Веб-сериал
Веб-сериа́л (интернет-сериал, онлайн-сериал; англ. web series, Internet series, online tv series), формат многосерийного игрового или анимационного произведения, изначально предназначенного для публикации в Интернете, скачивания из cети или онлайн-просмотра на стриминговых платформах.
Характеристики и особенности формата
Так же как и классический телевизионный сериал, веб-сериал может быть «горизонтальным» (т. е. раскрывать единый сюжет), «вертикальным» (т. е. соединяться только посредством общих героев или сеттинга) или антологией (представлять собой набор самостоятельных произведений). В то же время веб-сериал не имеет строгих ограничений по продолжительности и количеству эпизодов, а также группировки их по сезонам, каким подчинены сериалы телевизионной эпохи. Кроме того, для веб-сериала характерна бóльшая свобода в изменении или нарушении жанровых и форматных конвенций. Например, отсутствие обязательной разбивки серий на части под рекламные блоки позволяет отказаться от деления эпизодов на соответствующее число актов (Прохоров. 2019. С. 400). Как следствие, веб-сериалы зачастую оказываются структурно ближе к циклам, существовавшим в дотелевизионную эпоху, нежели к традиционным телесериалам.
Культура веб-сериалов сформировала особый способ их потребления: в условиях доступности всех эпизодов стал возможен бинджвотчинг сериала, способствующий его превращению в «длинное кино». Это позволило создателям отказаться от клиффхэнгеров, которые были необходимы ранее, чтобы искусственно подогревать интерес аудитории к проекту и гарантировать его продление на новый сезон (Кушнарёва. 2013). Другим следствием стала атомизация медиапотребления: если пользователи эфирного и кабельного телевидения потребляют сериалы, которые идут в эфире, то возможности пользователей стриминговых сервисов значительно расширились (Hughes. 2019).
Веб-сериалы могут быть интерактивными. Так, вышедший в 2018 г. на платформе Netflix эпизод сериала «Чёрное зеркало» – «Чёрное зеркало. Бандерснэтч» («Black Mirror. Bandersnatch»), предлагает активное участие зрителя в определении развития сюжета и, соответственно, концовки.
Отсутствие строгих жанровых ограничений, свобода экспериментирования и сравнительно низкий технический и финансовый порог вхождения позволяют создавать веб-сериалы силами команды энтузиастов без крупных бюджетов [примером такого проекта служит мини-сериал американского стендап-комика Л. Си Кея «Хорас и Пит» («Horace and Pete», 2016), снятый автором на собственные средства]. В случае успеха такой независимый веб-сериал может быть выкуплен стриминговой платформой или телевизионным каналом. Другой способ создания предполагает финансирование со стороны компании-спонсора (в таком случае веб-сериал оказывается одним из видов рекламы и служит инструментом продакт-плейсмента) или крупных стриминговых сервисов, конкурирующих с широковещательным и кабельным телевидением (Прохоров. 2019. С. 398). Нередко бюджеты веб-сериалов, создаваемых за счёт онлайн-платформ, оказываются большими даже по меркам телевидения. Так, 4-й сезон сериала Netflix «Очень странные дела» обошёлся создателям в 30 млн долл. за эпизод (Lealos. 2023), а состоящий из 8 серий 1-й сезон сериала «Властелин колец: Кольца власти» («The Lord of the Rings: The Rings of Power», с 2022) стоил стримингу Amazon Prime Video 715 млн долл. (Bell. 2023).
История формата
Низкая пропускная способность раннего интернет-соединения привела к возникновению гибридных аудиовизуальных онлайн-форматов. Так, в 1995 г. американским продюсером С. Закариным создан первый веб-сериал – «Место» («The Spot»), отдельные выпуски которого, регулярно выходившие на собственном веб-сайте Закарина, включали в себя фотографии, текст и видеофрагменты, в которых развивался единый сюжет, сходный с сюжетом мыльных опер. Проект закрылся в 1997 г.
