Искусство

Искусство

Искусство России

Искусство России
Василий Суриков. Утро стрелецкой казни. 1881

Россия. Искусство и культура. Искусство. 19 – начало 20 вв.Россия. Искусство и культура. Искусство. 19 – начало 20 вв.

Иску́сство Росси́и 19 – нача́ла 20 вв., период развития искусства России. В искусстве России начала 19 в. параллельно с классицизмом, утвердившимся ещё в 3-й четверти 18 в., развивалось искусство романтизма. К середине столетия они оказались вытеснены реализмом с ярко выраженной критической направленностью. В 1870–1890-х гг. в России возникли первые центры модернистского искусства, важнейшими направлениями которого явились импрессионизм и символизм. В начале 20 в., в период между двух революций, на художественную сцену выдвинулся авангард, порой опережавший развитие западного искусства. В свою очередь, архитектура прошла путь от ампира, отразившего патриотический подъём общества после победы в Отечественной войне 1812 г., и историзма (русско-византийский стиль, русский стиль и др.) до формирования стиля модерн.
Николай Полисский. Бобур, Никола-Ленивец. 2013

Россия. Искусство и культура. Искусство. 2000-е – начало 2020-х годовРоссия. Искусство и культура. Искусство. 2000-е – начало 2020-х годов

Иску́сство Росси́и 2000-х – нача́ла 2020-х гг., период в истории искусства России. В архитектуре преобладает направление неомодернизма, заняты проектной деятельностью В. И. Плоткин, Ю. Э. Григорян, С. А. Скуратов, Е. В. Асс, Н. Г. Тютчева, архитектурные бюро «Остоженка», «Студия 44» и др.; большое внимание уделяется благоустройству общественных пространств. В изобразительном искусстве мастера 2-й половины 20 в. (П. Ф. Никонов, С. Н. Файбисович, К. В. Звездочётов, Гриша Брускин, Т. Г. Назаренко, В. Д. Пивоваров) работают параллельно с представителями следующего поколения (Т. О. Махачева, О. И. Кройтор, П. А. Отдельнов, И. В. Корина, И. В. Гапонов). За первые десятилетия 21 в. возникли многочисленные новые музеи (Музей современного искусства «Гараж» и Музей русского импрессионизма в Москве, «Эрарта» в Санкт-Петербурге), культурные центры («ГЭС-2» в Москве, «Заря» во Владивостоке), премии (премия Кандинского), образовательные учреждения (Московская архитектурная школа МАРШ, образовательные программы Фонда культуры и искусства «Про Арте» в Санкт-Петербурге).
Михаил Ларионов. Петух (лучистый этюд). 1912

Ларионов Михаил ФёдоровичЛарионов Михаил Фёдорович

Ларио́нов Михаи́л Фёдорович (1881–1964), российский живописец, график, сценограф, теоретик искусства. Раннее творчество в духе импрессионизма («Акации весной», 1904, Русский музей, Санкт-Петербург, и др.). В 1907–1912 гг. перешёл к неопримитивизму, создавая работы в духе лубка и вывески («Отдыхающий солдат», 1911, Третьяковская галерея, Москва, и др.). Мастер раннего русского авангардизма, один из организаторов московских выставок «Бубновый валет» (1910), «Ослиный хвост» (1912), «Мишень» (1913), «№ 4. Футуристы, лучисты, примитив» (1914). Участник выставок Союза русских художников (1906–1907), журнала «Золотое руно» (1908–1910), объединений «Союз молодёжи» (1910–1912), «Синий всадник» (1912) и др. Плодотворно занимался графикой, участвовал в оформлении футуристических книг («Помада» А. Е. Кручёных, 1912). Автор теории лучизма (1912–1915), ставшего одним из первых опытов абстракционизма («Лучизм», 1912, собрание Чудновских, Санкт-Петербург, и др.). С 1915 г. вместе с женой Н. С. Гончаровой в Швейцарии, Испании и Италии; с 1917 г. в Париже; работали как театральные художники в труппе «Русский балет Дягилева». Автор ряда статей, воспоминаний о русском балете, дневников.

