Матако
Мата́ко (mataco, от кечуанского mataco – один из видов броненосцев или исп. montaraces, буквально – человек буша, ныне считается унизительным; чуруматас, churumatas; коронадос, coronados; матагуайос, mataguayos; уэнайэк, weenhayek; древнее самоназвание – олхамелх, olhamelh, буквально – мы; современное – wichí, в Аргентине – уичи, в Боливии – уикъи, буквально – люди), индейский народ на севере Аргентины.
Живут в основном в междуречье Пилькомайо и Рио-Бермехо. Выделяются группы гуиснай (северо-восточные; северо-запад провинции Формоса и северо-восток провинции Сальта), ноктен, или октенаи (северо-западные; север провинции Сальта), и вехос, или вехвус (юго-западные; северо-восток провинции Сальта, запад провинции Формоса и север провинции Чако). Численность около 50,4 тыс. человек в Аргентине (2010, перепись). Около 5,4 тыс. ноктен живут в предгорьях Анд на юго-востоке Боливии (2012, перепись; департамент Тариха). Говорят на языке матако семьи матакских языков. Письменность на основе латинской графики. Распространён также испанский язык. Большинство – христиане (англикане, пятидесятники) и последователи традиционных и синкретических культов.
До прихода испанцев торговали с кечуа (выменивали шкуры и перья на металлические орудия). Контакты с испанцами существовали с 1628 г., к концу 1930-х гг. матако в основном утратили свои территории. Христианизация проводилась с начала 20 в. Южно-Американской миссией Англиканской церкви. С 1940-х гг. на территорию матако проникали пятидесятники из США. В 1980-х гг. под влиянием тоба складываются синкретические культы.
Традиционная культура матако типична для индейцев области Гран-Чако. Основу традиционного хозяйства составляли собирательство [важнейшее занятие – сбор мёда, стручков альгорробы (род Prosopis семейства бобовых)], рыболовство (при помощи сетей), охота (в том числе коллективная), примитивное подсечно-огневое земледелие. Ныне занимаются земледелием. Сохраняют традиционные ремёсла, в том числе на продажу: гончарное (женщины), плетение из волокон карагуаты (семейство бромелиевых), резьба по дереву (фигурки птиц и др.), изготовление украшений из коры, кожи, костей и зубов животных, изогнутых деревянных и глиняных трубок.
Традиционная одежда – кожаные набедренная повязка и плащ, позднее заимствовали у креолов шерстяное одеяло. Была распространена раскраска лица.
Делились на экзогамные локальные группы (уичи, уикъи), взрослые члены которых (мужчины и женщины) входили в совет. Важную роль играли старики, обладавшие искусством красноречия. Большая семья (новет-хлелей) занимала несколько круглых хижин из травы и ветвей (такие поселения встречаются до сих пор). Счёт родства билатеральный с элементами параллельного наследования (от отца к сыну и от матери к дочери). Традиционный брак уксорилокальный. Кросскузенный брак запрещён. Система родства генерационного типа в поколении говорящего и линейного – в поколении родителей. Сиблинги делятся по относительному возрасту. Существовал обычай кровной мести.
Традиционные ритуалы – инициации девочек, свадебные церемонии, похороны, торжества по случаю созревания плодов альгорробы – в основном исчезли. После смерти человека уничтожали всё его имущество, хижина сжигалась, и группа покидала место, его имя часто становилось табу и исключалось из системы родства. Умершего хоронили с кувшином воды.
Сохраняются шаманизм (с использованием галлюциногена из семян Piptadenia macrocarpa); мифология: мотивы, связанные с солнцем-каннибалом (Ийвала), радугой – гигантской змеёй (Лаво), злым духом Ахаатай, трикстером и демиургом Токуах, мировым потопом и др. Музыкальные инструменты: барабан (пем), трещотка (толанек), бубенцы (чилихтах), свисток (ахвенче лиле), музыкальный лук (илетатах чос волей).
С начала 1970-х гг. северные матако организованы в рыболовецкие артели, работают на лесозаготовках и наёмными сельскохозяйственными рабочими. Некоторые общины матако законодательно получили право на владение своими землями.