Аргентина. Музыкальная культура
Музыка́льная культу́ра Аргенти́ны. На территории современной Аргентины ряд регионов (Северо-Западный, Центральный, Куйо, Чако, Пампа, Патагония) сохраняют следы культур доколумбовых цивилизаций. Музыка (в синкретическом единстве с танцем) входила в обряды и церемонии религиозного, медицинского, военного и бытового назначения.
На Северо-Западе на культуры народов аймара, диагита и кальчаки повлияли традиции инков, что выразилось, в частности, в распространении пентатонных звукорядов. Один из немногих сохранившихся индейских жанров народа диагита – песенный жанр багуала (называемый иногда, по аналогии с испанскими вокальными жанрами, «копла» или «тонада»), исполняющийся сольно или группой в сопровождении мембранофона уанкара. Для багуала характерен звукоряд из 3 тонов, расположенных наподобие мажорного трезвучия. Важную часть общинной жизни составляла ансамблевая игра на многоствольных флейтах сику. У индейцев тоба и матако (провинция Чако) распространены ритуальные танцы, основанные на подражании птицам, и специальные прощальные песни, исполняемые при расставании с друзьями. Среди музыкальных инструментов – погремушки из копыт (песуньяс, pezuñas) или высушенной тыквы (маракасы), деревянные свистки нашире (nashiré), использовавшиеся на войне, во время охоты и в шаманских ритуалах. В провинции Литораль в обязанности религиозных лидеров племени гуарани входило обучение детей пению. Песни и танцы, связанные с обрядами жизненного цикла, охотой, благодарением божествам, исцелением от болезней, распространены среди народов, населявших Патагонию (арауканы, теуэльче и др.). Позднее на устное творчество аргентинцев оказал влияние фольклор африканских рабов.
Проникновение европейской музыки, в том числе музыкальных инструментов, связано с испанскими завоеваниями. В 1535 г. (по другим данным, в 1536) в Новую Андалусию (в 1540-х гг. переименована в Рио-де-ла-Плата) прибыла военная экспедиция под командованием П. де Мендосы. Среди инструментов, привезённых экспедицией в Новый Свет, были как военные и церемониальные (трубы, флейты, военные барабаны), так и предназначенные для домашнего музицирования (виуэла). На следующем этапе появились музыканты, исполнявшие литургическую музыку католической церкви. В документе об основании города Сальта (1582) впервые описана группа музыкантов, обслуживающих нужды местной церковной общины. Первое в Аргентине упоминание об органе относится к 1585 г.: письмо священника Франсиско Ангуло (1538–1611) свидетельствует о существовании этого инструмента в Сантьяго-дель-Эстеро.
Музыка в иезуитских редукциях (до изгнания ордена из Нового Света в 1767) была важным средством христианизации индейцев. 17–18 вв. характеризуются активной деятельностью миссионеров, среди которых были немцы, голландцы, австрийцы, итальянцы и испанцы: Алонсо Барсана (1530–1597) и Педро Аньяско (1550–1605) – в Тукумане, Луис Бергер (1589–1639) – в Сан-Игнасио, Антонио Сепп (1655–1733) – в Япею, Флориан Пауке (1719–1779) – в Гран-Чако. Музыкальные капеллы опирались на европейские традиции, а в школах, где миссионеры обучали местных детей, не только преподавали пение и игру на музыкальных инструментах, но и учили эти инструменты изготавливать, причём их качество часто не уступало образцам из Старого Света. В дидактических целях в редукциях ставились драматические спектакли с музыкой и танцами. Позднее в подобных школах стали обучаться и завезённые испанцами африканцы. В архивах сохранились произведения итальянского композитора Д. Циполи, который последние 9 лет жизни (1717–1726) работал в иезуитской миссии в г. Кордова.
Наряду с церковной развивалась светская музыка. Важную роль сыграло широкое распространение гитары (о чём свидетельствуют, в частности, многочисленные счета на покупку струн), на базе которой возникли национальные разновидности щипковых инструментов.
