Клементи Муцио
Клеме́нти Му́цио, Муцио Филиппо Винченцо Франческо Саверио Клементи (итал. Muzio Filippo Vincenzo Francesco Saverio Clementi) (23.1.1752, Рим – 10.3.1832, Ившем, графство Вустершир, Англия), итальянский и английский пианист, композитор, педагог, предприниматель.
Сын ювелира. Учился в Риме у А. Бурони и Дж. Б. Кордичелли (теория музыки), Дж. Сантарелли (пение), возможно, также у Г. Карпани (контрапункт). В 1766 г. служил органистом в церкви Святого Лаврентия в Дамазо (Рим), с того же года жил в Англии (с 1773 в Лондоне). В 1773 г. вышли из печати его первые фортепианные сонаты (ор. 2). В 1777–1780 гг. работал капельмейстером лондонской Итальянской оперы. Гастролировал в Европе, в 1781 г. в Вене состязался с В. А. Моцартом (который впоследствии неодобрительно отзывался об игре Клементи).
Основатель и глава т. н. лондонской школы пианизма, Клементи был блестящим виртуозом, одним из первых раскрыл новые звуковые возможности фортепиано, широко использовал связную игру (легато) и педализацию (современники называли Клементи «отцом фортепианной музыки»). С юных лет поражал беглостью, свободой и изяществом игры, чёткостью пальцевой техники, захватывающим темпераментом. В 1786 г. Клементи прекратил публичные выступления, занялся педагогической (среди учеников: Ф. Калькбреннер, И. Б. Крамер, И. Мошелес, Дж. Филд), композиторской, а также коммерческой деятельностью (был основателем и совладельцем музыкальных издательств и фабрик музыкальных инструментов, усовершенствовал фортепианную механику). В начале 19 в. подолгу работал в других странах (в том числе в России в 1802–1803, 1806). С 1810 г. вновь в Англии, изредка выезжал за пределы страны, дирижируя собственными симфоническими произведениями. Один из основателей и дирижёр (1813–1824) Филармонического общества в Лондоне.
Клементи-композитор, опираясь на достижения итальянской школы (Д. Скарлатти, П. Парадизи), И. К. Баха и К. Ф. Э. Баха, способствовал утверждению классической сонаты. Большинство из 58 его фортепианных сонат состоят из 3 частей (с развёрнутым финалом, преимущественно в форме рондо), отличаются богатством мелодико-тематического материала, разнообразием и новизной фортепианной фактуры, интересными тембровыми и динамическими находками. Фортепианное творчество Клементи оказало влияние на современников (Й. Гайдна, Л. ван Бетховена). Клементи принадлежат также многочисленные фортепианные пьесы других жанров – вальсы, сонатины, этюды, а также «Музыкальные характеристики» (сборник прелюдий и каденций в стиле Гайдна, Моцарта, Л. Кожелуха и др.). В педагогическом репертуаре поныне сохранились сонатины (ор. 36, 38) и сборник этюдов «Ступень к Парнасу» («Gradus ad Parnassum», vol. 1–3, 1817–1826). Среди других сочинений: симфонии (сохранились 4), увертюры; концерт для фортепиано с оркестром; сонаты для фортепиано в сопровождении скрипки, виолончели или флейты (всего 46), обработки песен разных народов. Свой исполнительский и педагогический опыт Клементи обобщил в труде «Руководство по игре на фортепиано» («Méthode pour le piano-forte…», 1801). Как издатель первым в Великобритании опубликовал ряд произведений Бетховена.