Искусство

История искусства

Россия. Искусство и культура. Искусство. 19 – начало 20 вв.
Россия. Искусство и культура. Искусство. 19 – начало 20 вв.
Иску́сство Росси́и 19 – нача́ла 20 вв., период развития искусства России. В искусстве России начала 19 в. параллельно с классицизмом, утвердившимся ещё в 3-й четверти 18 в., развивалось искусство романтизма. К середине столетия они оказались вытеснены реализмом с ярко выраженной критической направленностью. В 1870–1890-х гг. в России возникли первые центры модернистского искусства, важнейшими направлениями которого явились импрессионизм и символизм. В начале 20 в., в период между двух революций, на художественную сцену выдвинулся авангард, порой опережавший развитие западного искусства. В свою очередь, архитектура прошла путь от ампира, отразившего патриотический подъём общества после победы в Отечественной войне 1812 г., и историзма (русско-византийский стиль, русский стиль и др.) до формирования стиля модерн.
Делфтская школа
Делфтская школа
Де́лфтская шко́ла, группа голландских живописцев, работавших в период около 1650 – начала 1670-х гг. в г. Делфт. К наиболее крупным мастерам этой школы относят Я. Вермеера, П. де Хоха, К. Фабрициуса, Г. Хаукгеста, П. Поттера и Э. де Витте. Характерные черты живописи делфтской школы – особое внимание к передаче световоздушной среды, повышенный интерес к оптике и перспективе при построении композиций, преобладание сюжетов, связанных с повседневной, «реальной» жизнью, большое разнообразие жанров.
Готика
Готика
Го́тика, готический стиль (франц. gothique, итал. gotico, от лат. gothicus – присущий варварскому племени готов), художественный стиль 12–15/16 вв. Заключительный этап в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы. Ведущим архитектурным типом стал городской собор: каркасная система готической архитектуры (стрельчатые арки опираются на столбы; боковой распор крестовых сводов, выложенных на нервюрах, передается аркбутанами на контрфорсы) позволила создавать небывалые по высоте и обширности церковные интерьеры, прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами. Устремление храма ввысь выражено гигантскими ажурными башнями, стрельчатыми окнами и порталами, изогнутыми статуями, сложным орнаментом. Развивалась гражданская архитектура (жилые дома, ратуши, торговые ряды). В скульптуре, витражах, живописных и резных алтарях, миниатюрах, декоративных изделиях символико-аллегорический строй сочетается с новыми духовными устремлениями, лирическими эмоциями; расширяется интерес к реальному миру, природе, богатству переживаний.
«Стиль около 1200 года»
«Стиль около 1200 года»
«Стиль о́коло 1200 го́да», условное название стиля изобразительного и декоративно-прикладного искусства около 1180–1220 гг. в Западной Европе. Хронологически и стилистически этот период – переходный от романского к готическому стилю, характеризуется проникновением антикизирующих и византинизирующих влияний. Л. Гродецки для обозначения «стиля около 1200 года» предложил термин «антикизирующий стиль» (франц. le style antiquisant). К памятникам этого периода относятся Псалтирь королевы Ингеборги (манускрипт MS. 9 из Музея Конде, Шантийи, около 1195), Клостернойбургский алтарь Николая Верденского (около 1181), Вестминстерская Псалтирь (BM Royal 2 A XXII, около 1200).
Лучистая готика
Лучистая готика
Лучи́стая го́тика (франц. gothique rayonnant), период французской готики, соответствующий середине 13 – середине 14 вв. Одна из отличительных черт лучистой готики, давшая ей название, – большое окно-роза с переплётом в виде радиальных лучей. Также характерны слияние нефов воедино за счёт облегчения опор и увеличения высоты пролётов арок, обилие окон, как правило витражных, насыщенность декора в интерьере. К памятникам лучистой готики относятся собор в Амьене (1220–1288) и Сент-Шапель в Париже (1239/1243–1248).
Новая вещественность
Новая вещественность
Но́вая веще́ственность, направление в немецкой культуре 1920-х – 1-й половины 1930-х гг. Главная особенность – изображение предметного, вещного мира и трезвый, объективный взгляд на существующую действительность. Получило распространение прежде всего в живописи и графике (О. Дикс, М. Бекманн, Г. Гросс, А. Канольдт и др.), а также в архитектуре, прикладном искусстве, кинематографе (Г. В. Пабст), театре, литературе (А. Дёблин, Б. Келлерман, Э. Кестнер, В. Меринг, Х. Фаллада).
Украшенный стиль
Украшенный стиль
Укра́шенный стиль (англ. decorated style), этап в развитии английской готики, сменивший раннеанглийский стиль и предшествовавший перпендикулярному стилю, согласно периодизации Т. Рикмана. В соборе Бристоля (1320-е гг.), в т. н. Октагоне (1322–1328) собора в Или, капелле Богоматери (1-я четверть 14 в.) собора в Уэлсе и других памятниках архитектуры 1250-х – 1350-х гг. (по другой версии, 1290-х – 1350-х гг.) отразились характерные черты украшенного стиля: филигранные оконные перемычки сложных криволинейных очертаний, активное введение сложных нервюрных сводов с развитой сеткой ожив и лиерн, обилие декоративной скульптуры. Иногда в русле украшенного стиля выделяют два сменяющих друг друга течения: геометрический и криволинейный стили, а также т. н. придворную школу (например, Вестминстерское аббатство в Лондоне, 2-я половина 13 в.), в которой черты украшенного стиля проявлены в меньшей степени.
Анжуйская готика
Анжуйская готика
Анжу́йская го́тика (стиль Плантагенетов), вариант ранней французской готики, получивший распространение преимущественно в Анжу и Пуату в 12 в. Название стиля связано с правившими в этом регионе представителями Анжуйской династии (Плантагенеты). Соборы этого типа – однонефные или трёхнефные зальные базилики, перекрытые вспарушёнными («вздутыми») крестовыми сводами, напоминающими купола (например, в соборе Святого Маврикия в Анже, до 1240). Этот эффект достигался в ущерб высотности здания за счёт отказа от аркбутанов и увеличения толщины стены.

