию у А. В. Гаука, позднее перешёл в класс И. А. Мусина. Важной школой для него стало посещение репетиций и концертов выдающихся европейских дирижёров, гастролировавших в то время в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург): О. Клемперера, Б. Вальтера, Д. Митропулоса, Э. Клайбера, Ф. Штидри, А. фон Цемлинского. Серьёзным опытом стало дирижирование операми П. И. Чайковского «Евгений Онегин» (1934) и «Пиковая дама» (1935) в оперной студии Ленинградской консерватории; с тех пор эти оперы оставались постоянными в его дирижёрской работе.
Окончив с отличием Ленинградскую консерваторию в 1936 г. (класс И. А. Мусина), в том же году возвратился в Сухум. Здесь вернулся к должности главного дирижёра Государственного симфонического оркестра Абхазской АССР и стал директором Сухумского музыкального училища (бывший музыкальный техникум). В том же 1936 г. в сухумском греческом театре (греческий сектор Государственного театра Абхазии) была поставлена его музыкальная комедия «Радость». Написал несколько инструментальных сочинений.
В Тбилиси (1937–1965, 1973–1991)
В 1937 г. состоялось его первое выступление в Тбилисском государственном театре оперы и балета (опера «Евгений Онегин»). Дебют прошёл с огромным успехом, и Димитриади в том же году был приглашён на должность дирижёра этого театра (занимал её до 1947). Его первые самостоятельные постановки здесь – «Пиковая дама» (1937) и опера Н. А. Римского-Корсакова «Царская невеста» (1938). В 1952–1965 и 1973–1991 гг. главный дирижёр этого театра. В 1950-е – 1960-е гг. большими событиями театральной и музыкальной жизни Тбилиси стали его работы в качестве дирижёра-постановщика: опера «Орлеанская дева» П. И. Чайковского (1958), балет «Отелло» А. Мачавариани (29 ноября 1957, впервые на сцене, балетмейстер и исполнитель заглавной роли В. М. Чабукиани, художник С. Б. Вирсаладзе), опера «Семён Котко» С. С. Прокофьева (3 мая 1964, впервые в этом театре). Дирижировал произведениями национального репертуара, среди которых – оперы «Невеста Севера» Д. А. Торадзе, «Десница великого мастера» Ш. М. Мшвелидзе, «Миндия» О. В. Тактакишвили, «Абесалом и Этери» З. П. Палиашвили, балет «Сердце гор А. М. Баланчивадзе. Оркестровал несколько опер грузинских композиторов.
Во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. выступал как пианист на призывных пунктах, в госпиталях, частях Красной Армии. В конце 1941 г. стал вторым дирижёром Государственного симфонического оркестра Грузинской ССР под руководством А. В. Гаука (основан в 1933 Е. С. Микеладзе, расформирован, воссоздан в 1941 Г. Я. Мадатовым). В 1947–1952 гг. главный дирижёр этого оркестра. Пропагандировал симфоническое творчество А. М. Баланчивадзе, А. Мачавариани, Ш. М. Мшвелидзе, С. Ф. Цинцадзе, О. В. Тактакишвили и других грузинских композиторов в СССР и за рубежом. Принимал участие как дирижёр в концертах Съезда композиторов республик Закавказья (1944).
Годы работы Димитриади в Тбилиси стали значительным периодом в истории музыкальной культуры Грузии.
В московском Большом театре
В 1946 г. прошёл успешный дебют дирижёра в филиале Большого театра («Царская невеста» Римского-Корсакова), однако в штат он тогда зачислен не был из-за анкетных данных («имел родственников за границей»). В 1956 г. получил приглашение от администрации Большого театра, но на этот раз не был отпущен с поста дирижёра Тбилисского театра оперы и балета.
В 1965 г. вновь дебютировал (оперы «Кармен» Ж. Бизе и «Аида» Дж. Верди) и был зачислен в штат; в должности дирижёра Большого театра работал до 1973 г., оставаясь одним из ведущих дирижёров этой сцены.