С 18 в. регулярно появляются сведения о театральной деятельности. В 1746 г. в честь коронации испанского правителя Фердинанда VI в Буэнос-Айресе была представлена опера. Для празднования в 1760 г. коронации Карла III, сменившего годом ранее Фердинанда VI, в Буэнос-Айресе организован временный оперный театр.
В 1757–1761 гг. в Буэнос-Айресе работал Театр опер и комедий (Teatro de Óperas y Comedias; под комедиями в испанском и ибероамериканском театре подразумевались любые драматические представления), где работал композитор Хосе Антонио де Прада, руководивший оперными постановками. В 1783 г. открыт Театр ранчерии (сгорел в 1792) с оркестром, состоявшим из музыкантов-рабов (4 скрипки, дульциан, 2 гобоя, 2 трубы), и собственной музыкальной школой; театром и школой с 1787 г. руководил композитор Антонио Аранас.
После основания вице-королевства Рио-де-ла-Плата в 1776 г. Буэнос-Айрес стал его культурным центром. Помимо театров в последней четверти 18 в. здесь функционировал коллектив, подобный классицистскому оркестру (4–6 скрипок, альт, виолончель, контрабас, 2 гобоя и 2 трубы). В конце 18 в. в Буэнос-Айресе работал композитор и инструментальный мастер индейского происхождения Хосе Антонио Ортис (1764–1794). Кроме того, он преподавал игру на клавесине, скрипке и гитаре, сочинял танцы; оставил после себя большую коллекцию инструментов и нотных изданий (произведения К. де Моралеса, Л. Боккерини, Й. Гайдна, М. Клементи и др.).
Среди музыкантов, работавших в Буэнос-Айресе на рубеже 18–19 вв.: Хуан Баутиста Гойбуру (1759–1813) – священник и певец, преподаватель пения в Королевской школе Сан-Карлос (1772, ныне Национальный колледж Буэнос-Айреса); его ученик Х. А. Пикасарри; преподаватели – итальянец Фелициано Джеронимо Фаа, француз Жан Эрикур и «индеец Феликс»; касик Игнасио Асурика – скрипач и учитель музыки, работавший в соборе; скрипач, известный как «негр Хосесито»; испанцы Херонимо Клараж (флейтист, оркестрант Театра ранчерии) и фра Хосе Самбрана, капеллан на Мальвинских (Фолклендских) островах (автор книги о литургическом пении). Показательно, что в этом списке фигурируют уже не только европейцы, но и местные музыканты.
В 19 в. продолжалось развитие оперного жанра. В 1804 г. в Буэнос-Айресе открылся (во временном помещении) «Театро Колисео» (в 1834 перестроен и назван «Колисео Архентино» или «Театро Архентино»; повторно перестроен в 1905, функционировал как цирк до 1937; после Второй мировой войны перестроен под нужды итальянского посольства с сохранением концертного зала; реконструирован в 1971). Оркестром театра руководил Б. Парера. В репертуар входили произведения в испанских музыкальных жанрах (тонадилья, сарсуэла и др.).
В 1817–1920 гг. в Буэнос-Айресе работало общество Buen gusto por el teatro (буквально – «Хороший театральный вкус»), основанное правительством страны под девизом «Театр – инструмент власти». В обязанности организации входило следить за нравственной стороной театральных представлений.
В 1812 г. Б. Парера написал по заказу правительства первую версию гимна Аргентины на слова священника, поэта и политического деятеля Каэтано Хосе Родригеса (1761–1823). В 1813 г. Парере снова было поручено написать гимн – уже на слова поэта и политического деятеля Висенте Лопеса (1784–1856). Получившееся сочинение в аранжировке Х. П. Эснаолы (1860) было утверждено в качестве официального гимна страны в 1928 г.
В первые десятилетия 19 в. основными музыкальными площадками для музицирования были танцевальные салоны и тертулии (неформальные собрания, на которых происходило общение и обмен новостями), организованные местной знатью. Тертулии ознаменовали переход к новым формам светского музицирования. Основой репертуара, звучащего на подобных собраниях, были танцы: европейские – контрданс, менуэт, вальс – и местные – сьелито, перикон, минуэ монтонеро (minué montonero), известный также как минуэ федераль (minué federal).
