Делфтская школа
Де́лфтская шко́ла, группа голландских живописцев, работавших в период около 1650 – начала 1670-х гг. в г. Делфт.
К наиболее крупным мастерам этой школы относят Я. Вермеера, П. де Хоха, К. Фабрициуса, Г. Хаукгеста, П. Поттера и Э. де Витте. С ней также связывают таких художников, как Х. ван Влит, Б. ван Бассен, Д. Восмар, Я. ван Велзен, Х. ван дер Бург, Я. Стен, М. ван Миревелт, Я. Верколье, А. Паламедес, К. де Ман, К. ван Каувенберг, Л. Брамер, А. Пейнакер, Я. ван Гел, Э. ван дер Пул, Я. Восмар, Б. ван дер Аст, В. ван Алст, Х. Стенвейк и др.
Характерные черты школы – особое внимание живописцев к передаче световоздушной среды, повышенный интерес к оптике и перспективе при построении композиций, преобладание сюжетов, связанных с повседневной жизнью, большое разнообразие жанров.
Термин «делфтская школа»
Термина «делфтская школа» в Нидерландах 17 в. не существовало. Это позднейшее обозначение, принятое большинством исследователей 20–21 вв. (Дж. М. Монтиас, П. К. Саттон, У. Лидтке и др.) для описания творчества ряда художников, числившихся в делфтской гильдии Святого Луки около 1650 г. Объединение их в школу основано на общности их профессиональных интересов, сходстве новаторского подхода и заметных взаимовлияниях.
Однако у ряда учёных (К. Браун, Э. Я. Слёйтер, Л. де Фрис) этот термин вызывает возражения как не передающий всего разнообразия художественных явлений в Делфте в рассматриваемый период. В 17 в. для Республики Соединённых провинций характерна большая мобильность живописцев, возможная благодаря тесным коммерческим и развитым транспортным связям всех регионов. Вследствие этого местные стилистические отличия в нидерландском искусстве не столь ярко выражены, как, например, в германских и итальянских землях. Художники часто перемещались из одного центра в другой, смешивая локальные стили, привнося новые влияния в местные традиции. Так, некоторых мастеров исследователи рассматривают как представителей сразу нескольких художественных центров (например, Я. Стена, работавшего в Лейдене, Харлеме, Гааге и Делфте, и др.). Более того, большое разнообразие тем и сюжетов, разрабатывавшихся в том или ином городе, также усложняет объединение разноплановых живописцев в цельную школу.
Город Делфт и его художественная жизнь в 17 в.
В Нидерландах 17 в. Делфт был известен производством изразцов, фарфора, пива, текстильной продукции (в том числе роскошных гобеленов, над эскизами для которых работали многие художники), а также красивым городским ландшафтом. Неоднократно отмеченный современниками живописный и аккуратный вид города находил отражение и в творчестве делфтских художников. Для голландцев Делфт был своеобразным олицетворением благополучной и достойной городской жизни. Немалую роль в этом идеализированном образе для жителей Нидерландов играл национальный дух, связанный с ролью Делфта в ходе Нидерландской революции 16 в. С городом прочно ассоциировались имена многих героев: адмиралов П. Хейна и М. Тромпа, а также Фредерика Хендрика Оранского, сына Вильгельма I Оранского, при котором Соединённые провинции пережили период расцвета. Его помпезные похороны, состоявшиеся в Делфте в 1647 г., привлекли внимание к городу. Они положили начало волне паломничества патриотично настроенных граждан к его могиле и к пышному скульптурному надгробию (1623) убитого в Делфте «отца нации» Вильгельма I в Новой церкви. Именно она стала местом погребения многих принцев Оранских, похороны которых (как, например, Вильгельма II в марте 1651) неизменно вызывали очередную волну интереса к городу и его достопримечательностям. Гробницы других героев освободительного движения (Хейна, Тромпа и др.) в Новой и Старой церквях также привлекали путешественников и часто изображались на картинах и гравюрах.
В начале 17 в. Делфт был богатым городом. Обеспечивавшая существование оживлённого художественного рынка любовь зажиточных горожан к редким и роскошным предметам, включая картины, могла быть не в последнюю очередь вызвана большим количеством экзотических товаров, поступающих в город, т. к. Делфт был одним из шести центров Нидерландской Ост-Индской компании (VOC), некоторое время тут же находились штаб-квартиры английской торговой компании «купцов-путешественников» (The Company of Merchant Adventurers) и Нидерландской Вест-индской компании (WIC). Однако постепенно, во 2-й половине 17 в., экономика Делфта начала угасать на фоне динамично развивающегося Амстердама, и к концу 17 в. город перестал играть заметную роль. Многие художники покинули к этому времени Делфт ради новых художественных рынков. Так, например, привлечённый в том числе коммерческим успехом многочисленных делфтских пивоварен живописец Я. Стен в 1654 г. прибыл в Делфт и открыл там заведение «De Slang» («Змея»), но через три года, потерпев финансовый крах, покинул город.
