Выставки

«Новая вещественность. Немецкая живопись после экспрессионизма»

«Но́вая веще́ственность. Неме́цкая жи́вопись по́сле экспрессиони́зма» (нем. Die Neue Sachlichkeit. Deutsche Malerei seit dem Expressionismus), художественная выставка, давшая название направлению в немецком искусстве межвоенного периода.

Проходила с 14 июня по 18 сентября 1925 г. в по инициативе директора музея, историка искусства . Выставка должна была продемонстрировать новый вектор развития немецкого искусства в годы после , поиски новых форм художественного выражения в рамках реабилитации фигуративности и традиционных методов работы художников в противовес и . Идея выставки возникла ещё в 1923 г., но не была реализована из-за финансовых трудностей. На состоявшейся спустя 2 года экспозиции были показаны 124 произведения 32 художников, среди которых – ,(«Метрополис», 1916–1917, , Мадрид; «Портрет писателя М. Герман-Нейсе», 1925, Кунстхалле, Мангейм), («У красавиц», 1922, Музей Хейдта, Вупперталь; «Портрет мальчика», 1920, , Штутгарт; «Вдова», 1925, считается утраченной), (два натюрморта и «Автопортрет», 1921, считается утраченным), (15 работ, в том числе «Натюрморт со счётами», 1924; «Натюрморт IV», 1925, обе – Кунстхалле, Мангейм), , , , , (7 картин, среди них – «Портрет банкира Канхеймера», 1924, считается утраченной; «Пейзаж в окрестностях Бергхаузена», 1924–1925, , Карлсруэ; «Сторожка железнодорожного смотрителя», 1924, музей Кунстпаласт, Дюссельдорф), , , . Выставку посетили 4,405 тыс. человек, что уступало количеству посетителей других выставок в Мангейме в 1925 г., однако она имела необычайно широкий резонанс в немецкой прессе (в газетах Берлина, Мюнхена, Гамбурга, Лейпцига, Ганновера и других германских городов).

С бόльшим успехом выставка с некоторыми изменениями прошла затем в Дрездене (; 18 октября – 22 ноября 1925), Хемнице (Кунстхютте, ныне – Художественные собрания, Хемниц; 3 декабря 1925 – январь 1926), Эрфурте (выставочный зал «Союза искусств и ремёсел»; 31 января – февраль 1926) и Дессау (Кунстферайн; февраль – март 1926). Интерес к проекту выказывали также музеи Бреслау (ныне Вроцлав) и Штеттина, однако по организационным причинам он не получил продолжения.

Практически одновременно с турне выставки термин «новая вещественность» стал использоваться для обозначения не только направления в современной живописи и графике, но также и в скульптуре, а чуть позже и в , театре, кинематографе, литературе, архитектуре и прикладном искусстве. Он зафиксировал отказ от авангардных поисков 1900–1910-х гг. и возвращение к «предметности», а также вклад немецкого искусства в общеевропейское движение (нем. Ruf nach Ordnung, франц. retour à l'ordre, англ. return to order).

При этом ещё на этапе подготовки выставки Г. Ф. Хартлауб отмечал разобщённость двух течений внутри движения новой вещественности: «левого» крыла веристов, выбиравших сюжеты социально-критического характера и поднимавших острые вопросы внутренней политики (Г. Гросс, О. Дикс, Г. Шольц), и «правыми» художниками направленности с их отстранённо-созерцательным взглядом на мир (А. Канольдт, Г. Шримпф).

Многие из показанных на выставке картин были после её окончания приобретены Кунстхалле в Мангейме, однако большинство из них в связи с культурной политикой было впоследствии объявлено , изъято и частично уничтожено. Таким образом, даже приблизительная реконструкция-повторение выставки сегодня не представляется возможной.

В 1933 г. Г. Ф. Хартлауб вновь предпринял попытку осмысления понятия «вещественности» в современном искусстве, которую он в тот момент в большей степени связывал с «правым» крылом, и организовал (совместно с Кунстферайн в Дессау) новую выставку «Немецкая провинция (часть первая) – наглядная вещественность», в которой приняли участие 73 художника (среди них А. Канольдт, В. Пайнер,, Шольц, Шримф, В. В. Хейзе).

  • Искусство Германии 20 в.
  • Новая вещественность