1820-е гг. отмечены повышением общего уровня музыкальной жизни в Аргентине. В 1823 г. в Буэнос-Айресе основано Филармоническое общество. В город начали регулярно приезжать европейские музыканты, способствовавшие профессионализации местной музыкальной культуры. В 1823 г. испанский певец М. П. Роскельяс основал в Буэнос-Айресе свою оперную труппу; в 1825 г. под управлением Сантьяго Массони (1798–1878) состоялось первое полное исполнение оперы («Севильский цирюльник» Дж. Россини) силами этой труппы.
Среди первого поколения аргентинских композиторов, начавших свою деятельность после Майской революции 1810 г.: А. Алькорта, Хуан Баутиста Альберди (1810–1884), Никанор Альбарельос (1810–1891), Салустиано Савалия (1806–1873), Х. П. Эснаола.
В 1857 г. в Буэнос-Айресе открылся театр «Колон» (в современном здании с 1908), ставший центром музыкальной культуры Аргентины. В 1925 г. при нём организованы постоянные коллективы – оркестр, балет и хор.
В 1877 г. в «Театро-де-ла-Виктория» в Буэнос-Айресе (работал в 1838–1882) состоялась местная премьера первой аргентинской оперы «Белая кошка» («La gatta bianca») Франсиско Харгривса (1849–1900) (на итальянском языке; впервые исполнена в 1875 в Италии, где учился её автор).
В конце 19 в. начало активную деятельность поколение композиторов, родившихся в 1860-х гг. и учившихся в Европе. Среди них: Х. Агирре, А. Берутти и А. Вильямс. В их музыкальном языке универсальные европейские тенденции сочетались с национальными чертами, коренящимися в городском фольклоре – как собственно аргентинском, так и унаследованном от Италии и Испании. Первый образец, сочетающий европейские и национальные музыкальные традиции, – фортепианная пьеса Вильямса «El rancho abandonado» («Покинутое ранчо», 1890). Вильямс – основатель первой консерватории в Буэнос-Айресе (1893–1941), при которой он выпускал музыкальный журнал La Quena (1919–1936; по названию андской флейты «кена»).
В аргентинском музыкальном театре получил развитие веризм. Помимо А. Берутти к нему примыкали композиторы К. Гайто, Э. Паницца.
Музыканты, родившиеся в 1880-х гг., стали первым поколением, получившим профессиональное образование – на родине и в Европе. Среди них: оперный композитор Ф. Боэро (автор первой аргентинской оперы на испанском языке «Тукуман», 1918); Эрнесто Дрангош (1882–1925), писавший преимущественно фортепианную музыку; камерно-вокальный композитор К. Лопес Бучардо; дирижёр Селестино Пьяджо (1886–1931); музыкальный критик Хосе Андре (1881–1944), музыковеды Хосуэ Теофило Уилкес (1883–1968) и Мануэль Гомес Каррильо (1883–1968). Композиторы этого поколения также пытались соединить европейский музыкальный язык с элементами аргентинского фольклора.
Начало 20 в. ознаменовано появлением частных и государственных музыкальных организаций, среди них – Вагнеровская ассоциация (1912) и Национальное музыкальное общество (1915). В 1894 г. основан первый музыкальный профсоюз Общество защиты музыкантов (Sociedad Musical de Mutua Protección), с 1919 г. действующий под названием «Ассоциация оркестровых преподавателей» (Asociación del Profesorado Orquestal). В 1918 г. создано Национальное общество поэтов, композиторов и издателей музыки, переименованное в 1921 г. в Аргентинскую ассоциацию поэтов и композиторов (Sociedad Argentina de Autores y Compositores de Música, SADAIC). Сохранив это название, в 1933 г. ассоциация была объединена с основанным в 1930 г. Аргентинским кругом поэтов и композиторов (Círculo Argentino de Autores y Compositores de Мúsica, 1930).
В 1924 г. в Буэнос-Айресе открылась Национальная консерватория.
Родившиеся в 1890-х гг. композиторы Дж. Джиларди, Х. К. Пас, Хосе Мария Кастро (1892–1964) и Хуан Хосе Кастро (1895–1968) объединились в 1929 г. в «Группу музыкального обновления». Их деятельность характеризуется отказом от обращения к народным корням и активной пропагандой новой музыки.
