Кунстхалле в Мангейме
Ку́нстха́лле в Ма́нге́йме (Kunsthalle Mannheim), музей современного искусства в Германии, в земле Баден-Вюртемберг. Первый музей в Мангейме. Основан властями города в 1909 г., открылся в декабре того же года выставкой французской и немецкой живописи 19 в.
Располагается в здании со стеклянными перекрытиями, возведённом в 1907 г. в стиле модерн архитектором Г. Биллингом для Всемирной выставки искусства и садоводства в честь трёхсотлетия промышленного города Мангейм.
Хронологические рамки собрания охватывают искусство от немецкого романтизма до 2020-х гг., и оно продолжает пополняться произведениями новейшего искусства. Шире всего представлены периоды 1920-х – 1930-х гг. и 1980-х – 1990-х гг. Так, музей хранит одну из самых значительных немецких коллекций модернизма, включая работы Э. Мане, О. Родена, Ф. Марка, М. Бекманна, М. Марини, Ф. Бэкона, Г. Мура и др.
Начало музейному фонду положили картины из собраний художника К. Кунца и коллекционера М. Дж. Эмдена; основная часть произведений приобретена первыми директорами музея, искусствоведами Ф. Вихертом и Г. Ф. Хартлаубом.
Вихерт (директор в 1909–1923) при формировании коллекции уделял особое внимание французскому модернизму и немецкому экспрессионизму. При нём Кунстхалле в Мангейме стал одним из первых в мире публичных собраний современного искусства. В 1911 г. Вихерт также основал «Свободный союз популяризации изящных искусств в Мангейме», к 1914 г. насчитывавший 7 тыс. членов, и объявил его девиз: «Искусство для всех». Целевой аудиторией еженедельных экскурсий, выставок и лекций со слайдами были в первую очередь мангеймские рабочие (Fath M. Kunst für alle! der Nachlass Fritz Wichert. Mannheim, 2003).
Хартлауб (возглавлял музей в 1923–1933) организовал выставки «Новая вещественность. Немецкая живопись после экспрессионизма» (1925) и «Пути и направления абстрактной живописи в Европе» (1927) и пополнил собрание Кунстхалле в Мангейме картинами представителей экспрессионизма и новой вещественности (Г. Шримпф, А. Канольдт, Г. Шольц). До 1927 г. музей также служил площадкой для выставок Мангеймского художественного общества.
Г. Ф. Хартлауб был уволен с поста директора музея в 1933 г. с приходом к власти национал-социалистов. В том же году в Кунстахалле прошла первая из организованных ими «выставок позора» (ед. ч. Schandausstellung; предшествовали выставкам «Дегенеративное искусство») – «Картины культурбольшевизма» (Kulturbolschewistische Bilder). Большое количество значимых произведений были изъяты из музейной коллекции, часть их уничтожена.
Третий директор, В. Пассарге (занимал должность в 1936–1958), в 1937 г. принимал участие во второй волне удаления произведений «дегенеративного искусства» из немецких музеев, однако после окончания Второй мировой войны 1939–1945 гг. занимался восстановлением собрания Кунстхалле в Мангейме.
В 1958–1983 гг. директором был искусствовед Х. Фукс, расширивший коллекцию европейской скульптуры. Он интересовался творчеством А. Джакометти, М. Эрнста, Ж. Ришье, Б. Хепуорт и др. В 1950-х гг. Фукс организовывал выставки немецкого и французского искусства, в 1960-х гг. – ретроспективы М. Тоби (1960), Ф. Бэкона (1962), Х. Арпа (1960), Н. Габо (1965). В 1970 г. галерист Д.-А. Канвейлер подарил музею 20 графических работ П. Пикассо.
В 1978–1983 гг. архитектурное бюро Lange, Mitzlaff, Böhm, Müller построило новое здание Кунстхалле в Мангейме, однако вскоре оно перестало соответствовать техническим требованиям к музейным постройкам и в 2014 г. было снесено. В 2015–2017 гг. архитектурное бюро GMP возвело новый музейный корпус.
С 2019 г. музеем руководит куратор Й. Хольтен, пополняющий его коллекцию произведениями современной скульптуры.
На начало 2020-х гг. собрание музея насчитывает около 1,9 тыс. картин, 860 скульптур, инсталляций и объектов мультимедийного искусства, 34 тыс. графических произведений и 800 предметов декоративно-прикладного искусства.