Национальная галерея искусства в Вашингтоне
Национа́льная галере́я иску́сства в Вашингто́не (National Gallery of Art), один из крупнейших художественных музеев США.
Галерея основана в 1937 г. постановлением Конгресса США после того, как промышленник и банкир Э. У. Меллон в 1936 г. предложил свою коллекцию произведений европейского искусства в дар американскому народу, выделил средства на строительство и содержание здания музея и на дальнейшее расширение его собрания.
В марте 1941 г. состоялось официальное открытие Национальной галереи искусства. В основе её коллекции – подаренные Меллоном 126 картин и 26 скульптур, из них 21 картина из собрания Эрмитажа (приобретены Меллоном в 1930–1931): «Мадонна Альба» (около 1510) и «Святой Георгий и дракон» (около 1506; обе – авторства Рафаэля), «Благовещение» Я. ван Эйка (около 1434–1436), «Поклонение волхвов» С. Боттичелли (около 1478–1482), «Венера перед зеркалом» Тициана (около 1555), портрет Изабеллы Брант кисти А. ван Дейка (1621) и др. В числе других значимых работ из коллекции Меллона: «Женский портрет» Рогира ван дер Вейдена (около 1460), автопортрет Рембрандта (1659), «Женщина в красной шляпе» Я. Вермеера (около 1669), «Сеньора Сабаса Гарсия» Ф. Гойи (между 1806 и 1811). После смерти Э. У. Меллона (1937) развитием музея занимался его сын – П. Меллон (президент попечительского совета галереи в 1938–1939 и 1963–1979, председатель попечительского совета в 1979–1985, затем почётный попечитель).
Музей не пользовался государственными средствами для приобретения экспонатов; его собрание пополнялось главным образом благодаря частным коллекционерам и меценатам. В 1939 г. бизнесмен С. Г. Кресс передал в дар галерее часть своей коллекции итальянской средневековой и ренессансной скульптуры и живописи, в том числе произведения «Мадонна с Младенцем» Джотто (около 1310–1315; предположительно центральная часть полиптиха), «Мадонна с Младенцем» Доменико Венециано (около 1445–1450), «Святой Иероним за чтением» Джованни Беллини (1505), «Поклонение волхвов» Фра Беато Анджелико и Ф. Липпи (между 1440 и 1460), «Поклонение пастухов» Джорджоне (1505–1510). В 1950-х гг. фонд Кресса продолжал дарить музею произведения искусства (работы А. Дюрера, М. Грюневальда, Эль Греко, П. П. Рубенса, А. Ватто, Ж.-О.-Д. Энгра и др.).
Значительный вклад в развитие галереи внёс Дж. Э. Уайденер; в 1942 г. он передал ей обширную коллекцию (работы 12–19 вв.) своего отца, предпринимателя и мецената П. А. Б. Уайденера: произведения живописи (А. дель Кастаньо, Б. Гоццоли, Перуджино, Рафаэля, А. Бронзино, Эль Греко, А. ван Дейка, Рембрандта, Ф. Халса, Я. Вермеера, Ф. Гварди, Дж. Рейнолдса, Т. Гейнсборо, Дж. Констебла, У. Тёрнера, К. Коро, П. Пюви де Шаванна, Э. Мане, Э. Дега, О. Ренуара и других художников), графики, скульптуры; мебель, гобелены и т. д.
В 1940-х гг. в галерею также поступили: коллекция бизнесмена и благотворителя Л. Дж. Розенуалда (рисунки и гравюры, в том числе работы А. Дюрера и У. Блейка); акварели с изображением разных предметов декоративно-прикладного искусства, выполненные участниками программы «Каталог американского дизайна» (Index of American design, 1935–1942) с целью продемонстрировать разнообразие художественных ремёсел, развивавшихся в 16–19 вв. на современной территории США; фотографии А. Стиглица (переданы в дар его вдовой Дж. О’Кифф в 1949).