В его репертуар входили: оперы П. И. Чайковского – «Евгений Онегин» (1965), «Пиковая дама» (1965), «Мазепа» [12 июля 1966, премьера, режиссёр И. М. Туманов; в главных партиях: И. И. Петров (Кочубей), Т. А. Милашкина (Мария), Е. Г. Кибкало (Мазепа)]; оперы Дж. Верди – «Дон Карлос» (1965), «Риголетто» (1966), «Травиата» (1966), «Трубадур» (1973); «Октябрь» В. И. Мурадели (1965), «Севильский цирюльник» Дж. Россини (1966), «Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини (1973).
Творческие связи с Большим театром поддерживал и после ухода из штата, дирижируя по приглашению; среди спектаклей 1990-х гг. – «Тоска» Дж. Пуччини (по случаю 85-летнего юбилея, 1993), «Пиковая дама» (по случаю 90-летнего юбилея, 1998).
Гастроли
На протяжении всей карьеры Димитриади много гастролировал. В 1947–1977 гг. принимал участие в летних концертных сезонах в Сочи. В 1948–1993 гг. регулярно выступал с Ленинградским филармоническим оркестром (Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии; всего около 50 концертов). В Москве систематически выступал с Государственным академическим симфоническим оркестром СССР (Государственный академический оркестр России имени Е. Ф. Светланова), Большим симфоническим оркестром Центрального телевидения и Всесоюзного радио (БСО; Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского). 4 и 8 декабря 1949 г. в Колонном зале Дома Союзов провёл концерты из произведений соответственно грузинских и украинских композиторов (с БСО). В 1958 г. участвовал во 2-й декаде грузинской литературы и искусства в Москве. Дирижировал в Риге, Харькове, Одессе, Киеве, Львове, Баку, Ереване, Саратове, Свердловске (ныне Екатеринбург).
С 1958 г. и до конца жизни гастролировал в качестве оперного и симфонического дирижёра за рубежом, выступал с крупнейшими оркестрами мира в Австрии, Аргентине, Болгарии, Германской Демократической Республике, Венгрии, Испании, Канаде, на Кубе, в Мексике, Польше, Румынии, США, во Франции и в Чехословакии.
Особенно часто бывал в Греции. Впервые гастролировал здесь в 1965 г. в Афинах, дирижировал операми «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Чайковского. Дирижёр-постановщик оперы М. П. Мусоргского «Борис Годунов» (Национальный оперный театр, Афины, 1985). Выступал на разных концертных площадках, в том числе в зале «Мегаро» («Μέγαρο Μουσικής Αθηνών») с Афинским государственным симфоническим оркестром, пропагандировал греческую музыку: произведения М. Каломириса, С. Самараса, М. Паландиоса, А. Эвангелатоса, М. Теодоракиса и др. В Греции его чествовали как национального героя.
Дирижёрская манера. Оркестровый репертуар
Димитриади – музыкант ярко выраженного романтического плана. Стихийный темперамент, искренность и теплота чувств, естественная свобода музицирования, широкий спектр динамических и тембровых контрастов органично сочетались в его интерпретациях со стройностью и масштабностью исполнительских концепций, цельностью и монументальностью формы. Всё это наиболее полно проявлялось в произведениях композиторов эпохи романтизма с их открытой эмоциональностью, непосредственностью чувства и психологизмом. В сфере симфонической музыки его наивысшие интерпретаторские достижения связаны с музыкой Л. ван Бетховена (Пятая и Седьмая симфонии), И. Брамса (Первая и Четвёртая симфонии), Г. Берлиоза («Фантастическая симфония»), Ф. Листа (симфонические поэмы «Тассо», «Прелюды»), Р. Вагнера (увертюры и оркестровые фрагменты из опер), Дж. Верди (Реквием), А. Дворжака (симфония «Из Нового Света»), П. И. Чайковского (Первая, Четвёртая, Пятая, Шестая симфонии, симфония «Манфред», увертюра «Ромео и Джульетта»), Н. А. Римского-Корсакова (сюита «Шехеразада»), А. К. Глазунова (симфонии и оркестровые пьесы), С. В. Рахманинова (Вторая симфония).