Живописцы России XX века

Жилинский Дмитрий Дмитриевич
Жилинский Дмитрий Дмитриевич
Жили́нский Дми́трий Дми́триевич (1927–2015), российский живописец, график и педагог, народный художник РСФСР (1987), действительный член Академии художеств СССР (1988). Творчески переосмысляя наследие древнерусской иконописи и живописи кватроченто, Жилинский создал монументализированные по композиции, локальные по цвету произведения, органично сочетающие жанровые признаки сюжетной картины и группового портрета («У моря. Семья», 1964, Третьяковская галерея; «Гимнасты СССР», 1964–1965; «Под старой яблоней», 1969, обе – Русский музей). Разработанный Жилинским художественный язык во многом определил развитие советской живописи в 1970-х гг. Лауреат Государственной премии РФ (1999).
Юон Константин Фёдорович
Юон Константин Фёдорович
Юо́н Константи́н Фёдорович (1875–1958), российский живописец и график. Участник выставок объединения «Мир искусства» (1903, 1906), один из организаторов Союза русских художников (1903), член Ассоциации художников революционной России (1925). Яркая манера живописи сложилась под влиянием импрессионизма. Для произведений Юона характерны органическое слияние пейзажа (в том числе архитектурного) с бытовым жанром («Зима. Ростов Великий», 1906, Русский музей, Санкт-Петербург), тяготение к многофигурным композициям («Базарная площадь. Красный товар», 1905, Третьяковская галерея, Москва).
Ларионов Михаил Фёдорович
Ларионов Михаил Фёдорович
Ларио́нов Михаи́л Фёдорович (1881–1964), российский живописец, график, сценограф, теоретик искусства. Раннее творчество в духе импрессионизма («Акации весной», 1904, Русский музей, Санкт-Петербург, и др.). В 1907–1912 гг. перешёл к неопримитивизму, создавая работы в духе лубка и вывески («Отдыхающий солдат», 1911, Третьяковская галерея, Москва, и др.). Мастер раннего русского авангардизма, один из организаторов московских выставок «Бубновый валет» (1910), «Ослиный хвост» (1912), «Мишень» (1913), «№ 4. Футуристы, лучисты, примитив» (1914). Участник выставок Союза русских художников (1906–1907), журнала «Золотое руно» (1908–1910), объединений «Союз молодёжи» (1910–1912), «Синий всадник» (1912) и др. Плодотворно занимался графикой, участвовал в оформлении футуристических книг («Помада» А. Е. Кручёных, 1912). Автор теории лучизма (1912–1915), ставшего одним из первых опытов абстракционизма («Лучизм», 1912, собрание Чудновских, Санкт-Петербург, и др.). С 1915 г. вместе с женой Н. С. Гончаровой в Швейцарии, Испании и Италии; с 1917 г. в Париже; работали как театральные художники в труппе «Русский балет Дягилева». Автор ряда статей, воспоминаний о русском балете, дневников.
Рерих Николай Константинович
Рерих Николай Константинович
Ре́рих Никола́й Константи́нович (1874–1947), российский живописец, сценограф, археолог, общественный деятель, писатель. Член Союза русских художников (с 1903) и объединения «Мир искусства» (председатель в 1910–1915). С конца 1890-х гг. писал картины преимущественно на темы славянской языческой древности, древнерусских преданий: «Гонец. "Восста род на род"» (1897), «Заморские гости» (1901; все – Третьяковская галерея, Москва) и др.; также виды древнерусской архитектуры. Оформлял спектакли антрепризы С. П. Дягилева. Произведения Рериха чаще всего воссоздают суровые и величественные пейзажи. В 1910-е гг. Рерих вместе с женой, Е. И. Рерих, обратился к изучению культуры и мистики Востока; с 1923 г. жил в Индии. С 1920-х гг. занимался обширной просветительской и общественной деятельностью. В 1954 г. на основе Пакта Рериха в Гааге принята международная Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта.
Ряжский Георгий Георгиевич
Ряжский Георгий Георгиевич
Ря́жский Гео́ргий Гео́ргиевич (1895–1952), российский живописец. В ранних работах заметны влияния кубизма и наивного искусства («Портрет буржуя», 1922, Третьяковская галерея, Москва); работы зрелого периода принадлежат к характерным образцам социалистического реализма («Делегатка», 1927, ГТГ). Преподавал во Вхутеине (1929–1931) и Московском художественном институте (1934–1952; профессор с 1940).
Малевич Казимир Северинович
Малевич Казимир Северинович
Мале́вич Казими́р Севери́нович (1878–1935), российский живописец, график, педагог, теоретик искусства. Один из лидеров русского авангардизма 1910-х – 1930-х гг. Основоположник супрематизма («Чёрный квадрат», 1914–1915). В 1913 г. оформил в Санкт-Петербурге постановку оперы М. В. Матюшина «Победа над солнцем», в 1918 г. – первую постановку «Мистерии-буфф» В. В. Маяковского. В 1920-х гг. с помощью абстрактных пространственных композиций («архитектонов») изучал язык пластических искусств, создавал проекты бытовых вещей, рисунки для текстиля и др. В начале 1930-х гг. вернулся к изобразительности.
Коржев Гелий Михайлович
Коржев Гелий Михайлович
Ко́ржев Ге́лий Миха́йлович (1925–2012), российский живописец и педагог, действительный член Академии художеств СССР (1970), народный художник СССР (1979). Представитель сурового стиля. Создавал крупномасштабные, сдержанные по колориту полотна на революционную и военную темы (триптих «Коммунисты», 1957–1960, Русский музей; серия «Опалённые огнём войны», 1962–1967). С 1980-х гг. работал над живописными циклами «Тюрлики», «Дон Кихот и Санчо Панса», натюрмортами, библейскими сюжетами и др.
Кандинский Василий Васильевич
Кандинский Василий Васильевич
Канди́нский Васи́лий Васи́льевич (1866–1944), живописец, гравёр, сценограф, мастер прикладного искусства, теоретик искусства, поэт; одна из ключевых фигур культуры 20 в. Представитель экспрессионизма, один из пионеров абстрактного искусства. Жил и работал в Мюнхене и Мурнау (1896–1914), Москве (1915–1921), Веймаре, Дессау и Берлине (1922–1933), Нёйи-сюр-Сен (с конца 1933). Соучредитель Нового объединения художников Мюнхена (1909), объединения «Синий всадник» (1911). Работал в Институте художественной культуры (1920–1921), один из учредителей и вице-президент Российской академии художественных наук (1921). Преподавал в Баухаусе (1922–1933). Совместно с композиторами Ф. А. Гартманом, А. Шёнбергом развивал идеи синтетического искусства (опера «Жёлтый звук», 1912). В 1910-х гг. сформировал типологию собственных произведений («импрессии», «импровизации», «композиции»), отмечавшую характер творческого импульса: от первичной рефлексии реального визуального впечатления до реализации отвлечённого интеллектуального замысла («Композиция VII», 1913, Третьяковская галерея). Автор книг «О духовном в искусстве» (1911), «Ступени» (1918), «Точка и линия на плоскости» (1926).

