Терсиан Алисия
Терcиа́н Али́сия (Alicia Terzian) (род. 1.7.1934, Кордова), аргентинский композитор, музыковед и дирижёр армянского происхождения.
Научная и общественная деятельность
Окончила Национальную консерваторию в Буэнос-Айресе (ныне Факультет музыкального искусства имени К. Лопеса Бучардо Университета Буэнос-Айреса) как пианистка (1954) и композитор (1958); среди учителей – аргентинские композиторы: А. Хинастера, Дж. Джиларди, Р. Гарсия Морильо, Ф. Угарте (1884–1975). Затем брала частные уроки по дирижированию у композитора М. Драго (1907–1986) и изучала электронную музыку (в частности, глубокое впечатление на неё произвела «Песнь отроков» К. Штокхаузена, 1956).
В 1962 г. Терсиан под руководством священника Леонсио Даяна (род. 1927) исследовала армянскую духовную музыку в монастыре Сан-Ладзаро-дельи-Армени в Венеции. Результаты были представлены на крупных музыковедческих форумах, в частности на конгрессе Международного музыковедческого общества в Любляне (1967), в Йельском университете (1968).
В 1960-е гг. активно занималась преподаванием. Работала в Муниципальной консерватории и Национальной консерватории (1960) в Буэнос-Айресе, в Высшей школе изящных искусств Национального университета г. Ла-Плата (1967), в Высшем художественном институте при театре «Колон» (1968). В странах Европы, Азии и Америки читала лекции, посвящённые армянской духовной и народной музыке; сочинениям женщин-композиторов; ибероамериканской музыкальной культуре, в том числе аргентинской народной и академической музыке; музыке 20 в.
Одна из проблем, которую решает Терсиан как общественный деятель, – недостаточная представленность сочинений аргентинских композиторов в программах концертных залов и музыкальных театров. В 1958–2010 гг. она регулярно вела радиопрограммы в целях распространения аргентинской музыки. В 1968 г. создала и возглавила «Фонд международных встреч, посвящённых современной музыке» (Fundación Encuentros Internacionales de Música Contemporánea, EIMC) с целью распространения современной музыки в целом и ибероамериканской музыки (в том числе аргентинской) в частности. В 1979 г. основала фестиваль Encuentros, в котором принимают участие известные исполнители и композиторы разных стран, и одноимённую рабочую группу, вошедшую в Международное общество современной музыки.
Занимала руководящие посты в крупных организациях, в том числе работающих под эгидой ЮНЕСКО: в 1985–2005 гг. президент Аргентинского музыкального совета и вице-президент Международного совета женщин, в 1990–1993 гг. вице-президент Международного музыкального совета, в 1990–2004 гг. генеральный секретарь Музыкального совета трёх Америк. В 1985–1989 гг. директор Национального фонда искусств (Fondo Nacional de las Artes).
Принимала участие в работе жюри национальных и международных конкурсов, в том числе Конкурса духовной музыки во Фрибуре (Швейцария, 1995), Международного фестиваля в Ибаге (Колумбия, 1998), Международного фортепианного конкурса современной музыки в Орлеане (Франция, 2002, 2008; 2006 – председатель жюри).
Почётный член Союза композиторов Аргентины (Asociación Argentina de Compositores).
Творчество
Свой творческий путь Терсиан делит на 4 этапа. Первый (1954–1964) отмечен использованием микрохроматики, что стало результатом влияния традиционной армянской музыки. К нему относятся: Скрипичный концерт (1955), симфонические сочинения «Контрастные движения» («Movimientos contrastantes», 1964; позднее переработано в балет «К свету», «Hacia la luz», 1965) и «Атмосферы» («Atmósferas», 1969), «Три мадригала» для женского хора и солистов (1958), циклы для голоса и фортепиано «Три портрета» (1954), «Детские песни» (1956, оба на стихи Ф. Гарсиа Лорки) и «Печаль» (1956, на стихи Дж. Байрона), фортепианная «Токката» (1954) и др.
Второй период (1969–1985), называемый самой Терсиан «космическим» (его начало совпало с высадкой человека на Луну), характеризуется привлечением атональности и сериализма при сохранении интереса к микрохроматике. В эти годы написаны: «Shantiniketan» для флейты, чтеца и мимов (1969), «Carmen criaturalis» для валторны, струнного оркестра и ударных (1970), «Тетрадь образов» для органа («Cuaderno de imágenes», 1975), «Голоса» для меццо-сопрано, инструментального ансамбля и магнитофонной ленты («Voces», 1979), балет «Хуана, королева Кастилии и Арагона» («Juana reina de Castilla y Aragón», 1983) и другие сочинения.
В 1971 г. Терсиан создала синтетическое действо «Musidanza vision». Перед каждой из более 700 художественных работ, представленных на выставке в Музее современного искусства в Буэнос-Айресе, была исполнена специально написанная композиция с участием танцовщицы. Впоследствии композиции легли в основу сочинения «Визуальная симфония в двух частях» («Sinfonia visual en dos movimientos»), исполнение которого предполагает одновременный показ слайдов с экспонатами выставки.
Третий период (1980–2004) – по словам Терсиан, «пространственный» – отличается активным привлечением электронных средств. В числе произведений этого периода: опера «Песня самой себе» («Canto a mí misma», 1986), в которой использовано электронное преобразование оркестрового звучания; «Буэнос-Айрес, ты убьёшь меня» для голоса, фортепиано и магнитофонной плёнки («Buenos Aires me vas a matar», 1990); «Ода Вагану» для фортепиано и магнитофонной плёнки («Oda a Vahan», 1996; в произведении использовано стихотворение армянской поэтессы 8 в. Хосровидухт, посвящённое её погибшему брату Вагану), «Приношение Баху» для органа («Ofrenda a Bach», 2000).
Четвёртый период, который назван композитором «мистическим», открылся в 2004 г. сочинением «Песня для Вагана» для меццо-сопрано и камерного ансамбля («Canto a Vahan», на текст Хосровидухт). В качестве особой задачи Терсиан видит соединение традиционной армянской музыки с музыкой аргентинских индейцев.
Награды
Почётный член Академии изящных искусств Чили и Академии музыки Валенсии (Испания; 2013). В 2013 г. парламент Аргентины отметил Терсиан званием «Выдающийся деятель аргентинской культуры».
Среди многих наград: Орден «Академические пальмы» (1987), Медаль Моцарта (1995) и Медаль Пикассо – Миро (2002), присуждённые ЮНЕСКО.