В 1931 г. основоположник аргентинского музыковедения К. Вега открыл при Аргентинском музее естественных наук имени Бернардино Ривадавии (Museo Argentino de Ciencias Naturales Bernardino Rivadavia, основан в 1812 указом первого президента Аргентины Б. Ривадавии) «Кабинет местного музыковедения» (Gabinete de Musicología Indígena, с 1944 Институт музыковедения, с 1948 самостоятельная организация, с 1971 Национальный институт музыковедения, с 1973 имени К. Веги). В 1936 г. основана Национальная академия изящных искусств (Academia Nacional de Bellas Artes), занимающаяся исследованиями аргентинского искусства, в том числе музыки.
В 1940-х гг. в столице образовались ведущие оркестры страны, действующие поныне (2024), – Филармонический оркестр Буэнос-Айреса (первый симфонический оркестр города, создан в 1946 как Симфонический оркестр городского театра) и Национальный симфонический оркестр (1948).
Композиторы, родившиеся между 1905 и 1920 гг., известны как «Поколение столетия» (Generación del Centenario, имеется в виду 100-летие Майской революции). Они начали своё обучение в частных образовательных организациях, основанных первыми профессиональными композиторами Аргентины, и совершенствовались в Национальной консерватории и других высших учебных заведениях. Среди них: продолжатели традиций романтизма К. Гуаставино и Вашингтон Кастро (1909–2004); Р. Гарсия Морильо, в чьём творчестве неоклассицизм сочетался с элементами серийной техники; И. Аретс, изучавшая фольклор и опиравшаяся на него в своём творчестве.
В конце 1940-х – 1950-х гг. в Аргентине появились новые возможности для получения профессионального музыкального образования. В 1949 г. открыта Консерватория имени Джилардо Джиларди в Ла-Плате. В 1951 г. А. Хинастера основал Консерваторию имени Хулиана Агирре в Банфилде. Под его же руководством в 1958 г. при Аргентинском католическом университете (Universidad Católica Argentina, Буэнос-Айрес) создана Подготовительная музыкальная школа (ныне факультет музыкального искусства и науки).
Композиторы 1920-х гг. рождения, обучавшиеся у членов «Группы музыкального обновления» или в первых аргентинских высших музыкальных учебных заведениях, обращались к электроакустической музыке и смешанным техникам композиции. Среди них: Р. Кааманьо, И. Дианда, Н. Моретто, Р. Арисага, Ф. Крёпфль. Интерес к национальной музыке отличает творчество А. Рамиреса. К этому поколению примыкает реформатор жанра танго А. Пьяццолла. В Аргентине начался творческий путь М. Кагеля – ученика А. Хинастеры, одного из крупнейших композиторов-авангардистов. Мировой известности достигли кинокомпозиторы Л. Шифрин и Л. Бакалов.
В середине столетия усиливается тенденция к возвращению национальных элементов в профессиональной музыке. Это наблюдается в творчестве Х. Гандини, М. Ламбертини, М. Т. Луэнго, Д. Грелы, Х. Вьеры, М. Эткина, Л. М. Серры.
В 1958 г. в Буэнос-Айресе основан Национальный фонд искусств (Fondo Nacional de las Artes, FNA), финансирующий развитие различных видов аргентинского искусства, в частности музыки. В 1961 г. при Институте имени Торквато ди Теллы (Instituto Torcuato Di Tella, Буэнос-Айрес, 1958) под руководством А. Хинастеры открыт Латиноамериканский центр высших музыкальных исследований (Centro Latinoamericano de Altos Estudios Musicales, CLAEM), в составе которого создана Лаборатория электроакустической музыки.
Среди видных аргентинских композиторов, родившихся в середине 20 в.: Габриэль Вальверде (род. 1957), Пабло Четта (род. 1960), Алехандро Иглесиас Росси (род. 1960), кинокомпозитор Г. Сантаолалья.