Историки искусства

Рох Франц
Рох Франц
Рох Франц (1890–1965), немецкий историк искусства, художественный критик, фотограф. Ученик Г. Вёльфлина. Основной труд – «После экспрессионизма – магический реализм: проблемы новейшей европейской живописи» (нем. «Nach Expressionismus – Magischer Realismus: Probleme der neuesten europäischen Malerei», 1925); в нём Ф. Рох ввёл понятие магический реализм. Дискутировал с Х. Зедльмайром, опровергая его пессимистическое отношение к современному искусству (аргументы изложены в книге «Спор о современном искусстве. Полемика с противниками новой живописи», 1962). С 1920-х гг. создавал работы в технике фотоколлажа, многие из которых близки по духу к сюрреализму.
Хартлауб Густав Фридрих
Хартлауб Густав Фридрих
Ха́ртлауб Гу́став Фри́дрих (1884–1963), немецкий историк искусства, критик, галерист. Куратор (с 1913), директор (1923–1933) Кунстхалле г. Мангейм. Автор термина «новая вещественность», организатор выставки «Новая вещественность. Немецкая живопись после экспрессионизма» (1925). Преподаватель (с 1946), почётный профессор (с 1949) Гейдельбергского университета.
Алпатов Михаил Владимирович
Алпатов Михаил Владимирович
Алпа́тов Михаи́л Влади́мирович (1902–1986), российский историк искусства, педагог; доктор искусствоведения (1941), действительный член Академии художеств СССР (1954), заслуженный деятель искусств РСФСР (1958). Автор более 700 книг и статей о древнерусском, античном, византийском, а также западноевропейском искусстве со средних веков до середины 20 в., русском искусстве 18 – начала 20 вв. Издал «Всеобщую историю искусств» (т. 1–3, 1948–1955; не завершена), «Этюды по истории русского искусства» (т. 1–2, 1967; Государственная премия СССР, 1974). Преподавал историю искусства в вузах с 1925 г.
Лазарев Виктор Никитич
Лазарев Виктор Никитич
Ла́зарев Ви́ктор Ники́тич (1897–1976), российский историк искусства и музейный деятель, член-корреспондент АН СССР (1943). Основные сферы научных интересов – византийское и древнерусское искусство, искусство эпохи Возрождения в Италии, а также европейское искусство Нового времени. В 1924–1938 гг. хранитель отдела итальянской живописи, заведующий картинной галереей, заместитель директора по научной части Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Один из основателей Института истории искусств Академии наук СССР (ныне Институт искусствознания в Москве; в 1945–1960 заведующий сектором живописи и скульптуры). Инициатор и автор 12-томной «Истории русского искусства», в которой им написаны все разделы по древнерусскому изобразительному искусству 11–15 вв. Один из крупнейших представителей знаточества в отечественной науке. Преподавал в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова (с 1925). Государственная премия СССР (1976).
Грабарь Игорь Эммануилович
Грабарь Игорь Эммануилович
Граба́рь И́горь Эммануи́лович (1871–1960), российский историк искусства, реставратор, музейный деятель, живописец; действительный член Императорской Академии художеств (1913), Академии наук СССР (1943) и Академии художеств СССР (1947), народный художник СССР (1956). Руководил изданием первой научной «Истории русского искусства» (1910–1916; не завершено). Опубликовал монографии о И. И. Левитане, В. А. Серове, И. Е. Репине. Один из основоположников отечественного музееведения, реставрационного дела и охраны памятников искусства и старины. Писал пронизанные светом импрессионистические пейзажи («Мартовский снег», 1904), натюрморты, портреты («Н. Д. Зелинский», 1932).
Демус Отто
Демус Отто
Де́мус О́тто (1902–1990), австрийский историк искусства. Представитель венской школы искусствознания. Византинист, автор фундаментальных исследований о мозаичных ансамблях, в первую очередь о соборе Святого Марка в Венеции; сформулировал основные принципы византийской храмовой декорации. Изучал также средневековое искусство Западной Европы и связи между восточными и западными ветвями христианского искусства. Работал в австрийской системе охраны памятников (1930–1939, 1947–1964). В 1939–1946 гг. жил в Лондоне.
Арган Джулио Карло
Арган Джулио Карло
Арга́н Джу́лио Ка́рло (1909–1992), историк искусства и архитектуры, критик, общественный и политический деятель. Ученик Л. Вентури. Один из ключевых деятелей культуры в политической жизни Италии 2-й половины 20 в. В годы Второй мировой войны занимался сохранением коллекций итальянских музеев; в послевоенные годы принимал участие в мероприятиях по сохранению наследия и образованию в сфере искусства и культуры: Международного совета музеев, ЮНЕСКО и др. Мэр Рима (1976–1979). Депутат Сената (1983–1992) от Итальянской коммунистической партии. Автор книг по истории искусства и архитектуры, а также завоевавшей мировую популярность «Истории итальянского искусства» (1968).
Халупецкий Индржих
Халупецкий Индржих
Халупе́цкий И́ндржих (1910–1990), чешский искусствовед, публицист, теоретик литературы, поэт, переводчик. Один из основных популяризаторов послевоенного неофициального советского искусства за рубежом. Теоретик и автор манифеста («Мир, в котором мы живём», 1940) авангардного литературно-художественного объединения «Группа 42». Основатель и главный редактор журнала Listy pro umění a filosofii («Письма об искусстве и философии», 1946–1948). Бывал в Москве (1967, 1969, 1973), поддерживал контакты с художниками неофициального искусства – И. И. Кабаковым, В. Д. Пивоваровым, Э. В. Булатовым, В. Б. Янкилевским, Э. А. Штейнбергом, В. И. Яковлевым. Автор термина «Группа Сретенского бульвара».

