Опера М. И. Глинки «Жизнь за царя» на коронационных торжествах 1896 г. в Москве
Опера М. И. Глинки «Жизнь за царя» на коронационных торжествах 1896 г. в Москве. 17(29) мая 1896 г. в рамках торжеств по случаю коронации Николая II в Большом театре были представлены фрагменты оперы «Жизнь за царя» М. И. Глинки (1-е действие и Эпилог) в постановке 1892 г., приуроченной к 50-летию со дня первой постановки оперы на сцене Большого театра. В спектакле участвовали дирижёр И. К. Альтани, режиссёр А. И. Барцал. Спектакль предварялся троекратным исполнением гимна «Боже, Царя храни!» (с оркестром и хором театра), зазвучавшим при появлении в ложе императора и императрицы.
К спектаклю специально сделаны новые декорации: «Площадь в селе Домнино» (художник А. Ф. Гельцер) и «Красная площадь в Москве» (художник К. Ф. Вальц), а также новые костюмы (по рисункам художника Е. П. Пономарёва, выполнены Т. А. Вороненко). Основные партии исполнили солисты Большого театра: С. Е. Трезвинский (Иван Сусанин), А. М. Маркова (Антонида), Л. Д. Донской (Богдан Собинин), П. А. Кошиц (Запевало).
Между 1-й и 2-й картинами была устроена т. н. чистая перемена (перемена декораций за максимально короткий промежуток времени).
Во время Эпилога на сцене находились 783 человека. Вместе с хором Императорской Московской оперы (123 человека) и вольнонаёмным хором (140 человек) участвовало 5 солистов Императорской Санкт-Петербургской оперы, в том числе солисты Его Императорского Величества М. И. Фигнер и Н. Н. Фигнер, солисты оперной труппы Большого театра в полном составе (42 человека, в том числе М. А. Дейша-Сионицкая и Е. И. Збруева), Придворный музыкантский роговой хор под руководством К. К. Штакельберга (48 человек, размещался в театральных костюмах на сцене у левой второй кулисы), артисты Императорской московской драматической (102 человека) и балетной (74 человека) трупп, статисты (212 человек), учащиеся Московского императорского театрального училища (ныне Московская государственная академия хореографии и Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина; 37 человек). Через декорацию, изображающую Спасские ворота, проезжали всадники на лошадях.
О роговом оркестре писали: «Громадные медные рога, сделанные ещё при Императрице Екатерине… невольно обращали на себя внимание своими размерами. Некоторые из них имели, на глазомер, до сажени в длину; густой металлический звук этих рогов царил над оркестром и красиво вёл мотив знаменитого "Славься"» (Коронационные торжества. Москва, 1896. С. 118).
По окончании спектакля вновь трижды исполнен гимн «Боже, Царя храни!».
После антракта состоялась премьера дивертисментного балета «Прелестная жемчужина» Р. Дриго (с участием трупп Большого и Мариинского театров; дирижёр – автор, балетмейстер М. И. Петипа). Балет оформляли художники П. Б. Ламбин, К. Ф. Вальц по эскизам М. И. Бочарова. Костюмы изготовили Д. Каффи и Е. М. Офицерова. В исполнении балета участвовали оркестр Сумского драгунского полка под управлением А. К. Марквардта и хор Большого театра. В число музыкантов сводного оркестра входил солист Его Императорского Величества Л. С. Ауэр.
По окончании балета гимн был исполнен снова, и императорская чета покинула театр.