Тёрнер Уильям
Тёрнер Уи́льям (William Turner, Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер; Joseph Mallord William Turner) (23.4.1775, Лондон – 19.12.1851, Челси, ныне в черте Лондона), английский живописец, акварелист, иллюстратор, гравёр и педагог; действительный член Королевской академии художеств в Лондоне (с 1802); один из ведущих представителей английского романтизма.
Сын Уильяма Тёрнера, цирюльника и постижёра (изготовителя париков), и Мэри Тёрнер (урождённой Маршалл). Страдавшая психическим расстройством мать художника в 1800 г. была помещена в Вифлеемскую больницу (Бедлам) и скончалась там в 1804 г. Отец, ушедший из жизни в 1829 г., на протяжении многих лет оставался самым близким другом и помощником мастера. С 1798 г. У. Тёрнер состоял в близких отношениях с Сарой Денби (1760 или 1766 – 1861).
Тёрнер рано обнаружил художественные способности, начав свою творческую карьеру как акварелист. Пройдя испытательный срок, был принят в число студентов Королевской академии художеств в Лондоне (1789–1793). В 1790 г. выставил в академии свою первую акварель (более ранние пробы кисти он демонстрировал в витрине цирюльни своего отца). К этому времени начинающий мастер успел также обрести художественный опыт, рисуя профили архитектурных деталей и планы (для архитекторов Т. Молтона и Т. Хардуика). В 1792 г. посещал натурный класс академии, где учился вместе с архитекторами Дж. Соуном и У. Ф. Уэллсом. В 1793 г. получил от Королевского художественного общества награду «Большая серебряная палитра» за пейзажные рисунки.
В период с 1793 по 1815 гг. Великобритания почти непрерывно находилась в состоянии войны сначала с революционной, а потом с наполеоновской Францией, что препятствовало поездкам англичан в континентальную Европу. При этом с 1791 г., после того как Тёрнер побывал у родственников в Бристоле, он активно ездил по своей стране. В 1790-х гг. художник совершил пять путешествий в Уэльс в поисках древностей – соборов, аббатств и замков. Рисуя архитектурные памятники и пейзажи с натуры, он заложил традицию летних выездов на этюды, во время которых на протяжении всей своей жизни собирал материал для исполнения будущих заказов: живописных произведений и гравюр, публиковавшихся в печатных изданиях.
В 1802 г. художник впервые оказался за рубежом (Швейцария, Франция, Италия). Впоследствии ежегодно совершал поездки по Британии или за границу, из которых наиболее важными считаются путешествия в Италию (в 1819, 1828, 1833 и 1840), во Францию (в 1821 и 1826), несколько – в Шотландию (в том числе пребывание у В. Скотта в Абботсфорде в 1831), три – в Швейцарию (1841, 1842 и в 1844). Из каждого художник привозил множество набросков; кроме того, он обрёл ряд полезных знакомств, способствовавших его известности в Европе и получению новых заказов. Так, результатом поездки к В. Скотту стала серия акварелей и рисунков, послуживших подготовительным материалом для создания иллюстраций (фронтисписы и виньетки) к 12-томному собранию сочинений писателя («Poetical Works», «Поэтические произведения», 1832; издатель Р. Каделл). В ноябре 1819 г. по протекции А. Кановы Тёрнер был избран почётным членом Академии Святого Луки в Риме.
В середине 1790-х гг. обратился к масляной живописи. «Рыбаки в море» (впервые экспонирована в 1796, Галерея Тейт, Лондон) – первая картина маслом, представленная Тёрнером на ежегодной выставке в Королевской академии в 1796 г. В последующие годы сделал себе имя благодаря серии масштабных марин, демонстрирующих широкие амбиции художника, быстро осваивающего стили старых мастеров и, одновременно, бросавшего им вызов. Наиболее значительный из серии морских пейзажей – «Голландские лодки в бурю» (1801, частное собрание) – обнаруживает влияния британских и голландских маринистов и является честолюбивым ответом на картину В. ван де Велде Младшего «Голландские суда в открытом море в начале бури» (около1672, Музей искусств Толидо, штат Огайо, США).
Летом 1797 г. Тёрнер путешествовал по северным графствам Англии, в том числе вдоль границы с Шотландией. Вернувшись в Лондон, он доработал часть набросков, выполнив для ежегодной выставки в академии картину «Озеро Баттермер с видом на Кромакуотер в Камберленде. Дождь» (впервые экспонирована в 1798, Галерея Тейт). Она демонстрирует новый метод мастера, основанный на импровизации, творческой переработке непосредственного впечатления от пейзажа, зарисованного с натуры карандашом и акварелью. Живописная манера становится более свободной, а быстрые широкие мазки, наложенные на светлый грунт, свидетельствуют о том, что Тёрнер стремился добиться в масляной живописи эффекта акварельной лёгкости и прозрачности.