Типология искусства

Синтез искусств
Синтез искусств
Си́нтез иску́сств, объединение различных видов искусства в одном художественном произведении. Единство могут образовывать пластические искусства: архитектура, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство. Они создают целостные художественные ансамбли, не сводимые к сумме составляющих их элементов. О синтезе в широком смысле можно говорить по отношению к сценическим искусствам, требующим интерпретатора (актёра, певца, танцовщика, музыканта-инструменталиста): драме, балету, опере и т. д. В 20–21 вв. воплощением синтеза искусств является киноискусство.
Папье-маше
Папье-маше
Папье́-маше́, пластическая масса из размельчённой и размоченной бумаги, картона и других волокнистых материалов с добавками-наполнителями (мел, глина, гипс, клей). Лежит в основе японских, китайских, иранских и других восточных лаков. Со 2-й половины 15 в. в Европе (табакерки, шкатулки, ларцы и др., покрытые лаком и украшенные миниатюрами); в России с 18–19 вв.
Венец капелл
Венец капелл
Вене́ц капе́лл, ряд капелл, окружающих главный алтарь базилики и предназначенных для размещения реликвий и дополнительных алтарей. Открывается в деамбулаторий. Венец капелл появился в романской архитектуре Франции для того, чтобы упорядочить движение паломников внутри базилики; сохранился в архитектуре готики.
Крестовый свод
Крестовый свод
Кресто́вый сво́д, свод, образованный пересечением двух равновеликих цилиндрических сводов под прямым углом. Имеет четыре опоры по углам, где сходятся боковые (щёковые, торцевые) арки. Применим для перекрытия квадратных в плане пространственных ячеек.
«Аль антика»
«Аль антика»
«Аль анти́ка» ( от итал. аll'antica – в духе древних, в античном духе, на старинный манер), в истории искусства – расхожее выражение, обозначающее явления сознательной антикизации в искусстве различных эпох, обращения к «цитатам», приёмам, стилистике античного искусства.
«Святое собеседование»
«Святое собеседование»
«Свято́е собесе́дование» (итал. Sacra Conversazione), в западно-европейской живописи – иконографическая схема, представляющая святых, ангелов, донаторов, и др., предстоящих Христу или Богоматери. Основной смысл сцены – молитвенное ходатайство предстоящих о спасении душ верующих. Схема сложилась уже в искусстве раннего Средневековья, использовалась во фресковой живописи, декоре саркофагов, алтарных престолов, и др. Наиболее широкое распространение получила в алтарном образе конца 13 – 16 вв., но применялась во всех видах изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Термин сформировался и вошёл в употребление во 2-й половине 18 в.
Книжная миниатюра
Книжная миниатюра
Кни́жная миниатю́ра, вид живописи, иллюстрации в рукописных книгах, а также изобразительно-декоративные элементы книжного оформления (инициалы, заставки, маргиналии и др.). Художественная традиция книжной миниатюры восходит к античной и раннехристианской миниатюре на свитках, в конце 4 – начале 5 вв. она трансформировалась в самостоятельный вид искусства украшения кодекса, распространившись в странах Византийского мира (Византия, Армения, Грузия, Древнерусское государство и др.), Западной средневековой цивилизации, на арабском Востоке. Исчезновение книжной миниатюры стало следствием изобретения книгопечатания в середине 15 в. Самобытная школа книжной миниатюры также сложилась в Индии 16–17 вв.
Неорусский стиль
Неорусский стиль
Неору́сский стиль, направление в русской архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве конца 19 – начала 20 вв. в рамках стиля модерн, основанное на свободной интерпретации мотивов древнерусского искусства. Возник в Абрамцевском художественном кружке. В отличие от русского стиля, ориентированного на образцы 16–17 вв. («царского периода»), опирался на более широкий круг прообразов, включивший домонгольское зодчество, а также деревянную архитектуру Русского Севера. Отличался и метод работы с формальными источниками, которые не цитировались и не копировались буквально, а использовались как стимул для создания вполне самостоятельных форм: «русскими» оказывались не детали архитектуры, а образы – подчёркнуто театрализованные, эпические, а подчас гротескные и гипертрофированные. До 1917 г. в неорусском стиле систематически работали А. В. Щусев, В. А. Покровский, И. Е. Бондаренко, А. П. Аплаксин и др. После 1917 г. продолжил бытование в церковном строительстве русской эмиграции.