Делфтская художественная жизнь была тесно связана с близко расположенной Гаагой: в середине 17 в. по каналам между городами несколько раз в день курсировали рейсовые пассажирские баржи (trekschuit), позволявшие в течение светового дня совершить поездку туда и обратно. Многие делфтские художники работали для расположенного там двора статхаудера, удовлетворяя постоянно существовавший спрос на парадные портреты и историческую живопись. С одной стороны, это обеспечивало мастерам финансовую стабильность, с другой – делало искусство Делфта до 1650 г. весьма консервативным (например, работы К. ван Каувенберга). Так, парадоксальным образом, современники Я. Вермеера и П. де Хоха называли главным живописцем Делфта своего поколения Л. Брамера, чьи итальянизирующие ночные сцены в сочетании с театральностью и искусственностью стиля скорее противоположны тому, что в 20–21 вв. ассоциируется с делфтской школой живописи.
Характеристика делфтской школы. Основные представители
Особенность делфтской школы живописи заключается в отсутствии лидера, объединившего вокруг себя других художников и в значительной мере повлиявшего на сложение их стиля. Скорее, следует говорить о взаимовлиянии мастеров: например, де Хох мог повлиять на некоторые композиции Вермеера, но и Вермеер, в свою очередь, оказывал влияние на де Хоха. В разные моменты существования этой школы роль катализаторов художественных процессов играли К. Фабрициус; не относящийся сам к делфтской школе П. Санредам; П. Поттер и не живший в Делфте Н. Мас. Можно с уверенностью сказать, что в таком небольшом городе (Делфт можно было пересечь пешком менее чем за час) активные талантливые живописцы, объединённые членством в гильдии, были знакомы с работами своих коллег и в той или иной степени конкурировали друг с другом.
Истоки новаторского художественного духа следует искать в традициях, привнесённых в Делфт извне поколением живописцев с очень разным культурным «багажом» и специализацией – Фабрициусом, де Хохом, Поттером, а также пионерами архитектурной живописи – Г. Хаукгестом и Э. де Витте. Из главных мастеров школы лишь Вермеер был уроженцем Делфта.
Нет точных сведений, что именно послужило импульсом сложения особого художественного стиля, однако около 1650 г. в Делфте возник новый жанр церковных интерьеров, порывающий с консервативной художественной традицией: появились работы Хаукгеста, де Витте, Х. ван Влита, изображающие интерьеры Новой и Старой церквей в этом городе – знаковых для голландского общества сооружений. Главную роль в этом жанре играли пространство и свет. Необычно близкая точка обзора, выбор диагональных ракурсов, изображение отдельных частей церкви, а не фронтального парадного вида храма, стремление передать эффекты света и воздуха в интерьере, а также непосредственное впечатление от повседневной жизни церковной общины делают эти произведения столь необычными, открывая новую страницу в архитектурной живописи.
Внимание к пространству и перспективе – одна из отличительных черт делфтской школы – возможно, отчасти связана с творчеством К. Фабрициуса, переехавшего из Амстердама (где он работал в мастерской Рембрандта) в Делфт к августу 1650 г. Взрыв порохового склада 12 октября 1654 г., в котором погибло более сотни горожан и была разрушена четверть города, оборвал жизнь художника, а также уничтожил бо́льшую часть его работ. Поэтому о «перспективах» мастера (perspectiven; термин, которым в то время в Голландии обозначали широкий круг произведений – от архитектурных видов и городских пейзажей до интерьерных сцен) известно только по описанию современников, высоко оценивавших его мастерство. От делфтского периода его творчества сохранилось всего четыре произведения, которые – особенно «Вид Делфта» (1652, Национальная галерея, Лондон) – в полной мере демонстрируют поиски художника в области передачи пространства и световоздушной среды.
