Хартлауб Густав Фридрих
Ха́ртлауб Гу́став Фри́дрих (Gustav Friedrich Hartlaub) (12.5.1884, Бремен – 30.4.1963, Гейдельберг), немецкий историк искусства, критик, галерист.
Происходил из семьи торговцев. В 1904–1910 гг. изучал философию, археологию и историю искусства во Фрайбургском, Мюнхенском (у Б. Риля), Венском (у Ф. Викхова), Берлинском (у Г. Вёльфлина), Гёттингенском университетах, защитив в последнем под руководством Р. Фишера диссертацию «Сиена в эпоху кватроченто» (1910).
Работал ассистентом Г. Паули в Кунстхалле Бремена (1910–1913). В 1913 г. приглашён на должность куратора директором Кунстхалле Мангейма Ф. Вихертом, сменил его на этом посту в 1923 г. В период руководства музеем уделял особое внимание современному искусству, сформировав одну из лучших в Германии коллекций немецкого экспрессионизма и французского фовизма, способствовал открытию новых художников (например, Ф. К. Фура) для немецкой публики. Стремился расширить исторические, географические и тематические рамки искусства, в организованных им выставках обращаясь к детскому творчеству, первобытности, искусству доколумбовой Америки, иконографии карнавала.
Ввёл термин «новая вещественность», давший название направлению в искусстве и литературе. В 1925 г. стал организатором выставки «Новая вещественность. Немецкая живопись после экспрессионизма» (1925), имевшей большой успех и прошедшей затем в ряде немецких городов (Дрездене, Эрфурте, Кемнице, Дессау; по март 1926). Среди его известных проектов – выставки «Кубин и Клее» (1924), «Искусство К. Шмидта-Ротлуфа» (1925), «Пути абстрактной живописи в Европе» (1927) и др.
20 марта 1933 г. Хартлауб был уволен с поста директора Кунстхалле; его работа была признана несоответствующей культурной политике национал-социалистической партии Германии. 4 апреля – 5 июня 1933 г. в Мангейме прошла первая из проводимых в Германии с 1933 г. «выставок позора» (ед. ч. «Schandausstellung»; предшествовали выставкам «Дегенеративное искусство») – «Культурбольшевистские картины» («Kulturbolschewistische Bilder»), на которой большой фотографический портрет Хартлауба соседствовал с приобретённым им в коллекцию «Раввином» М. Шагала (1923–1926, ныне – Художественный музей, Базель).
Хартлауб – автор более 30 книг по искусству. Среди его интересов: искусство итальянского и немецкого Ренессанса (в т. ч. Джорджоне, Л. Кранах Старший), французского импрессионизма и постимпрессионизма (В. Ван Гог), символизма (Э. Мунк), современных ему немецких графиков, а также традиционная японская гравюра, проблемы семиотики отдельных изобразительных мотивов, роль магических, мистических и мифологических традиций в искусстве, вопросы художественного образования (особой популярностью пользовалось сочинение «Гений в детях», 1922). В период Третьего рейха работал над сравнительным анализом стилей в живописи, музыке и литературе от античности до Р. Штрауса (2 главы книги, не опубликованы). Как журналист сотрудничал с газетами Frankfurter Allgemeine Zeitung и Deutsche Zeitung.
Преподаватель (с 1946), почётный профессор (с 1949) Гейдельбергского университета.
Его дети Феликс Хартлауб (1913–1945) и Геновева Хартлауб (1915–2007) известны как литераторы.