Архитекторы и градостроители

Смитсон (архитекторы)
Смитсон (архитекторы)
Сми́тсон, английские архитекторы; супруги. Питер (1923–2003) и Элисон (1928–1993) Смитсон – представители брутализма, члены «Группы 10» и «Независимой группы», реформаторы послевоенной британской архитектурной школы. Среди ключевых работ: школа Смитдона в Ханстантоне (графство Норфолк; 1951–1954), жилой комплекс «Робин Гуд Гарденс» в Лондоне (1969–1972), комплекс зданий редакции журнала The Economist в Лондоне (1959–1964), общежитие Гарден-билдинг для колледжа Святой Хильды в Оксфорде (1968–1970), корпуса Университета в Бате (1980-е гг.).
Виолле-ле-Дюк Эжен
Виолле-ле-Дюк Эжен
Виолле́-ле-Дюк Эже́н (1814–1879), французский архитектор, историк и теоретик архитектуры. В 1840–1860-х гг. занимался реставрацией и реконструкцией многих памятников романской и готической архитектуры Франции: собор Парижской Богоматери, Сент-Шапель в Париже, аббатство Сен-Дени, соборы в Везле, Амьене, Тулузе, Реймсе и Клермон-Ферране; замки и городские укрепления и др. Собственные постройки (собственная вилла в Лозанне, 1874–1878, и др.) – в стиле историзма.
Пьяно Ренцо
Пьяно Ренцо
Пья́но Ре́нцо (род. 1937), итальянский архитектор. В своих работах следует принципам экологической архитектуры, уделяет внимание контексту, применяет новаторские конструктивные решения и технологии. Среди ключевых построек – Центр Помпиду в Париже (1972–1977, совместно с Р. Роджерсом), стадион «Сан-Никола» в Бари (1990), Культурный центр имени Ж.-М. Тжибау в г. Нумеа (1998), небоскрёб The Shard в Лондоне (2012), новое здание Музея американского искусства Уитни в Нью-Йорке (2015), Дом культуры «ГЭС-2» в Москве (2021; реконструкция исторического здания электростанции).
Леблон Жан-Батист
Леблон Жан-Батист
Лебло́н Жан-Бати́ст (1679–1719), французский архитектор, ландшафтный архитектор, график. Построил в Париже отель Вандом (1706–1707), разрабатывал проекты парков виллы М. Реньо, замка Уже в Шатийоне (близ Парижа) и др. «Генерал-архитектор» Санкт-Петербурга (с 1716); автор «Генерального чертежа Санкт-Петербургу» (1717; овальный в плане город с развитой системой каналов, окружённый крепостными валами с бастионами; проект не был утверждён). Гравировал иллюстрации для архитектурных трактатов (А. Ж. Дезалье д’Аржанвиль «Теория и практика садоводства», 3-е издание, 1722).
Стерлинг Джеймс (архитектор)
Стерлинг Джеймс (архитектор)
Сте́рлинг Джеймс (1926–1992), шотландский архитектор. Первые постройки близки к брутализму (жилой комплекс в Хам-Коммоне, 1957–1958 в Лондоне). В 1960-х гг. отходит от принципов «классического» модернизма (общежитие Флори-билдинг Куинс-колледжа в Оксфордском университете, 1966–1971). С 1971 г. работал над зарубежными объектами в стиле постмодернизма (здания Новой государственной галереи в Штутгарте, 1984). Преподавал в Йельском университете в Нью-Хейвене (1959 и 1966–1984). Возведён в рыцарское достоинство (1992). Именем Стерлинга названа главная ежегодная (c 1996) премия Королевского института британских архитекторов за лучший реализованный архитектурный проект.
Таут Бруно
Таут Бруно
Та́ут Бру́но (1880–1938), немецкий архитектор. Представитель нового строительства, пропагандировал цветность в архитектуре. Автор идеальных проектов в русле экспрессионизма, один из основателей объединения «Стеклянная цепь» (1919–1920). Среди ключевых построек – «Стеклянный дом» на выставке Немецкого Веркбунда в Кёльне (1914, не сохранился) и многочисленные комплексы массового жилья, в том числе включённые в список Всемирного наследия «Фалькенберг» («Гримнабор», 1913–1915), «Шиллер-парк» (1924–1930), «Бриц» («Подкова», 1925–1931), «Карл Легин» (1928–1930) в Берлине. Жил и работал в Москве (1932–1933), Японии (1933–1936; также изучал там архитектурное наследие), Турции (с 1936). Последней работой стал катафалк М. К. Ататюрка (1938).
Сааринен Ээро
Сааринен Ээро
Са́аринен Э́эро (1910–1961), американский архитектор и дизайнер. Сын архитектора Элиеля Сааринена. В первых постройках в русле модернизма демонстрируют внимание к фактуре материала (концертный зал Клейнханс в Буффало, штат Нью-Йорк, 1940). В проекте монумента Т. Джефферсона «Арка-врата» в Сент-Луисе (проект 1948, реализован в 1963–1965) воплотилось его мастерство работы с пластической формой, как и в его проектах мебели из гнутой фанеры, пластика 1930-1950-х гг. Сааринен первым применил зеркальное стекло в крупном масштабе (комплекс лабораторий Bell Labs в Холмделе, штат Нью-Джерси, 1957–1962). Среди построек Сааринена также: терминалы аэропортов имени Дж. Ф. Даллеса в Вашингтоне (1958–1962) и Элиникон в Афинах (1969), здания посольств США в Лондоне (1957–1960) и Осло (1959).
Шарун Ганс
Шарун Ганс
Шару́н Ганс (1893–1972), немецкий архитектор. Объединил экспрессионизм и модернизм в концепции «органичной архитектуры», был сторонником использования цвета в строительстве. Его постройки отличаются свободной композицией, стремлением к выразительности архитектурного образа: жилой массив «Пёстрый ряд» в Инстербурге (1921–1924; ныне Черняховск; единственная сохранившаяся на территории РФ работа Шаруна), микрорайон «Сименсштадт» в Берлине (1929–1931; градостроительный проект и три здания), жилой комплекс «Ромео и Джульетта» в Штутгарте (1954–1959), театр в Вольфсбурге (1965–1973). Вершина творчества – здания Филармонии (1956–1987) и Государственной библиотеки (1964–1978) в Берлине.