Типология искусства

Типология искусства

Делфтская школа

Делфтская школа

Живописцы России XX века

Живописцы России XX века
Михаил Ларионов. Петух (лучистый этюд). 1912

Ларионов Михаил ФёдоровичЛарионов Михаил Фёдорович

Ларио́нов Михаи́л Фёдорович (1881–1964), российский живописец, график, сценограф, теоретик искусства. Раннее творчество в духе импрессионизма («Акации весной», 1904, Русский музей, Санкт-Петербург, и др.). В 1907–1912 гг. перешёл к неопримитивизму, создавая работы в духе лубка и вывески («Отдыхающий солдат», 1911, Третьяковская галерея, Москва, и др.). Мастер раннего русского авангардизма, один из организаторов московских выставок «Бубновый валет» (1910), «Ослиный хвост» (1912), «Мишень» (1913), «№ 4. Футуристы, лучисты, примитив» (1914). Участник выставок Союза русских художников (1906–1907), журнала «Золотое руно» (1908–1910), объединений «Союз молодёжи» (1910–1912), «Синий всадник» (1912) и др. Плодотворно занимался графикой, участвовал в оформлении футуристических книг («Помада» А. Е. Кручёных, 1912). Автор теории лучизма (1912–1915), ставшего одним из первых опытов абстракционизма («Лучизм», 1912, собрание Чудновских, Санкт-Петербург, и др.). С 1915 г. вместе с женой Н. С. Гончаровой в Швейцарии, Испании и Италии; с 1917 г. в Париже; работали как театральные художники в труппе «Русский балет Дягилева». Автор ряда статей, воспоминаний о русском балете, дневников.
Николай Рерих. Город строят. 1902

Рерих Николай КонстантиновичРерих Николай Константинович

Ре́рих Никола́й Константи́нович (1874–1947), российский живописец, сценограф, археолог, общественный деятель, писатель. Член Союза русских художников (с 1903) и объединения «Мир искусства» (председатель в 1910–1915). С конца 1890-х гг. писал картины преимущественно на темы славянской языческой древности, древнерусских преданий: «Гонец. "Восста род на род"» (1897), «Заморские гости» (1901; все – Третьяковская галерея, Москва) и др.; также виды древнерусской архитектуры. Оформлял спектакли антрепризы С. П. Дягилева. Произведения Рериха чаще всего воссоздают суровые и величественные пейзажи. В 1910-е гг. Рерих вместе с женой, Еленой Ивановной Рерих, обратился к изучению культуры и мистики Востока; с 1923 г. жил в Индии. С 1920-х гг. занимался обширной просветительской и общественной деятельностью. В 1954 г. на основе Пакта Рериха в Гааге принята международная Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта.

Искусство Китая

Искусство Китая

Архитекторы и градостроители

Архитекторы и градостроители

Архитектурные бюро

Архитектурные бюро

OMA (архитектурное бюро)

OMA (архитектурное бюро)
OMA, нидерландское проектное бюро, занимающееся архитектурой, градостроительством и культурологическим анализом. Основано в Лондоне в 1975 г. (неформальное сотрудничество участников началось в 1972) Р. Колхасом совместно с архитектором Э. Зенгелисом и художниками М. Вризендорп и З. Зенгелис (все трое впоследствии покинули ОМА). С 1978 г. базируется в Роттердаме, на начало 2010-х гг. открыты отделения в Нью-Йорке, Пекине и Гонконге (ныне Сянган); руководители: Р. Колхас, Э. ван Лон, Р. де Грааф, Сигемацу Сёхэй и др. В ОМА в разные годы работали многие видные представители поколения архитекторов-«экспериментаторов» рубежа 20–21 вв.: З. Хадид, Ф. Муссави, К. Кристиансе, К. де Гейтер, В. Маас (сооснователь MVRDV), А. Саэра-Поло, Б. Ингельс и др.
Здание посольства Нидерландов в Германии, Берлин. 1997–2003. Архитектурное бюро OMA

UNStudio

UNStudio
UNStudio, нидерландское архитектурное бюро. Основано в 1988 г. Б. ван Беркелем и К. Бос. Специализируется на высокотехнологичной цифровой архитектуре, которой присущи сложные геометрические формы. Разрабатывает проекты устойчивых городов будущего. Среди ключевых работ – вантовый мост Эразма в Роттердаме (1996), первые в г. Доха линии метро (2019), музей Mercedes-Benz в Штутгарте (2006), театр «Агора» в Лелистаде (2007), мастер-план экспериментального района Brainport Smart в Хелмонде (проект, 2018).
Мост Эразма, Роттердам. 1996. Архитектурное бюро UNStudio

«Снёхетта»

«Снёхетта»
«Снёхе́тта», норвежское архитектурное бюро. Основано в 1989 г. в Осло Х. Т. Торсеном и К. Дайкерсом. Для его творческого метода характерны совместная работа архитекторов, дизайнеров, социологов и художников, внимание к теме общественных пространств, использование архетипических форм и связь с ландшафтом. Среди ключевых проектов – Александрийская библиотека в Египте (2001), Норвежская опера и балет в Осло (2008), музейный павильон Национального мемориала 11 сентября в Нью-Йорке (2014), реконструкция площади Таймс-сквер в Нью-Йорке (2017).
Здание Норвежской оперы и балета, Осло. 2008. Архитектурное бюро «Снёхетта»

Историки искусства

Историки искусства
Историки искусств

Лазарев Виктор Никитич

Лазарев Виктор Никитич
Ла́зарев Ви́ктор Ники́тич (1897–1976), российский историк искусства и музейный деятель, член-корреспондент АН СССР (1943). Основные сферы научных интересов – византийское и древнерусское искусство, искусство эпохи Возрождения в Италии, а также европейское искусство Нового времени. В 1924–1938 гг. хранитель отдела итальянской живописи, заведующий картинной галереей, заместитель директора по научной части Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Один из основателей Института истории искусств Академии наук СССР (ныне Институт искусствознания в Москве; в 1945–1960 заведующий сектором живописи и скульптуры). Инициатор и автор 12-томной «Истории русского искусства», в которой им написаны все разделы по древнерусскому изобразительному искусству 11–15 вв. Один из крупнейших представителей знаточества в отечественной науке. Преподавал в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова (с 1925). Государственная премия СССР (1976).

