Тэдзука Осаму
Тэ́дзука Оса́му (手塚治虫, 3.11.1928, Тоёнака – 9.2.1989, Токио), японский автор манги и мультипликатор. За свой вклад в развитие и популяризацию послевоенной манги удостоился прозвища Бог манги (マンガの神様, манга-но камисама). Получил медицинское образование, но по профессии не работал. Заложил основы визуального стиля манги, работая практически во всех её жанрах (создал около 500 произведений). Создатель первого телевизионного аниме «Могучий Атом» (鉄腕アトム, «Тэцуван атому»).
Тэдзука Осаму родился в небольшом г. Тоёнака близ Осаки. Детство и юность провёл в г. Такарадзука. Тэдзука Осаму был старшим ребёнком в семье и рос вместе с младшим братом Хироси и младшей сестрой Минако. Его семья принадлежала к местной интеллигенции: среди родственников были известные врачи, адвокаты и офицеры.
Родители Тэдзуки Осаму были поклонниками кинематографа и даже купили домашний кинопроектор французского производства «Пате-беби» (франц. Pathé Baby) для плёнки 9,5 мм (McCarthy. 2009. P. 15). Благодаря этому приобретению, а также походам в местный кинотеатр, юный Тэдзука Осаму смог приобщиться к шедеврам мировой мультипликации, в особенности к работам У. Диснея и братьев Флейшер, а также советских режиссёров. Помимо экранных искусств Тэдзука Осаму любил литературу, особенно его вдохновляло творчество русских писателей Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского: «"Война и мир", "Преступление и наказание" были особенно полезны для меня как учебники по рассказыванию историй; последнее произведение, в частности, научило меня искусству драматургии и помогало в других аспектах несчётное количество раз» (Schodt. 2007. P. 25).
Окружённый природой провинциального г. Такарадзука, Тэдзука Осаму с детства любил делать зарисовки с натуры, увлекался коллекционированием бабочек и жуков, отчего впоследствии добавил к своему имени 2-ю часть – Осаму (治) иероглиф «насекомое» (虫, муси) и подписывался как Осамуси [治虫; созвучно со словом «жужелица» (筬虫) в японском языке]. Образы насекомых встречаются во многих работах Тэдзуки Осаму, например в манге «Книга людей-насекомых» (人間昆虫記, «Нингэн контюки», 1970–1971). К тому же символика насекомого была заимствована им для названия своей первой анимационной студии Mushi Production (Муси Продакшн, 虫プロダクション).
Карьеру в качестве автора манги Тэдзука Осаму начал в газете «Сёкокумин симбун» (少國民新聞) в 1946 г., рисуя на её страницах четырёхкадровую мангу под названием «Дневник малыша Ма» (マアチャンの日記帳, «Ма-тян-но никкитё»), рассказывающую о проделках двух мальчишек в послевоенной Японии. Для того чтобы устроиться на работу, Тэдзуке Осаму пришлось добавить себе лишних два года, указав датой своего рождения 1926 г., поскольку он опасался, что издатели не захотят иметь дело с 17-летним юношей. В связи с этим случаем датой рождения Тэдзуки Осаму порой ошибочно указывают 1926 г. (Clements. 2006. P. 651).
Следующая его работа – манга «Новый остров сокровищ» (新宝島, «Син такарадзима», 1947) – стала прорывом в искусстве манги и привела к появлению повествовательной манги. Повествовательная манга (ストーリーマンガ, стори-манга или 物語マンガ, моногатари-манга) – одна из трёх разновидностей манги в Японии наряду с четырёхкадровой мангой (4コマ漫画, ёнкома манга) и однокадровой мангой (一コマ漫画, хитокома манга). Характерной особенностью повествовательной манги являются длинные многостраничные истории с драматическим сюжетом. Манга «Новый остров сокровищ» была создана Тэдзукой Осаму по сценарию Сакаи Ситимы, она насчитывала около 200 страниц и отсылала к классическому произведению Р. Л. Стивенсона «Остров сокровищ» («Treasure Island», 1883).
Манга «Новый остров сокровищ» опубликована в формате акахон (赤本, «книга в красной обложке») – недорогих детских книжек комиксов, где на странице располагалось по три кадра. Этот формат был особенно распространён у издателей префектуры Осака, откуда был родом Тэдзука Осаму. В формате акахон у Тэдзуки Осаму также вышла манга «Затерянный мир» [前世紀星(ロスト・ワールド), «Lost world – Дзэнсэйкисэй», 1948], «Метрополис» (メトロポリス, 1949), «Мир будущего» (来るべき世界, «Китарубэки сэкай», 1951) и др.