Творческие союзы, ассоциации, объединения

UNStudio
UNStudio
UNStudio, нидерландское архитектурное бюро. Основано в 1988 г. Б. ван Беркелем и К. Бос. Специализируется на высокотехнологичной цифровой архитектуре, которой присущи сложные геометрические формы. Разрабатывает проекты устойчивых городов будущего. Среди ключевых работ – вантовый мост Эразма в Роттердаме (1996), первые в г. Доха линии метро (2019), музей Mercedes-Benz в Штутгарте (2006), театр «Агора» в Лелистаде (2007), мастер-план экспериментального района Brainport Smart в Хелмонде (проект, 2018).
OMA (архитектурное бюро)
OMA (архитектурное бюро)
OMA, нидерландское проектное бюро, занимающееся архитектурой, градостроительством и культурологическим анализом. Основано в Лондоне в 1975 г. (неформальное сотрудничество участников началось в 1972) Р. Колхасом совместно с архитектором Э. Зенгелисом и художниками М. Вризендорп и З. Зенгелис (все трое впоследствии покинули ОМА). С 1978 г. базируется в Роттердаме, на начало 2010-х гг. открыты отделения в Нью-Йорке, Пекине и Гонконге (ныне Сянган); руководители: Р. Колхас, Э. ван Лон, Р. де Грааф, Сигемацу Сёхэй и др. В ОМА в разные годы работали многие видные представители поколения архитекторов-«экспериментаторов» рубежа 20–21 вв.: З. Хадид, Ф. Муссави, К. Кристиансе, К. де Гейтер, В. Маас, А. Саэра-Поло, Б. Ингельс и др.

Зарубежные художественные музеи

Центр Помпиду
Центр Помпиду
Центр Помпиду́, междисциплинарный музейный, научно-исследовательский, творческий и выставочный центр в Париже. Открыт в 1977 г. (здание в стиле хай-тек, 1972–1977, архитекторы Р. Роджерс, Р. Пьяно). Включает Национальный музей современного искусства (произведения, созданные начиная с 1905; один из крупнейших музеев этого профиля в мире), Публичную библиотеку информации, Институт исследований и координации музыкально-акустических проблем (IRCAM). Филиалы в Меце (2010), Малаге (2015).
Национальная галерея в Лондоне
Национальная галерея в Лондоне
Национа́льная галере́я в Ло́ндоне, одно из наиболее ценных в мире музейных собраний западноевропейской живописи 13 – начала 20 вв. Основана по решению парламента в 1824 г. Коллекция галереи (свыше 2300 единиц, её ядро – собрание банкира Дж. Дж. Ангерстайна) экспонируется полностью, в неё входят произведения крупнейших европейских художников 12 – начала 20 вв. С самого начала галерея создавалась как общедоступная и предназначалась для образования и просвещения широких слоёв публики. При музее работает Научно-исследовательский и образовательный центр. К зданию Национальной галереи примыкают корпуса Национальной портретной галереи, основанной в 1856 г.
Кунстхалле в Мангейме
Кунстхалле в Мангейме
Ку́нстха́лле в Ма́нге́йме, музей современного искусства в Германии, в земле Баден-Вюртемберг. Первый музей в Мангейме. Основан властями города в 1909 г. Хранит одну из наиболее значительных немецких коллекций живописи и скульптуры модернизма (Э. Мане, О. Роден, Ф. Марк, М. Бекманн, М. Марини, Ф. Бэкон, Г. Мур и др.).
Метрополитен-музей
Метрополитен-музей
Метропо́литен-музе́й, музей в Нью-Йорке, одно из крупнейших художественных собраний мира. Основан в 1870 г., открыт в 1872 г. Собрание музея, представляющее искусство всего мира от каменного века до современности, включает отделы: искусства Ближнего Востока, Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Рима, Африки, Океании и обеих Америк, искусства США, азиатского искусства, исламского искусства, рисунков и гравюр, европейской живописи 12–19 вв., европейской скульптуры и декоративно-прикладного искусства 15–19 вв., собрание Р. Лемана, современного искусства, манускриптов, доспехов и оружия, костюма, музыкальных инструментов, фотографии, а также центр текстильного искусства имени А. Ратти.
Византийский и христианский музей в Афинах
Византийский и христианский музей в Афинах
Византи́йский и христиа́нский музе́й в Афи́нах, крупнейшее собрание позднеантичного, византийского и поствизантийского искусства в Греции. Основан в 1914 г. В музее хранится более 30 тыс. объектов 3–21 вв., среди которых иконы, фрески, мозаики, рукописи, скульптура, керамика, ткани, предметы декоративно-прикладного искусства.
Музей Польди-Пеццоли
Музей Польди-Пеццоли
Музе́й По́льди-Пеццо́ли, художественное собрание в Милане. Открыт в 1881 г. Создан итальянским аристократом Джан Джакомо Польди-Пеццоли (1822–1879), который целенаправленным собирательством, проводившимся в сотрудничестве с Дж. Морелли и художником Дж. Бертини, существенно расширил наследственную фамильную коллекцию, превратив её в одно из наиболее значительных частных собраний в Европе. Ядро коллекции составляют живописные произведения итальянских мастеров 14–18 вв., а также работы североевропейских художников, скульптура 2-й половины 18 – начала 19 вв., собрание декоративно-прикладного искусства.
Национальная галерея в Праге
Национальная галерея в Праге
Национа́льная галере́я в Пра́ге, крупнейший художественный музей Чехии. Создана в 1949 г. на базе художественных коллекций Общества патриотических друзей искусства (основано в 1796), Галереи современного искусства королевства Богемия (частная коллекция императора Франца Иосифа I, основана в 1902), а также графических собраний Национального музея и университетской библиотеки. Национальная галерея хранит крупнейшую коллекцию чешского искусства от Средних веков до начала 21 в., произведения крупнейших мастеров европейского искусства итальянской, немецкой, нидерландской, голландской, фламандской, французской, австрийской, испанской и русской школ, также работы художников Китая, Японии, Индии, Тибета и др.
Национальный музей в Стокгольме
Национальный музей в Стокгольме
Национа́льный музе́й в Стокго́льме, крупнейший художественный музей Швеции. Основан в 1792 г. как Королевский музей на основе королевского собрания произведений искусства. В коллекции представлено европейское искусство от позднего Средневековья до начала 20 в. (произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна и прикладного искусства). В ведении музея также находятся 18 королевских дворцов, среди которых резиденции Грипсхольм (где расположена Национальная портретная галерея, основанная в 1822), Дротнингхольм, Стрёмсхольм, Ульриксдаль и Русерсберг.