Ныне (2024) функционируют оркестры: в Буэнос-Айресе – Филармонический оркестр Буэнос-Айреса, Национальный симфонический оркестр; в Мендосе – Филармонический оркестр Мендосы (основан в 1948 как Музыкальная группа провинции Мендоса – Banda de Música de la Provincia de Mendoza), Симфонический оркестр Национального университет Куйо (основан в 1948 Х. Персевалем); Симфонический оркестр Кордовы (1932); Постоянный оркестр Аргентинского театра (Orquesta Estable del Teatro Argentino, Ла-Плата, 1938); Симфонический оркестр Тукуманского национального университета (1948); Симфонический оркестр Сан-Хуанского национального университета (1947); Симфонический оркестр Неукена (2000); Симфонический оркестр Сальты (2000) и др.
Помимо театра «Колон», работают: «Театро Авенида» (Teatro Avenida, по названию улицы, на которой расположен – Авенида-де-Майо; основан в Буэнос-Айресе в 1908, в 1977–1994 не функционировал), Аргентинский театр (Teatro Argentino, Ла-Плата, 1890), Муниципальный театр г. Баия-Бланка (1913), театр «Эль Сиркуло» (El Círculo, г. Росарио, 1904); «Театро Индепенденсия» (основан в 1925 в Мендосе; находится на Пласа Индепенденсия – Площади Независимости), Театр имени генерала-освободителя Сан-Мартина (Teatro del Libertador General San Martín; основан в Кордове в 1891 как Театр имени Хосе Риверы Индарте, Teatro José Rivera Indarte – в честь аргентинского поэта и журналиста, в 1950–1956 носил имя Х. де Сан-Мартина, восстановленное в 1973); Муниципальный театр «Колисео Подеста» в Ла-Плате (Teatro Municipal Coliseo Podestá, основан в 1886 как «Театро Политеама Олимпо»); «Театро Рома» в Авельянеде (Teatro Roma, 1904), «Театро Сан-Мартин» в Тукумане (основан в 1912 как «Одеон», переименован в 1951, после чего был закрыт до 1959), Государственный театр имени Хуана де Веры в Корриентесе (Teatro Oficial Juan de Vera, 1859, в современном здании с 1913).
В Сан-Хуане находится культурный центр «Аудиторио Хуан Виктория» (Auditorio Juan Victoria, 1970, назван в честь выдающегося аргентинского инженера); включает концертный зал с органом фирмы Walcker (Людвигсбург, Германия, 1967; 3 мануала, 44 регистра, 3565 труб) и Высшую школу музыки.
В 20 в. открылись музыкальные учебные заведения во всех крупных городах Аргентины. В Буэнос-Айресе: Национальная консерватория (ныне в составе Национального университета), Высшая консерватория имени Мануэля де Фальи (основана в 1919 как Вечерняя муниципальная музыкальная школа, статус консерватории с 1969), Высшая городская консерватория (1998, с 2007 имени Астора Пьяццоллы), Институт искусств при театре «Колон» (основан в 1919 как Академия хорового пения и танца, при театре с 1960). Помимо Консерватории имени Джилардо Джиларди в Ла-Плате и Консерватории имени Хулиана Агирре в Банфилде музыкальное образование в Аргентине дают: Высшая консерватория имени Хуана Хосе Кастро в Мартинесе (1966), Школа народной музыки в Авельянеде (Escuela de Música Popular de Avellaneda, 1987). Музыкальные факультеты включают: Университет региона Литораль в г. Санта-Фе (1948), университеты Тукумана (1948), Кордовы (1959), Сан-Хуана (1973), Ла-Платы (с 1974), Росарио (1976), Университет региона Куйо в Мендосе (1980).
В 2012 г. основан Национальный институт музыки (Instituto Nacional de la Música, INAMU) – негосударственная общественная организация, занимающаяся просветительской деятельностью; его отделения работают в разных провинциях страны. В 2015 г. в здании Центрального почтамта Буэнос-Айреса открыт Культурный центр имени Н. Киршнера (Centro Cultural Kirchner, CCK, назван в честь Н. Киршнера), самый большой в Латинской Америке и третий по величине в мире. В центре установлен орган фирмы Klais (4 мануала, 56 регистров).
