Пьяно Ренцо
Пья́но Ре́нцо (Ренцо Пиано; Renzo Piano) (род. 14.9.1937, Генуя), итальянский архитектор.
Родился в семье строителя. Окончил Политехнический университет в Милане (1964). С начала 1960-х гг. работал в мастерских архитекторов Ф. Альбини в Милане, Л. Кана в Филадельфии (где познакомился с Ж. Пруве), З. С. Маковски в Лондоне, также испытал влияние Р. Б. Фуллера, П. Л. Нерви. Изучал мембранные и другие облегчённые конструкции (павильон итальянской промышленности на Всемирной выставке в Осаке, 1969–1970, и др.).
В 1971 г. вместе с Р. Роджерсом выиграл конкурс на проект Национального центра искусства и культуры имени Ж. Помпиду в Париже (1972–1977, инженер П. Райс, Э. Хапполд) – одного из первых в истории зданий в стиле хай-тек, одновременно являвшегося «пародией» на современное увлечение новыми технологиями. В 1981 г. основал собственную мастерскую в Париже.
Ключевые темы его творчества – связь интерьера здания с его окружением (через большие площади остекления, естественное освещение, вентиляцию и т. д.), принципы экологической архитектуры, внимание к контексту (использование местных материалов, «ремесленных» приёмов и др.), а также применение новаторских конструктивных решений и технологий ради большей образности и эффективности проекта. Так, в здании Музея коллекции Менил в Хьюстоне (1986, инженер Райс) небольшие павильоны с обшитыми досками фасадами напоминают соседние жилые дома, а кровля из косо закреплённых на металлическом каркасе «листьев» из армоцемента рассеивает солнечные лучи, обеспечивая наилучшее освещение и температуру в выставочных залах.
В галерее художника С. Твомбли (1995), расположенной на территории этого музея, играющая ту же роль кровля состоит из металлического каркаса, механических солнцезащитных экранов и остекления, а в интерьере потолки затянуты тканью. Этот метод, дающий оптимальное освещение для экспонатов, в сочетании со сдержанным, детально продуманным оформлением интерьеров Пьяно применил и во многих других музейных зданиях (Фонда Байелер в Риене в Швейцарии, 1997; в корпусе современного искусства Чикагского института искусств, 2005–2009; реконструкции Библиотеки Моргана в Нью-Йорке, 2003–2006, и др.).
Однако снаружи такие сооружения могут иметь подчёркнуто эффектный облик (волнообразные перекрытия Центра Пауля Клее в Берне, 2005; стеклянный «парус» кровли Музея современного искусства Аструп – Фернли в Осло, 2012; фонд киностудии Pathé в Париже, 2014, и др.). Среди более поздних музейных построек – реконструированное здание Музеев искусств Гарвардского университета в Кембридже, штат Массачусетс (2014), корпус Художественного музея Кимбелла в Форт-Уэрте (2013), находящийся в тесном «диалоге» с основным зданием по проекту архитектора Л. Кана (1972), новое здание Музея американского искусства Уитни в Нью-Йорке (2015), Музей Академии кинематографических искусств и наук США в Лос-Анджелесе (2021).
В спортивных и транспортных сооружениях новаторская конструкция выступает на первый план: стадион «Сан-Никола» в Бари из модульных бетонных элементов (1990, инженер Райс), терминал аэропорта Кансай в Осаке с профилем перекрытий, направляющим воздушные потоки без использования вентиляционных коробов (1994, инженеры Райс, Т. Баркер; самый длинный в мире, 1,7 км). В Генуе по проекту Пьяно возведён мост (2020) взамен обрушившегося в 2018 г. сооружения по проекту инженера Р. Моранди (1967).
В здании Калифорнийской академии наук в Сан-Франциско (2005–2008) использование озеленённой крыши, фотоэлектрических элементов, естественной вентиляции, системы сбора дождевой воды и других принципов экологической архитектуры значительно сократило затраты ресурсов на его эксплуатацию. Ради соответствия контексту Культурный центр имени Ж.-М. Тжибау в г. Нумеа (1998) повторяет формы традиционных деревянных хижин и содержит элементы символической системы канаков, а церковь Падре-Пио в коммуне Сан-Джованни-Ротондо в Италии (2004) полностью возведена из местного камня, включая поддерживающую кровлю арку с пролётом более 50 м.
Высотные здания Пьяно снабжены внешними солнцезащитными экранами, зрительно размывающими их очертания («Орора-плейс» в Сиднее, 2000; башня «Нью-Йорк таймс билдинг» в Нью-Йорке, 2007). На трёх верхних уровнях штаб-квартиры банка Intesa Sanpaolo в Турине (2015) расположилась «теплица», где высажены эвкалипт, инга, акация, лаванда и мирт. Возведённый по проекту архитектора небоскрёб The Shard в Лондоне («Осколок»; 2012) в форме пирамиды высотой 310 м на начало 2020-х гг. является самым высоким зданием Западной Европы.
Среди градостроительных работ Пьяно – реконструкции завода Fiat в Линготто, близ Турина (1991–2003), района Потсдамер-плац в Берлине (2000), зоны Старого порта в Генуе (1992–2004), квартал Сите-Энтернасьональ в Лионе (1992–2006), многофункциональный комплекс Central Saint Giles в Лондоне (2010), реконструкция исторического центра Валлетты, включённого в список Всемирного наследия (2015).
Р. Пьяно реконструировал здание электростанции в Москве (2021; совместно с российским бюро APEX), в котором расположился Дом культуры «ГЭС-2» некоммерческого фонда современного искусства V-A-C. Желая подчеркнуть историю сооружения, архитектор оставил частично видимыми в интерьере инженерные коммуникации электростанции.
Золотая медаль Королевского института британских архитекторов (1989). «Praemium Imperiale» Японской художественной ассоциации (1995). Притцкеровская премия (1998, США). Золотая медаль Американского института архитекторов (2008).
В 2018 г. вышел документальный фильм «Ренцо Пьяно, архитектор света» испанского режиссёра К. Сауры.