Произведения живописи

Донская икона Божией Матери
Донская икона Божией Матери
Донска́я ико́на Бо́жией Ма́тери, одна из древнейших сохранившихся чудотворных икон России, произведение византийско-русской живописи. Создана в 1390-х гг., предположительно Феофаном Греком, как выносной двусторонний образ (размер 86×68 см) для Успенского собора Коломны. На лицевой стороне – изображение Божией Матери иконографического типа Умиление, на обороте – «Успение Богородицы». В середине 16 в. получила наименование «Донская» и перенесена в Благовещенский собор Московского Кремля. Празднование святыни 19 августа (старого стиля) установлено в 17 в. После раскрытия из-под записей Г. О. Чириковым в 1914–1919 гг. поступила в Исторический музей; с 1930 г. хранится в Третьяковской галерее.
«Герника» (картина Пикассо)
«Герника» (картина Пикассо)
«Ге́рника», картина П. Пикассо, одно из наиболее известных произведений живописи 20 в. Написана в 1937 г. маслом на холсте (349,3 x 776,6 см) для павильона Второй Испанской республики на Всемирной выставке в Париже (1937). Сюжетной основой для картины стало одно из важнейших событий Гражданской войны в Испании 1936–1939 гг. – бомбардировка североиспанского г. Герника авиацией нацистской Германии и фашистской Италии, поддерживавшими мятежников-националистов. Интерпретация созданных Пикассо образов остаётся предметом споров, при этом полотно «Герника» вошло в историю искусства как вневременной художественный манифест против войны и жестокости. Хранится в Центре искусств королевы Софии в Мадриде.
«Августа в 19 день»: Донская икона Божией Матери и цари Алексей Михайлович, Фёдор и Иван Алексеевичи
«Августа в 19 день»: Донская икона Божией Матери и цари Алексей Михайлович, Фёдор и Иван Алексеевичи
«Августа в 19 день»: Донская икона Божией Матери и цари Алексей Михайлович, Фёдор и Иван Алексеевичи. Русская Православная Церковь отмечает праздник в честь чудотворной Донской иконы Божией Матери, считающейся одной из покровительниц православного русского воинства, 19 августа по старому стилю. Однако этот день не соответствует дням тех военных побед, которые связываются с иконой: Куликовская битва 1380 г. состоялась 8 сентября, взятие Казани в 1552 г. произошло 2 октября, а крымский хан Гази-Гирей II, угрожавший Москве в 1591 г., бежал из-под столицы в ночь с 4(14) на 5(15) июля.
Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля
Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля
Иконоста́с Благове́щенского собо́ра Моско́вского Кремля́, комплекс произведений византийской и русской живописи 14–19 вв. Создан после Московского пожара 1547 г., в котором погибло всё ранее существовавшее внутреннее убранство Благовещенского собора. Согласно версии, обоснованной в 1980-е гг. Л. А. Щенниковой, иконы деисусного ряда созданы в 4-й четверти 14 в. выдающимся византийским мастером, возможно Феофаном Греком, с русскими помощниками (к наследию византийского мастера могут быть отнесены иконы «Спас», «Богоматерь», «Иоанн Предтеча», «Архангел Гавриил», «Апостол Павел», «Иоанн Златоуст»); иконы праздничного ряда могли быть созданы в 1410-е гг. двумя или тремя русскими иконописцами. Новгородскими, псковскими и московскими иконописцами выполнены иконы пророческого и праотеческого рядов, несколько больши́х икон местного ряда. В 1817 г. написаны новые иконы-таблетки. В 1896 г. по рисункам Н. В. Султанова изготовлен шестиярусный оклад для иконостаса. Донская и Пименовская иконы Божией Матери переданы из собора в Третьяковскую галерею.
Алтарный образ
Алтарный образ
Алта́рный о́браз, художественное произведение в системе алтаря в Римско-католической церкви. Алтарный образ может включать в себя живописные панно, круглую скульптуру, рельеф, элементы декора. В эпоху Средних веков и Раннего Возрождения преобладают многочастные алтарные образы с центральной частью, посвящённой главному объекту изображения, и дополняющими её створками. С 16 в. алтарные образы, как правило, представлены алтарной картиной (иногда скульптурным произведением или алтарной фреской).
«Морализованная Библия»
«Морализованная Библия»
«Морализо́ванная Би́блия» (франц. Bible moralisée), тип средневековой западноевропейской иллюстрированной Библии, где изображения сопровождаются отрывками из Священного Писания и комментариями. Получил распространение в 13–15 вв. Первые «морализованные Библии» (манускрипты № 2554 и № 1179 из Австрийской национальной библиотеки, оба – около 1215 – 1230) связываются с заказом Бланки Кастильской, матери Людовика IX Святого. У рукописей этого типа – стандартный принцип размещения текста и иллюстраций: на каждой странице – восемь изображений, заключённых в медальоны (в 13 в.) или рамки иной формы (в более поздних памятниках); каждому изображению соответствует текст. Блоки из текста и иллюстрации к нему сгруппированы попарно: четыре фрагмента Священного Писания и четыре комментария, в которых сопоставляются события Ветхого и Нового Заветов или раскрывается их аллегорический и моральный смысл. К типу «морализованная Библия» исследователи относят от 7 до 15 манускриптов 13–15 вв.
Исаак Масса в портретах Франса Халса
Исаак Масса в портретах Франса Халса
Исаак Масса в портретах Франса Халса. Известных голландцев, художника Ф. Халса и дипломата И. Массу, связывала многолетняя дружба. Ровесники, они оба были жителями г. Харлем, выходцами из семей фламандских иммигрантов, принадлежавших к торговому сословию. В 1623 г. Масса стал крёстным отцом дочери Халса.
«Выдающийся член Гуманного общества»
«Выдающийся член Гуманного общества»
«Выдающийся член Гуманного общества». Э. Ландсир, один из самых известных и любимых публикой английских живописцев викторианской эпохи, работал преимущественно в анималистическом жанре, придавая своим персонажам «человеческие» черты, что отвечало веяниям времени: в 19 в. формировалось характерное для современной эпохи бережное и внимательное отношение к животным, особенно к собакам, включая подход к ним порой как к более добродетельным и благородным существам, чем люди.

