Эрже
Эрже́ (псевдоним, франц. Hergé; настоящие имя и фамилия Жорж Проспер Реми, Georges Prosper Remi) (22.5.1907, Эттербек – 3.3.1983, Волюв-Сен-Ламбер), бельгийский писатель и художник комиксов (франц. bande dessinée – рисованная лента). Родился в городской коммуне Эттербек, отец был работником кондитерской фабрики, а мать – домохозяйкой (Assouline. 2009. P. 3). Эрже с детства любил рисовать. Первым, кто разглядел талант художника и предложил напечатать рисунки в информационном бюллетене Jamais Assez, был Р. Веверберг – начальник скаутского отряда, участником которого был Эрже.
Творческий псевдоним Жорж впервые использовал в 1924 г. Так он подписывал свои работы – комиксы и иллюстрации – в бюллетене Le Boy-Scout belge. Псевдоним создан на основе инициалов художника RG, «эр же».
В 1925 г. Эрже устроился на работу в газету Le Vingtième Siècle. Сначала работал в отделе подписки, затем, после службы в армии, – фотографом-репортёром и иллюстратором. В 1928 г. газета стала выпускать приложение для юной аудитории, Le Petit Vingtième, в котором Эрже стал графическим дизайнером (Assouline. 2009. P. 11–16).
В рамках приложения в 1929 г. вышли два первых выпуска комикса о журналисте Тинтине – «Тинтин в стране Советов», а в 1930 г. был опубликован альбом про страну Советов. Прототипом Тинтина является Тотор, герой серии «Приключения Тотора», которая была первым комиксным стрипом и выходила в журнале «Бельгийский бойскаут» (Assouline. 2009. P. 19–20).
Серия о приключениях Тинтина стала самой популярной работой Эрже. В комиксе рассказывается о приключениях Тинтина – молодого бельгийского репортёра. В каждом путешествии Тинтина сопровождает его белая собака Милу. За годы выпуска комикса Тинтин смог побывать в разных странах и частях света – в Советском Союзе, Америке, Конго, Тибете, Африке и др. В каждой стране он попадал в различные авантюры и знакомился с новыми персонажами.
Сегодня комиксы этой серии переведены более чем на 110 языков, в том числе и на русский (Эрже. 2015–2016). Однако Эрже также стал автором множества других комиксов. Например, он создал серии «Злоключения Джеффа Дебаккера», «Пэппи на Диком Западе», «Квик и Флюпке, мальчишки из Брюсселя» (1930–1941) и др.
Политические взгляды
В молодости Эрже придерживался правых политических взглядов, а позднее – крайне правых. Его комиксы часто содержали политические и социальные комментарии.
Например, в комиксе «Рейс 714 в Сидней» Эрже обличает лицемерие современного общества: герой произведения, Ласло Каррейдас, – богатый коллекционер предметов современного искусства, но он не понимает их истинную художественную ценность. Однажды он даже купил дорогой арт-объект только для того, чтобы он не достался сопернику (History and politics ... 2008. P. 39).
Во время оккупации Бельгии нацистами Эрже сотрудничал с изданиями, подконтрольными нацистам, – например, с газетой Le Soir (History and politics ... 2008. P. 27–28). Кроме того, его работы обвиняли в антисемитизме и расизме. Так, культуролог Х. Фрей указывал на расистские импликации и антисемитские мотивы в комиксе «Таинственная звезда» («L’étoile mystérieuse»). В нём Тинтин наделён положительными качествами, в то время как антагонист, еврей Блюменштейн, изображен как злой персонаж, коварный заговорщик (History and Politics in French-Language Comics… 2008. P. 28–31). В свою очередь, «Тинтин в Конго» («Tintin Au Congo») из-за колониальной оптики был раскритикован британской Комиссией по расовому равенству и даже перемещён из детского отдела во взрослый в книжных магазинах Borders Великобритании и США (History and Politics in French-Language Comics… 2008. P. 4–5).