Мировое признание среди исполнителей классической музыки получили: пианисты М. Аргерих, Бруно Леонардо Гельбер (род. 1941), Д. Баренбойм, скрипач Альберто Лысый (Alberto Lysy, 1935–2009, основатель камерного ансамбля Camerata Bariloche, 1967), певец Х. Кура, виолончелистка Соль Габетта (род. 1981). Представители аутентичного исполнительства: дирижёры Габриэль Гарридо (род. 1950, основатель ансамбля старинной музыки Ensemble Elyma) и Л. Гарсия Аларкон, флейтист и музыковед Педро Мемельсдорф (в 2013–2015 руководитель Schola cantorum Базельской музыкальной академии).
С 1980 г. фонд Encuentros («Встречи»; основан А. Терсиан в 1968 с целью распространения аргентинской и латиноамериканской современной музыки) проводит одноимённый международный фестиваль с участием известных исполнителей и композиторов со всего мира. Среди крупных фестивалей академической музыки: фестивали М. Аргерих (с 1999) и Д. Баренбойма (с 2014) в Буэнос-Айресе, Музыкальный сентябрь в Тукумане (Septiembre Musical de Tucumán, с 1960), Музыкальная неделя Льяо-Льяо в Барилоче (Semana Musical Llao Llao, с 1993), Международный фестиваль современной музыки в Кордове (с 1997), фестиваль винодельческой провинции Мендоса «Классическая музыка дорогами вина» (Música Clásica por los Caminos del Vino, с 2001), Международный фестиваль в Ушуае (с 2005), Фестиваль семи озёр в Вилья-ла-Ангостуре (Festival de los Siete Lagos, с 2011).
Возрождение интереса к народной музыке отмечается с 1960-х гг. В 1961 г. в г. Коскин впервые прошёл главный в стране фольклорный фестиваль (Festival Nacional de Folklore de Cosquín). Ныне фестивали традиционной музыки проводятся в разных регионах, среди них: Национальный фестиваль чакареры (Сантьяго-дель-Эстеро, 1971), Фестиваль выездки и фольклора (Festival Nacional de Doma y Folklore, Хесус-Мария, 1966), Национальный фестиваль чамаме (Корриентес, 2010), Национальный фестиваль чайи (Fiesta Nacional de la Chaya, Ла-Риоха, 1969), Национальный праздник сбора винограда (Fiesta Nacional de la Vendimia, Мендоса, 1936), Национальный фестиваль в Вилья-Марии (Festival Nacional de Peñas de Villa María, 1967), Национальный фестиваль тонады (Тунуян, 1972).
Музыканты, работавшие в области традиционной музыки: певцы Атауальпа Юпанки (1908–1992), Кучи Легисамон (настоящее имя Густаво Легисамон, 1917–2000), Орасио Гуарани (1925–2017), М. Соса, Чанго Фариас Гомес (полное имя Хуан Энрике Фариас Гомес, 1937–2011), Хайме Сесар Иселла (1938–2021), Рамона Галарса (1940–2020); гитарист Эдуардо Фалу (1923–2013); скрипач Сиксто Палавесино (1915–2009); аккордеонист Тарраго Рос (1923–1978); исполнитель на чаранго Хайме Торрес (1938–2018); группы Los Hermanos Ábalos («Братья Абалос», 1939–2000), Los Chalchaleros (1948–2003), Loz Fronterizos (1953–1977), Zupay (1966–1991) и др. Традицию продолжают: певцы Виктор Эредия (род. 1947), Тереcа Пароди (настоящее имя Тереса Аделина Сельярес, род. 1947), Суна Роча (род. 1948); группа Los Carabajal (1967); аккордеонист Чанго Спасюк (настоящее имя Орасио Спасюк, род. 1968).