Жилые сооружения

Жилые сооружения

Шантийи (замок)

Шантийи (замок)
Шантийи́, дворцово-парковый ансамбль в г. Шантийи во Франции, в области Пикардия. Владельцы из родов Монморанси (в 15–17 вв.) и Конде (в 17–19 вв.). Малый (16 в.) и Большой замки (1875–1882) расположены в центре парка (1663–1688, архитектор А. Ленотр; 1817–1819, архитектор В. Дюбуа). С 1898 г. в Шантийи расположен Музей Конде.
Замок Шантийи. Архитекторы Андре Ленотр (1663–1688), Виктор Дюбуа (1817–1819)

Ка-д'Оро

Ка-д'Оро
Ка-д'О́ро, один из наиболее значительных памятников светской готической архитектуры в Венеции. Расположен на Большом канале. Возведён по заказу купца М. Контарини в 1422–1440 гг. (архитекторы Марко д’Амадио, Дж. Бон и Б. Бон). С 1927 г. музей, носит название «Галерея Дж. Франкетти в Ка-д’Оро».
Ка-д'Оро, Венеция. 1422–1440. Архитекторы: Мар­ко д’Ама­дио, Джованни Бона, Маттео Раверти

Отель (особняк)

Отель (особняк)
Оте́ль (франц. hôtel, происходит от слова hôte – хозяин, гость, жилец; hôtel particulier – частный особняк), обозначение городского частного дома во Франции. Отели появились в средние века, традиция их строительства продолжилась в 16–19 вв. Как правило, отель рассчитан на одну семью и отличается от дворца меньшим масштабом, а от простого городского дома – наличием двора и ограды (а также часто небольшого сада). Отель с замкнутым двором (курдонёр) в 18 в. стал типичной жилой постройкой французских знатных родов (отель Субиз в Париже, 1705–1709). К 19 в. появилось второе значение слова «отель» – гостиница, быстро распространившееся по всему миру.
Жан Андруэ Дюсерсо. Здание отеля Сюлли, Париж. 1624–1629

Зарубежные художественные музеи

Зарубежные художественные музеи

Национальный римский музей

Национальный римский музей
Национа́льный ри́мский музе́й, одно из важнейших в Европе собраний античного искусства. Учреждён в 1889 г. в целях собирания и экспонирования римских древностей, открыт в 1890 г. Коллекции музея экспонируются в помещениях Терм Диоклетиана (Музей Терм), Палаццо Массимо-алле-Терме и Палаццо Альтемпс, в крипте Бальба.
Внутренний двор Палаццо Альтемпс. 1585–1589. Национальный римский музей

Национальный музей искусства, архитектуры и дизайна в Осло

Национальный музей искусства, архитектуры и дизайна в Осло
Национа́льный музе́й иску́сства, архитекту́ры и диза́йна в О́сло, крупнейший музей Норвегии. Основан в 2003 г. В собрании музея произведения старых мастеров и современного искусства (в основном произведения норвежских живописцев и скульпторов 19 – начала 20 вв., в том числе собрание работ Э. Мунка, полотна Ю. К. Даля, Х. Сольберга), новейшего европейского и американского искусства, архитектуры (архитектурные чертежи, фотографии, макеты преимущественно 20 в.), дизайна и декоративных искусств: коллекции исторического костюма и текстиля, мебели, изделий из серебра, стекла, керамики, среди которых древнегреческие вазы, собрание костюмов норвежских королей, средневековые норвежские шпалеры, а также объекты норвежского и зарубежного дизайна 20 – начала 21 вв.
Национальный музей искусства, архитектуры и дизайна, Осло. 1880-е гг. Архитекторы Генрих Эрнст Ширмер, Адольф Ширмер

Центр Помпиду

Центр Помпиду
Центр Помпиду́, междисциплинарный музейный, научно-исследовательский, творческий и выставочный центр в Париже. Открыт в 1977 г. (здание в стиле хай-тек, 1972–1977, архитекторы Р. Роджерс, Р. Пьяно). Включает Национальный музей современного искусства (произведения, созданные начиная с 1905; один из крупнейших музеев этого профиля в мире), Публичную библиотеку информации, Институт исследований и координации музыкально-акустических проблем (IRCAM). Филиалы в Меце (2010), Малаге (2015).
Центр Помпиду, Париж. 1972–1977. Ар­хи­тек­то­ры: Ренцо Пьяно, Ричард Род­жерс. Ин­же­не­ры: Питер Райс, Эдмунд Хап­полд