В работе с оркестром и с солистами он был неизменно доброжелателен. Его огромный авторитет опирался на личные качества, которые исключали «начальнический» тон; на репетициях иногда даже казалось, что он «не замечает» неизбежно возникающих случайных погрешностей. При этом высокие творческие задачи, которые он ставил перед исполнителями, заставляли коллектив постоянно быть максимально мобилизованным.
Е. А. Мравинский писал: «В облике Димитриади поражает удивительное совпадение музыкантских и человеческих качеств. <…> Дирижёр сразу располагает к себе оркестр, а его "мягкая властность" вызывает желание, с одной стороны, полностью подчиниться ему, с другой – ни в чем не сковывать себя… <…> Приподнятость чувств, не придуманный, а идущий, что называется, изнутри пафос, всякое отсутствие манерности, умение доверительно – но без тени заискивания – общаться с собеседником – все это изначально присуще человеческой (и музыкантской!) натуре Димитриади» (цит. по: Тифтикиди. 1993. С. 3). По словам Э. К. Вирсаладзе, «если попытаться охарактеризовать творчество О. Димитриади одним словом – оно лучезарно. Большой дирижёрский талант, незаурядный артистизм, не знающая границ доброта – всё это делает исполнительское искусство Одиссея Ахиллесовича Димитриади незабываемым» (цит. по: Тифтикиди. 1993. С. 4).
Преподавание
Педагогическая деятельность Димитриади началась в 1930-е гг. в Сухуме. На протяжении многих лет он преподавал дирижирование в Тбилисской консерватории [1937–1941, 1959–1992 (по другим данным, 1961–1991), с перерывом; профессор с 1967]. В 1968–1973 гг. профессор Московской консерватории. Среди учеников: Дж. И. Кахидзе, В. К. Полянский, В. С. Богорад, С. С. Госачинский, А. В. Дашунин, С. В. Хржановский; В. А. Мачавариани (Грузия), Гонсалес Ромеу (Куба), В. Г. Жордания (СССР, США), Л. Г. Грин (СССР, США).
В преподавании был чужд каких-либо схем и методов, стремился почувствовать индивидуальность каждого своего ученика и тактично помогать ему развиваться в соответствии с личными качествами, предлагая, но никогда не навязывая собственных взглядов и исполнительских решений. Его занятия проходили в непринуждённой обстановке, при этом всегда насыщенно и динамично; он словно заряжал своей энергией и увлечённостью.
Общественная деятельность
Главный дирижёр церемонии открытия и закрытия Игр XXII Олимпиады в Москве (награждён медалью «За трудовую доблесть» за большую работу по подготовке и проведению Игр XXII Олимпиады, 1980).
С 1958 г. вице-президент Общества «СССР – Греция». С 1989 г. почётный председатель Всесоюзного общества греков, принимал деятельное участие в 1-м Всесоюзном фестивале культуры и искусства греков.
Последнее десятилетие
В 1995 г. переехал к родственникам в Афины, выступал с Афинским государственным симфоническим оркестром.
Последние годы (с 1998) провёл в Тбилиси, где также жили его родные. В 1998–2002 гг. продирижировал несколькими концертами Национального симфонического оркестра Грузии. В 1998 г. в последний раз выступил в Москве, в Большом театре, продирижировав спектаклем «Пиковая дама» по случаю своего 90-летия.
Награды и звания
Государственная премия Грузинской ССР имени З. Палиашвили за концертные программы 1976–1977 гг. (вручена в 1978). Государственная премия Грузинской ССР имени Шота Руставели (1989).
Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1950), орденом Чести (1993, 1996).
Почётный гражданин г. Тбилиси (1986). Почётный гражданин г. Батуми (1988). Почётный гражданин г. Афины (1988), награждён Золотой медалью г. Афины (1989).