Жилые сооружения

Шантийи (замок)
Шантийи (замок)
Шантийи́, дворцово-парковый ансамбль в г. Шантийи во Франции, в области Пикардия. Владельцы из родов Монморанси (в 15–17 вв.) и Конде (в 17–19 вв.). Малый (16 в.) и Большой замки (1875–1882) расположены в центре парка (1663–1688, архитектор А. Ленотр; 1817–1819, архитектор В. Дюбуа). С 1898 г. в Шантийи расположен Музей Конде.
Кондуйский дворец
Кондуйский дворец
Ко́нду́йский дворе́ц, дворцовый ансамбль времени Монгольской империи, примерно в 7 км к югу от современного села Кондуй в Забайкальском крае (Россия). Включает центральный комплекс с воротами, дворцом и павильонами и расположенные к западу, востоку и северу от него жилые и вспомогательные постройки. Дворец имел крестообразный план, располагался на двухметровой искусственной платформе с двумя террасами, на которые вели 5 пандусов. Дворец включал аванзал, центральную часть с т. н. залом приёмов, жилые покои или вспомогательные помещения. Полы дворца выстланы кирпичом, перекрытия опирались на деревянные колонны и столбы, крыши всех частей дворца крыты черепицей, украшены глиняными скульптурами. Наличие золотого цвета на черепице и драконов свидетельствует о том, что дворец принадлежал членам императорской (ханской) семьи. Дворец находит аналогии в дворцовых комплексах столицы империи Юань Шанду (Кайпин), мог являться резиденцией Тэмуге – младшего брата Чингисхана.
Поленово
Поленово
Поле́ново, традиционное название Государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника В. Д. Поленова на реке Ока в Заокском районе Тульской области. Музей возник на основе усадьбы Борок, устроенной Поленовым на купленных им в 1890 г. землях близ села Бёхово. В 1918 г. взят под охрану государства. С момента основания музея им руководят представители рода Поленовых. Полностью сохранившийся усадебный комплекс включает 21 здание, построенное по проекту В. Д. Поленова в 1890-е гг. – начале 20 в. Основа экспозиции – коллекция Поленова и его семьи: личные вещи художника, мебель, уникальные предметы старины, библиотека, а также собрание древнегреческого и древнеегипетского искусства, оружия; русского, западноевропейского и восточного декоративно-прикладного искусства.
Отель (особняк)
Отель (особняк)
Оте́ль (франц. hôtel, происходит от слова hôte – хозяин, гость, жилец; hôtel particulier – частный особняк), обозначение городского частного дома во Франции. Отели появились в средние века, традиция их строительства продолжилась в 16–19 вв. Как правило, отель рассчитан на одну семью и отличается от дворца меньшим масштабом, а от простого городского дома – наличием двора и ограды (а также часто небольшого сада). Отель с замкнутым двором (курдонёр) в 18 в. стал типичной жилой постройкой французских знатных родов (отель Субиз в Париже, 1705–1709). К 19 в. появилось второе значение слова «отель» – гостиница, быстро распространившееся по всему миру.
Рундальский дворец
Рундальский дворец
Ру́ндальский дворе́ц, один из главных барочных ансамблей в Прибалтике. Расположен в южной части Латвии, в 10 км от г. Бауска. Построен по проекту (1735–1736) и под руководством Б. Ф. Растрелли в 1736–1738 гг. (достроен в 1764–1768) как летняя резиденция герцога Курляндского Э. И. Бирона. Во дворце свыше 130 помещений, некоторые сохранили отделку 1736–1740 гг., но большая часть помещений отделана в 1765–1768 гг. С 1972 г. Рундальский дворец-музей.
Ка-д’Оро
Ка-д’Оро
Ка-д’О́ро, один из наиболее значительных памятников светской готической архитектуры в Венеции. Расположен на Большом канале. Возведён по заказу купца М. Контарини в 1422–1440 гг. (архитекторы Марко д’Амадио, Дж. Бон и Б. Бон). С 1927 г. музей, носит название «Галерея Дж. Франкетти в Ка-д’Оро».
Нимфенбург (резиденция Виттельсбахов)
Нимфенбург (резиденция Виттельсбахов)
Ни́мфенбург, дворцово-парковый ансамбль в Мюнхене (Германия). Летняя резиденция Виттельсбахов, один из лучших примеров баварского барокко. Основан в 1664 г. курфюрстом Баварии Фердинандом Марией, достраивался в 17–19 вв. В его создании принимали участие архитекторы А. Барелли, Й. Эфнер, Э. Цуккалли, Дж. А. Вискарди, Ф. де Кювилье Старший, Л. фон Кленце и др., ландшафтные архитекторы Ш. Кабоне, Д. Жирар и Ф. Л. фон Скелль.
Дворец султана Хассанала Болкиаха Нурул-Иман
Дворец султана Хассанала Болкиаха Нурул-Иман
Дворец султана Хассанала Болкиаха Нурул-Иман. Самой большой в Юго-Восточной Азии резиденцией правителя страны считается дворец Нурул-Иман (Istana Nurul Iman – дворец Света Веры). Он расположен в южном районе Бандар-Сери-Бегавана на берегу реки Бруней, среди садов и парков, раскинувшихся на площади в 120 гектаров. На его строительство (1980–1984) по заказу султана Хассанала Болкиаха, по разным оценкам, было потрачено от 450 млн до 1,4 млрд долл. США.