В 1944 г. Эрже несколько раз арестовывали за коллаборационизм. В течение двух лет после ареста он не мог вернуться к работе, но в 1946 г. обвинения были сняты и Эрже снова стал создавать комиксы (Assouline. 2009. P. 105).
Стиль и наследие
На формирование стиля Эрже повлияло немое кино, в частности фильмы с Бастером Китоном, Чарли Чаплином и Гарри Лэнгдоном. Эрже заимствовал у этих комиков пластику их персонажей, их юмор и иронию, что позволило ему внедрить в свои работы визуальные гэги (комедийные приёмы, основанные на нелепом) (Assouline. 2009. P. 7).
Эрже – автор техники «чистой линии». Она характеризуется чёткими, жирными линиями, просто нарисованными, нереалистичными героями, яркими и контрастными цветами, отсутствием объёма у фигур (Assouline. 2009. P. 22). Во многом эта техника отразилась в направлении поп-арта. Например, художник Энди Уорхол говорил, что Эрже оказал на него такое же сильное влияние, как и Уолт Дисней (Assouline. 2009. P. 218), и в 1977 г. даже писал портрет своего «вдохновителя».
С 1947 г. на основе комиксов о Тинтине стали производить анимационные фильмы и сериалы. В 1961 г. вышел первый художественный фильм о Тинтине – «Тинтин и загадка золотого руна» («Tintin et le mystère de la Toison d'Or»), а в 1964 г. второй – «Тинтин и голубые апельсины» («Tintin et les oranges bleues»).
История Тинтина отразилась в современной популярной культуре: в 2011 г. режиссёр Стивен Спилберг выпустил экранизацию комиксов о Тинтине – «Приключения Тинтина: Тайна единорога» («The Adventures of Tintin», 2011). В её основу легли несколько комиксов серии – «Тайна единорога», «Краб с золотыми клешнями» и «Сокровища Красного Ракхама».
История Тинтина также неоднократно адаптировалась для театральных постановок и видеоигр. Про Эрже и Тинтина сняты документальные фильмы: «Я, Тинтин» («Moi, Tintin», 1976), с участием самого Эрже, «Тинтин и я» («Tintin et moi», 2003), «В Квебеке с Тинтином» («Au Québec avec Tintin», 2014) и «Эрже, в тени Тинтина» («Hergé à l'ombre de Tintin», 2016).
Кроме того, Эрже является автором спектаклей, например пьес «Тайна голубого алмаза» («Le Mystère du diamant bleu», 1941) и «Исчезновение мистера Буллока» («Monsieur Boullock a disparu», 1941).
На некоторые произведения Эрже оказали влияние соавторы. Например, на создание комикса «Тинтин на Дальнем Востоке», или «Голубой лотос» («Le Lotus bleu»), сильно повлиял приятель Эрже, скульптор Чжан Чунжэнь. Они познакомились в Брюсселе, Чжан Чунжэнь много рассказывал другу о культуре и истории Китая и помогал с надписями на китайском языке. Рассказы о Китае легли в основу комикса, и Эрже даже ввёл персонаж Чанг Чонг-Чен, прототипом которого стал Чжан Чунжэн.
В 1940-х Эрже сотрудничал с оперным певцом Эдгаром Пьером Жакобом, который позднее станет автором комиксов, художником и писателем. Как пишет журналист Пол Граветт, помогая с фонами, окрашиванием и техникой рисования комиксов, Жакоб сильно увеличил качество изображения и изменил графику Эрже, в том числе привил автору повышенное внимание к деталям, что сделало его рисунки более реалистичными.
Открыт музей Эрже в Лувен-ла-Нёв близ Брюсселя (с 2009, здание по проекту К. де Портзампарка, выставочный дизайн – Й. Сварте). Постоянная экспозиция открыта в замке Шеверни близ Блуа, в долине Луары (замок выведён Эрже в комиксах о Тинтине под названием Муленсар как имение одного из главных персонажей – капитана Хаддока).