Традиция акахон уходит своими корнями в эпоху Эдо (1603–1868). Так назывались книжки с красным ярлыком на обложке, в которых печатались сказки для детей (Катасонова. 2012. С. 43). В эпоху Мэйдзи (1868–1912) в формате акахон публиковали приключенческие рассказы для подростков, а в 1930-х гг. – мангу для детей. После 1955 г. акахон прекратили своё существование. Манга «Новый остров сокровищ» разошлась в Японии невиданным по меркам того времени тиражом в 400 тыс. экз. (Катасонова. 2012. С. 76).
Несмотря на успех произведения «Новый остров сокровищ», профессия автора манги (マンガ家, мангака) в то время не была престижной и высокооплачиваемой. Поэтому по совету своей семьи Тэдзука Осаму сначала окончил медицинский колледж Университета Осаки в 1951 г., а в 1961 г. получил степень доктора медицинских наук в Медицинском университете Нара (McСarthy. 2009. P. 148). После вручения диплома он окончательно отошёл от медицины и всецело посвятил себя манге и аниме.
Ещё во время учёбы на медицинском факультете Тэдзука Осаму параллельно рисовал мангу для нескольких токийских журналов. Испытывая трудности удалённой работы, в 1952 г. он переехал в Токио в квартал Йоцуя района Синдзюку. Через год Тэдзука Осаму переехал в доходный дом Токива-со (トキワ荘) в районе Тосима. Его соседями в Токива-со стали молодые художники, которые подражали его стилю и впоследствии стали не менее известными авторами манги. В число его учеников входили Исиномори Сётаро (25.1.1938–28.1.1998), Абико Мотоо [10.3.1934–6.4.2023 (по другим данным, 7.4.2023)] и Фудзимото Хироси (1.12.1933–23.9.1996), Акацука Фудзио (14.9.1935–2.8.2008), Мидзуно Хидэко (род. 29.10.1939) и др. 7 июля 2020 г. открылся Музей Токива-со, воспроизводящий ранее снесённое жилое здание, в котором жили мастера манги.
Тэдзука Осаму стал привлекать соседей по дому к работе над мангой, в результате это привело к формированию системы, при которой основному автору проекта помогают несколько ассистентов, что стало важной составляющей индустрии манги. Тэдзука Осаму разработал для ассистентов специальные инструкции и визуальные схемы, которые помогали доделывать работу за него (McСarthy. 2009. P. 100). Это позволило Тэдзуке Осаму трудиться сразу над несколькими проектами.
Ещё одним новшеством Тэдзуки Осаму стала «система знаменитостей» (スター・システム, от англ. Star system), когда с персонажами своей манги он обращался как с реальными актёрами. Такое представление было навеяно кинематографом. Суть «системы знаменитостей» заключалась в том, что персонажи не имели привязки к одному конкретному произведению, а могли переходить из одной манги в другую. Для исполнения различных ролей они нередко меняли свои сценические костюмы и брали новые имена. Тэдзуке Осаму также нравился трюк с переходом второстепенных персонажей на роль главных действующих лиц, в чём отражалась идея карьерного роста. Например, мальчик Сикисима Кэнъити появляется как в самых ранних, так и в более поздних произведениях Тэдзуки Осаму: «Новый остров сокровищ», «Метрополис», «Затерянный мир», «Император джунглей», «Могучий Атом», «Чёрный Джек», «Радужный попугай» и др.
В 1950-х гг. Тэдзука Осаму начал работать над такими известными сериями манги, как «Император джунглей» (ジャングル大帝, «Дзянгуру тайтэй», 1950–1954, 3 тома), «Могучий Атом» (鉄腕アトム, «Тэцуван атому», 1952–1968, 23 тома), «Принцесса-рыцарь» (リボンの騎士, «Рибон-но киси», 1953–1956, 3 тома). Манга «Принцесса-рыцарь» стала его первой работой в жанре манги для девочек (少女, сёдзё), она положила начало женским андрогинным персонажам и была навеяна представлениями местного театра Такарадзука (宝塚歌劇団, Такарадзука кагэкидан), где все роли, как мужские, так и женские, исполняют молодые актрисы.
В это же время у Тэдзуки Осаму вышла манга «Преступление и наказание» (罪と罰, «Цуми то бацу», 1953) по роману Ф. М. Достоевского. В студенческие годы Тэдзука Осаму принимал участие в постановке любительского театра по роману «Преступление и наказание», в которой исполнил роль красильщика Митрея (McСarthy. 2009. P. 28).
В 1960-х гг. Тэдзука Осаму продолжает публиковать мангу. Одним из знаковых произведений, начатых в этот период, становится манга «Жар-птица» (火の鳥, «Хи-но тори», 1954–1988, 12 томов). Она частично навеяна советским мультфильмом «Конёк-Горбунок» (1947), в котором встречается эпизод с пером жар-птицы. Каждый том манги «Жар-птица» – отдельная история, помещённая в ту или иную историческую эпоху. Манга посвящена поискам бессмертия, поскольку жар-птица (или феникс) символизирует идею перерождения души после смерти. Персонажи манги тоже перерождаются из истории в историю в соответствии с законом кармы – наказание или награда за совершённые поступки в прошлом.