В мае 1799 г. побывал в лондонском доме У. Бекфорда, чтобы посмотреть на недавно привезённые им из Италии произведения К. Лоррена, впоследствии оказавшего огромное влияние на формирование живописного стиля мастера, что наиболее отчётливо проявилось в таких работах, как «Упадок Карфагена: Рим твёрдо вознамерился уничтожить ненавистного соперника, выставляя ему такие условия, чтобы либо вовлечь в войну, либо погубить согласием: взволнованные карфагеняне, стремясь к миру, согласны уступить противникам своё оружие и своих детей» (впервые экспонирована в 1817) и «Регул, отправляющийся в поход из Рима» (впервые экспонирована в 1828; обе – Галерея Тейт).
Спрос на работы Тёрнера не падал на протяжении всех 1790-х гг. и отражался в устойчивом росте цен на его произведения. Так, первые холсты, выполненные для гостиной в Харвуд-хаусе в 1798 г., принесли ему около 30 гиней за пару, однако с середины 1800-х гг. он уже позволял себе установить цену в 200 фунтов за картины размером три на четыре фута.
Первые два десятилетия 19 в. стали для Тёрнера переломными: в этот период он заявил о себе и утвердился в звании ведущего живописца британской школы. В ноябре 1799 г. художник получил звание члена-корреспондента Королевской академии, став самым молодым её представителем за всю историю этого учреждения. С момента избрания в 1802 г. действительным членом академии мастер начал подписывать свои работы не «У. Тёрнер», а «Дж. М. У. Тёрнер». В 1807 г. Тёрнер был назначен профессором перспективы Королевской академии (до 1828), однако только в 1811 г. начал читать традиционные для преподавателей академии ежегодные циклы лекций, выдержанных в духе «Речей» её основателя и первого президента Дж. Рейнолдса.
Привезённые после европейского путешествия 1802 г. эскизы стали основой для масштабных работ Тёрнера (например, «Снежная буря. Переход Ганнибала через Альпы», впервые экспонирована в 1812, Галерея Тейт). В этот же период художник исполнил ряд произведений на военную тематику («Вид на Трафальгарскую битву с мыса Мизен. Пелена по правому борту "Виктории"» (впервые экспонирована в 1806, Галерея Тейт, Лондон) и «Поле Ватерлоо» (впервые экспонирована в 1818, Галерея Тейт, Лондон).
В 1803 г. обустроил собственную галерею на Харли-стрит, 64, где в апреле 1804 г. состоялась первая выставка его работ. Галерея способствовала формированию устойчивого круга заказчиков и покупателей (среди них – писатель и политик У. Фокс, 1769–1825). В 1809 г. впервые побывал в Петуорт-хаусе в Суссексе у мецената Дж. Уиндема, 3-го графа Эгремонта (1751–1837), где часто гостил с 1827 по 1837 гг. Поместье на сегодняшний день обладает одним из самых значительных собраний произведений Тёрнера.
Желание издать и систематизировать многочисленные акварели и альбомные зарисовки, созданные во время путешествий, побудили Тёрнера в середине 1800-х гг. начать осваивать технику гравюры. В этот период он исполнил серию пейзажных листов, известных под названием «Liber Studiorum» («Книга штудий»,1807–1819, меццо-тинто, офорт), частично задуманных по образу и подобию альбома «Liber Veritatis» К. Лоррена (1777, меццо-тинто, гравёр Р. Ирлом). Впоследствии художник сделал несколько гравированных циклов топографических видов, основанных на акварельных этюдах: «Древности провинциальной Шотландии», «Морские виды», «Реки Англии», «Морские порты Англии», «Виды Лондона»; к числу самых значительных относится серия «Живописные виды южного побережья Англии» (1814–1826), опубликованная У. Б. Куком. Также выполнял виньетки к стихотворениям С. Роджерса, Дж. Г. Байрона, В. Скотта и Т. Мура.
В 1824 г. Тёрнер начал работать над самой масштабной акварельной серией «Живописные виды Англии и Уэльса», над которой он трудился около 14 лет. Летом 1829 г. издатель художника Ч. Хит выставил 36 акварелей цикла в Египетском зале на улице Пикадилли в Лондоне (выставочный зал, построенный в 1812 по проекту английского архитектора П. Ф. Робинсона); многие из них приобрёл коллекционер и арт-дилер Т. Гриффит, впоследствии ставший агентом художника. Привезённые из французского путешествия 1826 г. эскизы послужили основой для иллюстраций к первому тому «Ежегодных путешествий Тёрнера» – масштабного проекта, задуманного Ч. Хитом, но реализованного лишь частично (1827–1838).