В 1953 г. супруги-коллекционеры Э. У. и Б. К. Гарбиш подарили галерее своё собрание американской наивной живописи 18–19 вв. В 1962 г. банкир Ч. Дейл (президент попечительского совета галереи в 1955–1962) завещал музею коллекцию американской (работы Б. Уэста, М. Кэссетт и других мастеров) и европейской живописи, графики и скульптуры (произведения Тинторетто, Эль Греко, П. П. Рубенса, Ф. де Сурбарана, В. Калфа, Ж. С. Шардена, О. Домье, импрессионистов и постимпрессионистов, художников парижской школы, включая А. Матисса и П. Пикассо).
Во 2-й половине 1960 – 1980-х гг. музейное собрание активно расширялось благодаря дарам и денежным вкладам П. Меллона и Э. Меллон Брюс (сына и дочери Э. У. Меллона). Так, в 1967 г. галерея приобрела портрет Джиневры де Бенчи кисти Леонардо да Винчи (около 1474–1478) на средства фонда Э. Меллон Брюс (на начало 2020-х гг. это единственная картина Леонардо да Винчи в США). В 1969 г. Э. Меллон Брюс завещала музею свою коллекцию (преимущественно живописные и графические работы французских художников 18 – середины 20 вв., в первую очередь импрессионистов). С 1980-х гг. до начала 21 в. в галерею поступали произведения 17–20 вв. из собраний П. Меллона и его жены Р. Л. Ллойд: американская и европейская живопись, графика и скульптура, в том числе ряд оригинальных восковых скульптур авторства Э. Дега и слепки с них [например, «Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица», оригинал (1878–1881) и слепок (предположительно 1920–1921)].
В 1980-х гг. в галерею также переданы бо́льшая часть сохранившихся произведений М. Ротко и исследовательские материалы о нём (подарок фонда Марка Ротко), благодаря чему музей стал крупным центром изучения творчества художника.
В 1990-х гг. коллекция пополнялась рисунками старых мастеров, картинами европейских художников конца 19 – начала 20 вв. (в том числе А. де Тулуз-Лотрека, В. Ван Гога, П. Сезанна), произведениями минимализма и концептуального искусства. Крупнейшее приобретение 1-й четверти 21 в. – собрание Галереи искусства Коркоран (закрылась в 2014 из-за банкротства владельца), которое охватывало период с 5 в. до н. э. до начала 21 в.
Первоначально вся музейная коллекция размещалась в здании в стиле неоклассицизма (1937–1941, архитектор Дж. Р. Поуп; ныне Западный корпус Национальной галереи искусства), с фасадами, облицованными известняком розового оттенка (т. н. теннессийский розовый мрамор). Ныне в Западном корпусе представлены произведения европейского и американского искусства до конца 19 в.
В связи с расширением коллекции был возведён Восточный корпус в духе модернизма (проект, 1968–1969, архитектор И. М. Пэй; реализация, 1971–1978, на средства П. Меллона и Э. Меллон Брюс). Монументальное здание вписано в участок сложной формы благодаря плану в виде двух треугольников, соединённых между собой. Внешний облик постройки согласуется с Западным корпусом благодаря строгости геометрических форм и использованию в качестве облицовки розового известняка. В здании Пэя экспонируются произведения современного искусства (среди них работы П. Пикассо, А. Матисса, Дж. Поллока, Э. Уорхола, Р. Лихтенштейна, А. Колдера); здесь также находятся Центр углублённого изучения изобразительных искусств, библиотека, административные помещения. Перед главным, Н-образным, фасадом Восточного корпуса установлена скульптурная композиция Г. Мура «Зеркальное остриё ножа из двух частей» (1976–1978).
В 1997–1999 гг. рядом со зданиями галереи создан Сад скульптур (ландшафтный архитектор Л. Д. Олин), где представлены произведения современной скульптуры (работы А. Колдера, К. Олденбурга, Х. Миро, Т. Смита, Р. Лихтенштейна, Л. Буржуа, С. Левитта и др.). В 2013 г. в саду установлена мозаика М. З. Шагала «Орфей» (1969).
В 2023 г. коллекция Национальной галереи искусства включает в себя более 150 тыс. произведений (живопись, графика, скульптура, фотография, декоративно-прикладное искусство, инсталляции) и охватывает все основные этапы развития западного искусства с 13 до начала 21 вв. Музей ведёт активную научную и образовательную деятельность.