Тэдзука Осаму начинал как автор детской манги, но со временем в его творчестве появились произведения для молодёжи и даже эротика для взрослых. Он первым стал развивать такие темы в манге, как научная фантастика, фэнтези и хоррор. Распространение жанра манги гэкига (劇画, драматические картинки) подвигло Тэдзуку Осаму на создание более серьёзных и реалистичных произведений. Переход от произведений для детей к произведениям для старшей аудитории начался у Тэдзуки Осаму с манги «Дороро» (どろろ, 1967–1968). В 1966 г. он также запустил выпуск собственного журнала манги COM, на страницах которого печаталась экспериментальная манга. К жанру гэкига и молодёжной манге сэйнэн (青年) относят такие произведения Тэдзуки Осаму, как «Оды Кирихито» (きりひと讃歌, «Кирихито санка», 1970–1971), «Аяко» (奇子, 1972–1973), «MW» (ムウ, «Муу», 1976–1978), «Адольф» (アドルフに告ぐ, «Адоруфу ни цугу», 1983–1985) и др.
После недолгого сотрудничества с анимационной студией «Тоэй» Тэдзука Осаму воплотил свою давнюю мечту и основал собственную киностудию Tezuka Osamu Production в 1961 г., в 1962 г. была переименована в Mushi Production. Его первой работой в этом направлении стал экспериментальный мультфильм «История одной улицы» (ある街角の物語, «Ару матикадо-но моногатари», 1962), удостоенный многих наград. После этого Тэдзука Осаму приступил к созданию первого в истории Японии аниме-сериала «Могучий Атом», который вышел на японские телеэкраны в 1963 г. и стал эталоном японского аниме. Вскоре сериал «Могучий Атом» был дублирован на английский язык и транслировался в зарубежных странах.
Тэдзука Осаму применял разные стили анимации, но особенно его интересовал метод лимитированной анимации, который он успешно внедрил в процесс создания телевизионного аниме, чтобы удешевить и ускорить его производство. Он также был создателем первого цветного аниме «Император джунглей» (ジャングル大帝, «Дзянгуру тайтэй», 1965–1966, 52 эпизода).
Со временем дела студии Mushi Production ухудшились. Вместе с режиссёром Ямамото Эйити Тэдзука Осаму инициирует съёмки анимационных лент «Тысяча и одна ночь» (千夜一夜物語, «Сэнъя ития моногатари», 1969), «Клеопатра» (クレオパトラ, 1970) и «Печальная Белладонна» (哀しみのベラドンナ, «Канасими-но Бэрадонна», 1973). Эти анимационные фильмы представляли собой эротическую трилогию «Анимерама» (ア ニ メ ラ マ), которая стала последней неудачной попыткой поправить финансовые дела студии. В 1973 г. студия окончательно обанкротилась (Manga impact ... 2010. P. 170). Ещё до банкротства Mushi Production Тэдзука Осаму основал в 1968 г. компанию Tezuka Productions (手塚プロダクション), занимающуюся выпуском манги. В 1970-х гг. к компании Tezuka Productions перешли функции по производству аниме.
После творческого кризиса Тэдзука Осаму приступил к созданию манги «Чёрный Джек» (ブラック・ジャック, «Буракку Дзякку», 1973–1983, 17 томов), ставшей хитом. В этой манге, рассказывающей о гениальном хирурге, работающем без медицинской лицензии, Тэдзука Осаму красочно обыграл свои знания, полученные во время учёбы на медицинском факультете.
В 1980-е гг. Тэдзука Осаму продолжал работать над популярными сериями манги и увлёкся экспериментальной анимацией. Он отошёл от коммерческой анимации и создал короткометражки «Прыжок» (ジャンピング, «Дзямпингу», 1984, 6 мин), «Прерванное кино» (おんぼろフィルム, «Омборо фируму», 1985, 6 мин) и «Лесная легенда» (森の伝説, «Мори-но дэнсэцу», 1987, 29 мин). Последний мультфильм представляет собой очаровательную сказку в духе У. Диснея, навеянную Симфонией № 4 П. И. Чайковского.
Тэдзука Осаму скончался в возрасте 60 лет от рака желудка. Тэдзука Осаму стал первым автором манги, в честь которого в Национальном музее современного искусства в Токио была организована масштабная выставка в 1990 г. (Manga Impact ... 2010. P. 231). В 1994 г. в родном городе Тэдзуки Осаму – Такарадзука был основан музей в его честь (手塚治虫記念館, Тэдзука Осаму кинэнкан).