В 1829 г., после смерти отца, Тёрнер начал бывать в г. Маргит, в доме хозяйки пансиона Софии Каролины Бут (1798–1875), помогавшей мастеру в студийной работе. Завязавшиеся в 1833 г. отношения между ними продолжались более 18 лет, вплоть до смерти художника. Здесь же была создана одна из знаковых работ мастера – картина «Снежная буря – пароход выходит из гавани, подавая сигналы на мелководье и измеряя глубину лотом. Автор был свидетелем бури в ночь, когда "Ариэль" отчалил из Хариджа» (впервые экспонирована в 1842, Галерея Тейт).
Среди британских живописцев того периода Тёрнер больше других интересовался современными событиями, делая их сюжетами своих пейзажей. Став очевидцем разрушения лондонского Парламента в результате пожара 16 октября 1834 г., он исполнил серию картин и акварелей, передающих разбушевавшуюся стихию. Блестящей иллюстрацией достижений века, вызывавших у художника противоречивые чувства, стали картины «Последний рейс корабля "Отважный"» (1839, Национальная галерея, Лондон) и «Бурное море с обломками кораблекрушения» (другое название «Крушение "Амфитриты"»; около 1833–1835, Галерея Тейт).
Уже в начале 1820-х гг. живописная манера Тёрнера претерпела ощутимую трансформацию. Наиболее очевидные и значительные перемены произошли в колорите: от соответствующей натуре цветовой палитры художник перешёл к более яркой и насыщенной гамме чистых цветов. Одна из первопричин этому – эксперименты с перенесением в технику работы с масляными красками новаторских методов, испробованных мастером в акварели. Не менее важную роль сыграли и ставшие доступными в 1820–1830-х гг. новые красочные пигменты, в том числе особенно полюбившиеся Тёрнеру оттенки жёлтого, которые позволяли художнику совершенствовать подходы к передаче тончайших градаций света и преобразили его методы изображения воздушной перспективы.
На протяжении жизни Тёрнер увлекался теорией цвета и света в живописи; он был близко знаком с работавшим над различными аспектами гармонических соотношений цветов химиком Дж. Филдом (1777–1854), а в 1840 г. оказался под влиянием сочинения И. В. Гёте «Учение о цвете» (1810, в переводе Ч. Истлейка). Интерес нашёл своё отражение в двух произведениях, представленных на выставке в Королевской академии в 1843 г.: «Тень и мгла: вечер перед Всемирным потопом» и «Свет и цвет (теория Гёте): утро после Всемирного потопа – Моисей пишет "Бытие"» (обе – Галерея Тейт).
Эксперименты художника с техническими возможностями наложения красочного слоя и комбинациями цветов, поиски способов передачи различных атмосферных явлений и стихий, как и свойственная романтизму остро-индивидуальная, почти визионерская интерпретация натурных впечатлений привели его в поздних произведениях к кардинальному изменению художественной манеры. Для неё характерны интенсивная палитра с доминированием базовых цветовых сочетаний, свободное движение мазка, призванное отразить динамику природных сил, близкая к приёмам абстрактной живописи размытость предметных очертаний. В начале 1840-х гг. критики всё чаще упрекали мастера в том, что его работы причудливы и непонятны, имея в виду как выбор сюжетов, так и стиль письма, отзываясь о них как об «уродцах цветомании» (журнал The Spectator, 16 мая 1840) и «творениях слабых глаз и огрубевшей руки» (журнал Athenaeum, 5 июня 1841): серия с видами Венеции 1840-х гг. (например, «Вид на таможню, церковь Сан-Джорджо-Маджоре и Цителлу со ступеней гостиницы "Европа"», впервые экспонирована в 1842, Галерея Тейт). В полной мере поздний стиль Тёрнера раскрывается в его знаменитом полотне «Дождь, пар, скорость» (1844, Национальная галерея, Лондон). Картина, как и поздняя манера творчества Тёрнера, не были поняты современниками, но последствии получили высокую оценку в трудах английского теоретика и историка искусства Дж. Рёскина и вызывали искреннее восхищение французских импрессионистов.
В 1846 г. Тёрнер под именем «адмирала Бута» поселился в Челси, в доме Софии Каролины, где и скончался. Похоронен в крипте собора Святого Павла в Лондоне.
Имел двух дочерей: Эвелин Дюпуа (1801–1874) и Джорджиану Томпсон (1811–1843).
Согласно завещанию, всё собрание его произведений перешло британской нации (282 картины и более 19 тыс. акварелей и рисунков; ныне в галерее Тейт).
В 1984 г. в Великобритании была учреждена награда в области национального современного искусства, названная в честь художника, – Премия Тёрнера (Turner Prize).
О последних годах жизни художника снят фильм «Мистер Тёрнер» (2014, режиссёр М. Ли).