Гобой
Гобо́й (от франц. hautbois – высокое [высоко звучащее] дерево; итал. oboe), духовой язычковый музыкальный инструмент с двойной тростью.
Деревянный корпус конической формы, двухколенный, с небольшим раструбом, общая длина около 60 см. Трость состоит из 2 пластинок особого вида злаков – арундо тростниковидного, навязанных на металлический штифт. Бо́льшая часть игровых отверстий закрыта клапанами. Рабочий диапазон от «си-бемоль» малой до «ля» 3-й октавы, возможно извлечение звуков до «до-диез» 4-й октавы; существуют модели, расширяющие нижнюю границу диапазона до «ля» малой октавы. Нотируется в скрипичном ключе. Входит в оркестровую группу деревянных духовых инструментов.
Появился в середине 17 в. при дворе французского короля в результате усовершенствования шалмея: сужен канал, перераспределены по длине инструмента игровые отверстия, добавлены 2 клапана; в отличие от шалмея, у которого трость помещалась внутри капсулы, гобойная трость управляется непосредственно с помощью амбушюра. Благодаря мягкому тёмному тембру барочный гобой хорошо сливался со звучанием струнных. Его стали использовать и в качестве сольного инструмента.
К 1700 г. гобой распространился в Европе, и в 1-й половине 18 в. его применяли едва ли не все композиторы. И. С. Бах написал около 200 арий с облигатной партией гобоя. Г. Ф. Телеман, А. Вивальди, Т. Альбинони, Г. Ф. Гендель и другие композиторы создали множество сольных концертов и сонат, трио-сонат с участием гобоя.
В 1-й трети 18 в., наряду с уже существовавшими сопрановой и теноровой разновидностями инструмента, в Германии появились гобой д’амур (in A) и гобой да качча (in F), в Италии – vox humana (буквально – голос человеческий; in F). Позднее они были вытеснены английским рожком (in F).
Во 2-й половине 18 в. осуществился переход к т. н. классическому гобою – инструменту с более узкой мензурой и высоким строем. Гобой приобрёл концентрированное звучание и яркий тембр, близкий современному, однако внешне он почти не отличался от барочного гобоя (по-прежнему имел всего 2 клапана). Такие инструменты использовались приблизительно до 2-й трети 19 в. В эпоху классицизма доминирующим жанром в сольной литературе оставался концерт с оркестром (В. А. Моцарт, Концерт D-dur K 314), в камерной – появились квартет для гобоя, скрипки, альта и виолончели (Моцарт, Квартет F-dur K 370), дивертисмент и серенада с участием гобоя (Моцарт, Серенада для духовых B-dur K 361).
В 1-й трети 19 в. появился т. н. романтический гобой с дополнительными клапанами, для которого писали Ф. Мендельсон, Ф. Шуберт, Р. Шуман. В целом интерес к гобою как сольному инструменту в это время упал, что отчасти связано со стремительным развитием кларнета.
С середины 19 в., во многом под влиянием изобретений Т. Бёма, применялись разные системы клапанов. Вершиной экспериментов стала т. н. Systeme 6 («французская консерваторская система»), созданная в середине 1900-х гг. мастером Л. Лоре совместно с преподавателями Парижской консерватории. Гобои этой системы распространены во всём мире, однако в некоторых странах используются инструменты особых моделей (например, венский гобой – только в Вене).
В 20 в. гобой вернул себе репутацию полноценного сольного инструмента, для него писали концерты и камерную музыку К. Сен-Санс, Р. Штраус, Ф. Пуленк, Д. Мийо, Б. Бриттен, Л. Берио, С. С. Прокофьев, Н. А. Рославец, Э. В. Денисов, А. Я. Эшпай, А. Г. Шнитке.
В симфоническом оркестре, как правило, используются 2 гобоя и английский рожок. Другие разновидности современного гобоя: басовый (баритоновый) (in C), гобой д’амур (in A), гобой пикколо (in Es).
Исторические разновидности гобоя возрождаются в рамках аутентичного исполнительства.
Инструменты гобойного типа (с двойной тростью) известны с древности (в их числе авлос) и широко распространены в фольклоре и профессиональной традиционной музыке народов мира.