Танго составляет важнейшую часть музыкальной культуры Аргентины; в этом жанры работали композиторы Энрике Сантос Диссеполо (1901–1951), Хуан де Дьос Филиберто (1885–1964, также скрипач и дирижёр), К. Гардель. Известные исполнители в жанре танго: певицы и актрисы – Тита Мерельо (настоящее имя Лаура Ана Мерельо, 1904–2002), Либертад Ламарке (1908–2000), Нелли Омар (1911–2013); певцы – Эдмундо Ривера (1911–1986), Хулио Соса (родился в Уругвае, 1926–1964), Роберто Гойенече (1926–1994), Эладия Бласкес (1931–2005), Чико Наварро (настоящее имя Бернардо Митник, род. 1933), Качо Кастанья (настоящее имя Умберто Висенте Кастанья, 1942–2019); исполнитель на бандонеоне и основатель одного из самых популярных оркестров танго Анибаль Тройло (1914–1975); ансамбли Sexteto Mayor (1973), Buenos Aires 8 (1973–2003); традиционные оркестры (orquesta típica) Fernández Fierro (2001), El Arranque (1996). С 1998 г. в Буэнос-Айресе проводится крупнейший фестиваль и мировой чемпионат по танго (Tango Buenos Aires Festival y Mundial). Национальный фестиваль танго с 1965 г. проходит в Ла-Фальде. С 2000-х гг. развивается т. н. электронное танго, родившееся на стыке популярной электронной музыки и традиционного танго. Представители: Gotan Project (1999, базируется в Париже), Bajofondo Tango Club (2002), Tanghetto (2003).
В 1960-х гг. появились исполнители, работающие в европейских стилях популярной музыки: певцы Виолета Ривас (настоящее имя Ана Мария Франсиска Адинольфи, 1937–2018), Лало Франсен (настоящее имя Норберто Омар Францони, род. 1938), Палито Ортега (настоящее имя Рамон Баутиста Ортега, род. 1941), Джонни Тедеско (настоящее имя Альберто Фелипе Сория, род. 1944). В 1980-х гг. обрели популярность группы, играющие хеви-металл: Rata Blanca (1986, одна из самых влиятельных латиноамериканских групп), Hermetica (1987–1994), Almafuerte (1995–2016). Панк-рок представляют: Los Violadores (1981–2019, с перерывами), 2 minutos (1987), Attaque 77 (1987).
Параллельно с 1960-х гг. развивался т. н. национальный рок. Среди первых представителей: Тангито (настоящее имя Хосе Альберто Иглесиас, 1945–1972), группы Los Gatos (1966–2007), Almendra (1967–2009), Manal (1968–1971, позднее группа несколько раз воссоединялась на короткое время). В дальнейшем в этом направлении работали: певцы Морис (настоящее имя Маурисио Бирабент, род. 1942), Паппо (настоящее имя Норберто Анибаль Наполитано, 1950–2005), группы Vox Dei (1967), Abuelos de la Nada (1967), Sui Generis (1969–2001), Seru Girán (1978–1993), Sumo (1981–1988), Soda Stereo (1982–1997), Fabulosos Cadillacs (1985–2018). В 1990-х гг. были популярны группы Divididos (1988), La Renga (1988), Los Piojos (1988–2009), Babasónicos (1991).
Крупные фестивали рок- и поп-музыки: в Буэнос-Айресе – B. A. Rock (1970–2017), Monsters of Rock (Буэнос-Айрес, 1994–2017), Creamfields BA (фестиваль электронной музыки, 2001), Quilmes Rock (2002; проводится в пригороде Буэнос-Айреса), Ciudad Emergente (2008); в Коскине – Cosquín Rock (2001); в Сан-Исидро – Lollapalooza Argentina (2014) и др.
Особую категорию популярной музыки представляет т. н. тропическая музыка (música tropical). В 1940-х гг. в провинции Кордова зародился жанр куартето, объединивший черты испанских и итальянских танцев с креольской музыкой. Будучи изначально жанром низших слоёв населения, куартето постепенно приобрёл широкую популярность. Среди представителей – Родриго Буэно (1973–2000), Мона Хименес (настоящее имя Хуан Карлос Хименес, род. 1951). Также в 1960-х гг. в Аргентине был популярен колумбийский танцевальный жанр кумбия. Коллективы, специализирующиеся на этом жанре: Los Wawancó (1955), Cuarteto Imperial (1961, Мансанарес, Колумбия; в Аргентине с 1964), Los Palmeras (1969).
В Список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО внесены аргентинские жанры танго (2009) и чамаме (2020).