Интерес к всевозможным оптическим приборам, линзам, различным ghesicht-gereetschap (нидерл., буквально – «инструмент для глаз»), а также к опытам с перспективой, трактатам по геометрии и естественным наукам – отличительная особенность голландского общества 17 в. Не только многочисленные учёные (например, делфтский мастер Э. Харманс Стенвейк, знаменитый своими линзами для телескопов и подзорных труб не только в Нидерландах, но и в других европейских странах, оба сына которого были художниками делфтской школы; уроженец Делфта А. ван Левенгук, натуралист, создатель линз и микроскопов, связываемый некоторыми исследователями с Вермеером), но и простые горожане увлекались различными научными «диковинами», составляя (или посещая) разнообразные кабинеты редкостей (кунсткамеры). Были популярны «книги чудес», в которых учёные описывали последние естественнонаучные открытия, сопровождая их философскими или морализаторскими ремарками. Показательна в этом смысле работа чрезвычайно разностороннего делфтского учёного (хирурга, математика, естествоиспытателя, ботаника и юриста) Я. Спорса (1595–1677), который в своих трактатах рассуждал о божественном миропорядке именно в контексте примеров из астрономии, математики и оптики. Одной из главных его тем был постулат о величии божественного творения, которое можно проследить, занимаясь естественными науками, исследованием Вселенной и её физических законов. Чрезвычайно большое внимание Спорс уделял изучению природы света (солнца, звёзд и свечи) и его распространения в разных средах, переходя от научных рассуждений к метафоре противостояния света и тьмы в моральном ключе. Также в своём тексте «Oratie van de Nieuwe Wonderen des Wereldts, de Nuttigheyd, de Waerdigheyd, der Wis- ende Meet-konsten» (1638) Спорс, говоря о человеке, сотворённом наподобие Бога, сформулировал мысль о важности пропорций как отражения божественного, переходя в своих рассуждениях к значению правильного построения пропорций в искусстве и к роли художественной перспективы. Посвящённый властям Делфта, этот трактат охватывает широкий спектр онтологических и гносеологических исканий, находящих множество параллелей в искусстве делфтской школы. Примечательно, что Спорс был близок (в первую очередь благодаря своей юридической деятельности) к окружению художников, в том числе к семье де Хоха и к М. Тинс, тёще Вермеера.
В этом смысле художественные поиски делфтских мастеров в полной мере отражают общий интерес голландского общества к познанию и точному описанию окружающего мира, а также интеллектуальную атмосферу, сосредоточенную вокруг вопросов оптики, царившую в Делфте середины 17 в.
Творчество Вермеера, одного из самых знаменитых мастеров мирового искусства 17 в., также связано с этим стремлением наиболее точно изобразить реальный видимый мир. Многие учёные предполагают, что мастер использовал камеру-обскуру при написании интерьеров. Однако не только геометрически выверенная композиция, но и передача непосредственного впечатления от изображаемой сцены, пронизанной светом и наполненной особой атмосферой тишины и покоя, делают произведения Вермеера столь притягательными. Всю свою жизнь проведший в родном городе, Вермеер в своих работах воспел поэтичность делфтского аккуратного дома и красоту обыденной повседневной жизни, создав один из самых узнаваемых образов голландской живописи.
Повседневные жанровые сцены были темой творчества и другого представителя делфтской школы, П. де Хоха, приехавшего из Роттердама в Делфт впервые в 1652 г. и прожившего в городе с 1654 по 1660 гг. Здесь художник обратился к бытовым сюжетам, в которых фигурируют мать и дитя. Он часто изображал анфиладу комнат или внутренний двор, где хозяйка занимается домашними делами и играет с детьми. Виртуозная передача света и пространственной глубины, а также лиричное настроение вывели в его работах бытовой жанр на новый уровень. Кроме того, приём развития пространства вглубь, когда через дверной проём открываются другие комнаты или дворы, а иногда и фрагменты делфтских улиц, стал «визитной карточкой» этого художника. Как и многие другие делфтские мастера, де Хох покинул Делфт ради более перспективного художественного рынка Амстердама, однако художественное качество его работ делфтского периода осталось непревзойдённым.
Ещё один прославленный мастер, находившийся в Делфте лишь краткий период (1646–1649), но причисляемый к школе, – пейзажист П. Поттер. Некоторые учёные считают именно его своего рода «катализатором» возникновения школы (М. Эйслер), однако у этой точки зрения есть и противники (У. Лидтке, М. Пломп). Тем не менее идиллические пейзажи художника своим мягким серебристым колоритом, формообразующей ролью световоздушной среды в композициях, поэтизацией обыденной сельской жизни и «реалистичностью» узнаваемых видов в окрестностях Делфта и Гааги чрезвычайно близки художественным исканиям делфтских мастеров.
Закат делфтской школы. Её восприятие в науке 21 в.
Вслед за стремительным возникновением и кратким периодом расцвета делфтская школа быстро исчезла: многие художники отправились на более развитые и перспективные художественные рынки, чаще всего в Амстердам. К моменту смерти Вермеера (1675) город окончательно утратил статус художественного центра.
Теме делфтской школы была посвящена крупная исследовательская выставка в Метрополитен-музее (Нью-Йорк) и в лондонской Национальной галерее, которую сопровождал фундаментальный каталог под редакцией Лидтке (Liedtke W. A. 2001). В настоящее время интерес исследователей больше связан с изучением творчества отдельных художников, работавших в Делфте, в более широком общенидерландском контексте, нежели в масштабе исключительно делфтской школы. Тем не менее термин «делфтская школа» прочно вошёл в историю мирового искусства как обозначение одного из самых ярких явлений золотого века голландской живописи.