Большой вклад в развитие многосерийных произведений в Интернете внесло появление технологии Flash-анимации, разработанной компанией Adobe. Благодаря использованию векторной графики, файлы Flash-видеороликов имели небольшой размер при сохранении высокой чёткости рисованного изображения, что облегчало их публикацию и обмен ими в Интернете. В 1997 г. запущен другой знаковый ранний веб-сериал – анимированная научно-фантастическая комедия «Уирлгерл» («WhirlGirl»), рассказывавшая о борьбе заглавной супергероини против злой медиаимперии в отдалённом будущем. Вначале для экономии интернет-трафика создатели, по существу, рисовали комикс в формате GIF, сопровождая его звуковыми эффектами. В 1998 г. они перешли к созданию полноценных 5-минутных эпизодов при помощи технологии Flash, и «Уирлгерл» стала первым анимированным веб-сериалом. В 1999 г. права на показ сериала приобрёл телеканал Showtime.
На рубеже 1990–2000-х гг. стали появляться и другие веб-сериалы, выполненные в технике Flash-анимации. Так, в 2000 г. была выпущена чёрная комедия «Happy Tree Friends» (2000–2016); в июне – декабре 2003 г. выходил веб-сериал «Грязный Гарри» («Gary the Rat»). Собственные мультипликационные проекты [веб-аниме, или ONA (от англ. original network animation – оригинальная сетевая анимация)] запускали японские анимационные студии, в частности, 26-серийную научно-фантастическую драму «Бесконечное путешествие корабля Ривиас» (無限のリヴァイアス, 1999–2000) и 24-серийную фэнтезийную комедию «Волшебная игра» (魔法遊戯 飛び出す!! ハナマル大冒険, 2001–2002).
С распространением широкополосного Интернета и появлением видеохостингов в середине 2000-х гг. производство веб-сериалов приобрело массовый характер. Одним из наиболее успешных ранних игровых веб-сериалов стал научно-фантастический экшен «Красные против синих» («Red vs Blue», с 2003). Среди других популярных веб-сериалов этого периода – триллер «lonelygirl15» (2006–2008), драма «У Сэма 7 друзей» («Sam Has 7 Friends», 2006), комедия «KateModern» (2007–2008), драма «Королева выпускного» («Prom Queen», 2007–2012).
В 2010-е гг. развитие стриминговых сервисов, таких как Netflix, Hulu и Amazon Prime Video, привело к новой волне создания веб-сериалов, теперь уже намного более высокобюджетных и сравнимых с развившимся в 2000-е гг. качественным телевидением. Первым «качественным» веб-сериалом, сделанным изначально для потокового сервиса, стала политическая драма «Карточный домик». Новый формат дал производителям сериалов больше свободы в том, что касается продолжительности и количества эпизодов, а также спектра поднимаемых тем. К числу наиболее заметных веб-сериалов можно отнести приключенческий триллер «Игра в кальмара» («Squid Game», с 2021), «Очень странные дела», антиутопическую драму «Рассказ служанки», фантастический экшен «Мандалорец».
Веб-сериалы в России
Формат веб-сериала оказался востребован и в России и во многом воспроизводит зарубежные модели производства и дистрибуции. В 2018 г. российская стриминговая платформа Start выпустила киберпанк-триллер «Лучше, чем люди» (2018–2019), который был выкуплен для показа Netflix, а в 2019 г. – эротический триллер «Содержанки» (с 2019), приобретённый Amazon Prime Video. Производством своих веб-сериалов занимаются и другие платформы, в частности more.tv [«Трудные подростки» (2019–2024), «Чики» (2020), «Псих» (2020)], Wink [«Балет» (2023)], «Кинопоиск HD» [«Водоворот» (2020), «Последний министр» (2020–2021), «Топи» (2021)].
Одновременно продолжают выходить веб-сериалы, ориентированные на размещение на бесплатных видеохостингах. Так, популярность в Рунете обрели запущенная в 2020 г. проектом birchpunk короткометражная научно-фантастическая комедия «Кибердеревня» (в 2023 создатели запустили на платформе «Кинопоиск» одноимённый сериал) и комедия «Внутри Лапенко» (2019–2023).